Олег Меньшиков


Олег Меньшиков

народный артист России, режиссёр, лауреат Государственных премий РФ

Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в городе Серпухове Московской области в семье Евгения Яковлевича Меньшикова (род. 1934) — военного инженера и врача-невропатолога Елены Иннокентьевны Меньшиковой (род. 1933).

После окончания общеобразовательной и музыкальной школ (1977 год) поступил в Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина, на курс В.Б.Монахова.

В 1981 году поступил в Малый театр. Через год был призван в Советскую армию и проходил службу в Центральном академическом театре Советской армии. В 1985 году Меньшиков перешёл в труппу театра имени М.Н.Ермоловой, где проработал до 1989 года, сыграв ряд заметных ролей. В 1995 году он организовал свою театральную компанию, которая называется «Товарищество 814»

Став свободным актёром, Меньшиков играет в спектаклях Петра Фоменко (роль Калигулы в одноимённом спектакле — 1990 год), лондонском театре «Глобус» (роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» — 1991 год).

В 2005 году женился на актрисе Анастасии Черновой.

В начале 2008 года поставил свой первый моноспектакль «1900» на сцене Театра им. Моссовета в рамках фестиваля «Черешневый лес».

Играет на фортепиано, скрипке.

В апреле 2012 г. Олег Меньшиков становится художественным руководителем Ермоловского театра.

Впервые в театральной жизни столицы народный артист СССР Владимир Андреев передал свои полномочия актеру и режиссеру Олегу Меньшикову.

В настоящее время Владимир Алексеевич Андреев является президентом театра.

Вместе с новым художественным руководителем театр обрёл новый фирменный стиль и новый репертуар.

А в октябре 2014 года состоялось долгожданное открытие Новой сцены театра им. М.Н. Ермоловой.

За роль в фильме «Моонзунд» (1987 год) — Серебряная медаль имени А. П. Довженко;

За роль в фильме «Утомлённые солнцем» (1994 год) — Государственная премия России 1995 года;

«Зелёное яблоко — Золотой листок» — профессиональная премия за лучшую мужскую роль;

Приз Кинопрессы — лучшему актёру года;

За роль в фильме «Кавказский пленник» (1996 год) — Государственная премия России 1997 года;

Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль;

Профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую роль;

Приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале «Балтийская жемчужина» (1997 год);

Российская независимая премия «Триумф» — за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996 год);

Приз «Золотой Овен» по итогам года — «Универсальному актёру — лидеру кинематографического поколения» (1996 год).

За роль в фильме «Сибирский цирюльник» (1999 год) — Государственная премия России 1999 года.

За роль Анатолия Тарасова в фильме «Легенда №17» — Премия им. Олега Янковского и приз за лучшую мужскую роль на детском кинофестивале «Алые Паруса»

Театр

За роль в спектакле «Калигула» (1990 год) — премия и диплом Фестиваля «Московские сезоны»;

За роль в спектакле «Когда она танцевала» (1991 год) — премия Британской Академии Театральных Искусств имени Лоуренса Оливье за 1992 год.

За роль в спектакле «N» (1993 год) — театральная премия «Хрустальная роза».

В 2003 году за большие заслуги в области искусства Указом Президента Российской Федерации Олегу Меньшикову присвоено почётное звание «Народный артист Российской Федерации».

В 2003 году Олег Меньшиков получил одну из главных французских наград в области искусства — правительственный орден «Академические пальмы».

За театральный проект «Тысяча девятисотый» — ежегодная театральная премия «Московского комсомольца» за 2008 год в номинации «мэтры».

Награды

Указом Президента РФ награжден орденом Почёта (8 ноября 2010) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность.

Роли в театре

Центральный театр Советской Армии

1981 — «Часы без стрелок», по повести Б. Л. Рахманина. Режиссёры: Ю. И. Ерёмин, Н. Петрова — Васюков

1981 — «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр: В. Я. Мотыль — Алексей Буланов

1984 — «Идиот» (по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Ю. И. Ерёмин — Ганя Иволгин)


1985 — «Рядовые» А. А. Дударева. Режиссёр: Ю. И. Ерёмин — Лёнька-«Одуванчик»

Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой

1985 — «Говори!» (инсценировка А.Буравского по очеркам В. В. Овечкина «Районные будни». Режиссёр: В. В. Фокин — Секретарь)

1986 — «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Э. С. Радзинского. Режиссёр: В. В. Фокин — Серёжа

1988 — «Второй год свободы» по пьесе А. М. Буравского. Режиссёр: В. В. Фокин — Робеспьер

Театр имени Моссовета

1990 — «Калигула» по пьесе Альбера Камю. Режиссёр: П. Н. Фоменко — Калигула

другие театральные проекты

1991 — «Когда она танцевала», по пьесе Мартина Шермана. Режиссёр: Роберт Алан Акерман — Сергей Есенин (Театр «Глобус», Лондон) Премия имени Лоуренса Оливье Британской Академии театральных искусств, — «за выдающееся исполнение роли второго плана», 1992

1992 — «Игроки» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Далия Ибелгауптайте — Ихарев (Театр «Трайсекл», Лондон)

1993 — «N» / «Нижинский», по дневникам В.Нижинского, автор драматургической основы А. А. Бурыкин — Нижинский (Театральное агентство «БОГИС»)

1994 — «Когда она танцевала», по пьесе Мартина Шермана. Режиссёр: Патрис Кербра — Сергей Есенин (Театр Комедии на Елисейских Полях, Париж)

2008 — «1900» моноспектакль по повести Алессандро Барикко. Режиссёры: О.Меньшиков и др. («Театральное товарищество О.Меньшикова») — Трубач, друг Новеченто

Театральное товарищество 814

1998 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Роль — Чацкий. Режиссёр — О.Меньшиков

2000 — «Кухня», по пьесе М. А. Курочкина. Роль — Гюнтер. Режиссёр — О.Меньшиков

2001 — «Игроки» Н. В. Гоголя. Роль — Утешительный. Режиссёр — О.Меньшиков

Роли в театре им. М.Н.Ермоловой сегодня:

«Игроки» Н. В. Гоголя. Роль — Утешительный. Режиссёр — О.Меньшиков

«1900» А. Барикко. Роль – Трубач, друг Новеченто. Режиссёр – О.Меньшиков

«Оркестр мечты. Медь». Режиссёр-постановщик — О.Меньшиков

«Портрет Дориана Грея» О.Уайльда. Роль – Лорд Генри. Режиссёр – А.Созонов

«Из пустоты…» (восемь поэтов)». Роль – Г.Иванов. Худ. руководитель постановки – О.Меньшиков

Актер Олег Меньшиков: фильмография, биография

Необыкновенная способность к перевоплощению, передаче эмоций, мыслей персонажей, обаятельная улыбка – лишь немногие из причин, по которым публике нравится Олег Меньшиков. Фильмография известного актера включает образы царского юнкера, спортивного тренера, прожигателя жизни, сотрудника НКВД и многие другие яркие роли. С каждой из них он справляется на отлично. Какие ленты, в которых снимается звезда, стоит в первую очередь выбрать для просмотра?

Биографическая справка

Актер появился на свет в небольшом подмосковном городке в 1960 году, радостное событие произошло в семье врача и военного инженера. Детство мальчика прошло в столице, куда вскоре перебрались его родители. Тяга к творчеству началась для ребенка с увлечения музыкой, он серьезно занимался игрой на скрипке. Однако вовсе не в качестве скрипача видел себя взрослеющий Олег Меньшиков. Биография, фильмография звезды преподносят множество сюрпризов, одним из них стал актерский дар, внезапно обнаружившийся в 9 классе.

Окончив школу, будущий артист остановился на театральном вузе вопреки желанию родителей, мечтавших о «надежной» профессии для него. Этот выбор быстро себя оправдал, заметный студент постоянно привлекал к себе внимание окружающих незаурядным актерским мастерством. Интересных предложений долго ждать не пришлось.

Олег Меньшиков: фильмография звезды

Картина «Жду и надеюсь» — первая лента, благодаря которой актер попал в мир большого кино. Неизвестному юноше в 1980 году была поручена главная роль, с которой отлично справился Олег Меньшиков. Фильмография открылась образом героического парня по кличке Домок — участника партизанского отряда, занимающегося разведкой и дезинформацией врага.

За первой картиной последовали две небольшие роли в «Родне» и «Полетах во сне и наяву». Персонажи, сыгранные актером, не были главными, однако получились своеобразными и яркими, незамеченными не остались.

Фильм-прорыв

Вкус настоящей славы артисту довелось почувствовать после ленты «Покровские ворота», снятой в 1982 году Михаилом Козаковым. Режиссер долго не мог найти главного героя, в результате им стал впечатливший его своей дебютной ролью Олег Меньшиков. Фильмография звезды обогатилась первым успешным кинопроектом.

Персонажа актера звали Костик, это был несерьезный, ветреный молодой человек, главной целью которого было покорение столицы. Он перебирается в Москву, обосновывается в коммунальном жилище родственницы, приступает к бесконечным поискам развлечений. Параллельно аспирантом ведутся поиски подходящей супруги, способной устроить его будущее. В будущем знаменитый лицедей неоднократно рассказывал журналистам о собственных опасениях закрепиться в памяти зрителей как актер одной роли. Разумеется, этого не случилось.

Проекты Никиты Михалкова

Все поклонники актера знают, что среди лучших его работ числятся картины, снятые режиссером Михалковым. Мастеру еще во время съемок «Родни» запомнился талантливый Олег Меньшиков. Фильмография звезды благодаря этому в 1994 году пополнилась лентой «Утомленные солнцем», принесшей ему сразу несколько престижных наград. Режиссер поручил ему роль молодого сотрудника НКВД. Конечно же, Меньшиков снялся и в продолжении истории, ставшей культовой.

«Сибирский цирюльник» — второй яркий пример успешного сотрудничества двух одаренных людей. Действие драмы происходит во времена Александра Третьего. В качестве юнкера Андрея Толстого режиссером был выбран Меньшиков Олег Евгеньевич. Фильмография обзавелась лентой, которую многие критики называют лучшей в карьере отечественной знаменитости.

Лучшие драматические картины

Произведения Никиты Михалкова – далеко не все ленты, в которых проявился неподражаемый драматический талант актера. Драма «Восток-Запад» 1999 года — грустная история о советском репатрианте, приехавшем в СССР после завершения войны вместе с супругой-француженкой. Главную мужскую роль исполнил Меньшиков, которому она подарила возможность претендовать на «Оскар».


В этом же году вышла пронзительная драма «Мама», в которой Олегу досталась роль неподвижного инвалида, ставшего таковым по вине собственной матери. Актер великолепно передал страдания своего героя, вынужденного всю жизнь проводить в кровати, балансирующего на грани сумасшествия.

Последний фильм

Спортивная драма «Легенда № 17», вышедшая в 2012 году, на текущий момент остается последней лентой, которой порадовал поклонников Олег Меньшиков. Фильмография, фото звезды обзавелись историей прославленного хоккейного тренера, подарившего миру легендарного игрока. Сам актер легко вжился в образ, так как питает неподдельный интерес к спорту, однако предпочитает игру в футбол.

Конечно же, это далеко не все яркие роли, которые можно обнаружить в фильмографии прославленного актера. К тому же достаточно молодой возраст Меньшикова позволяет фанатам рассчитывать на его новые достижения в этой сфере.

Актер Меньшиков Олег Евгеньевич: биография, театральные работы, фильмография

В среде актеров и режиссеров всегда отмечали, что он — особенный. Собственно, таковым он и остался. В Голливуде его прозвали «русским актером, который не хочет приехать». В том плане, что он неоднократно отказывался от заманчивых предложений на «фабрике грёз». Ну он такой, особенный, Олег Меньшиков, личная жизнь, биография которого стали предметом нашего обзора.

Юного Олега всегда тянуло к музыке

Блистательный актер Меньшиков Олег родился в Серпухове, что в Подмосковье. Это случилось поздней осенью 1960-го. Его семейство совершенно не было связано с миром театра и кинематографа. Отец будущего актера был военным инженером, а мать трудилась невропатологом. Через некоторое время семья Меньшиковых переехала в Москву.

С раннего возраста юного Олега тянуло к музыке. Родители заметили это своевременно и приобрели ему скрипку. Так, будущий актер Меньшиков Олег начал заниматься в музыкальной школе.

Кстати, в общеобразовательную школу Олег пошел, когда ему было шесть. По его словам, он с легкостью адаптировался к школьной жизни: привык к домашним заданиям и урокам, учился весьма неплохо. Хотя отличником он никогда не был.

Страсть к оперетте

В детстве Олег Меньшиков обожал оперетту, которая была для него настоящей страстью. Дважды за неделю он бегал в Театр оперетты, чтобы посмотреть на новые постановки. Разумеется, на ряд спектаклей, которые сильно нравились ему, ходил по несколько раз.

Данное увлечение привело к тому, что в старших классах юный Меньшиков сам начал ставить свои спектакли. При этом к ним он сам писал слова и музыку. Так, к празднованию Нового Года он сделал соответствующую пьесу, включив отрывки из оперетт.

Одним словом, будущий актер Меньшиков Олег в действительности показал весьма неплохие режиссерские способности. Кроме того, он, как настоящий режиссер, помог обнаружить у своих друзей актерский дар.

По воспоминаниям его одноклассников, Меньшиков Олег Евгеньевич оказался неким объединяющим началом в классе. Огромную роль в этом сыграли его недурные музыкальные способности. В школе стояло пианино. На переменах юный Меньшиков усаживался за фортепиано и играл. А весь класс подпевал ему.

По большому счету, вокруг него всегда группировались сверстники – от отличников до хулиганов. Ему удалось ладить абсолютно со всеми. Он всегда был каким-то особенным.

Судьбоносная свадьба

Талант юного Олега был отмечен, когда он учился в девятом классе. Однажды он оказался на свадьбе дочери художницы по костюмам, которая работала в одном из столичных театров.

Гости немало были удивлены. Молодой человек музицировал на фортепиано, играл на скрипке, аккомпанировал музыкантам и певцам, декламировал стихи и постоянно импровизировал.

Среди гостей на чествовании молодоженов находился и преподаватель Щепкинского училища Владимир Монахов. На протяжении всего вечера он наблюдал за Олегом, а когда народ стал расходиться, предложил прослушаться у него. Так и произошло.

Педагог попросил почитать что угодно на его усмотрение. Меньшиков Олег Евгеньевич выбрал пушкинское стихотворение «Желание славы». Когда он закончил чтение, преподаватель был поражен. В нем он обнаружил завидную одаренность. При этом, по словам педагога, он был одарен весьма незаурядно. Тогда он еще пытался сравнить его с великолепным актером Жераром Филиппом.

Немудрено, что окончив школу в 1977-м, молодой Меньшиков решил поступать в Щепкинское училище. Правда, его родители этому выбору не особо радовались, так как своего сына они видели исключительно в серьезной профессии. Но они не стали вмешиваться, и для Олега начался совершенно новый период в жизни.

В стенах «Щепки»

На экзаменах в «Щепку» он получил блестящие оценки. И в результате оказался на курсе ректора вуза Н. Афонина.

Внимание к одаренному студенту было повышенным еще с первого курса. Со своими однокурсниками он с завидным постоянством только и делал, что ставил юмористические номера. А вот студенческие капустники с участием Олега в вузе помнят и сейчас.

Когда он заканчивал «Щепку», ему удалось принять участие и в спектакле «Нашествие», режиссером которого являлся ректор Афонин. Любопытно, изначально он планировал, что Олег сыграет главного героя, но тот сам попросил, чтобы дали ему возможность сыграть именно эпизодическую роль. Его исполнение в результате стало одним из самых ярких и запомнившихся. Все — студенты, педагоги – прибежали посмотреть на Олега в роли самоуверенного офицера. По воспоминаниям знакомых, это был настоящий шедевр.

От рядового актера до руководителя столичного театра

Когда Меньшиков стал дипломированным актером, он начал работать в Малом театре. Однако там у него не было ярких ролей, и поэтому через год он ушел оттуда.

После этого он оказался в армии, отбывая срочную. Служил он в театре Советской Армии. В этих стенах он сыграл Ганечку в спектакле «Идиот». Эта роль по праву считалась одной из самых заметных.

Демобилизовавшись, актер попал в труппу театра Ермоловой. Он работал там в течение четырех лет. Ценители Мельпомены до сих пор вспоминают его отличную игру в таких спектаклях, как «Второй год свадьбы» и «Говори!».

В 90-х актер был занят в ряде театральных антрепризах. А в 1990-м ему дали главную роль в спектакле «Калигула» П. Фоменко. На тот момент Меньшикову было тридцать. Театральные работы Олега Меньшикова сделали его известным и в России, и за рубежом.

В 1993-м он играл уже самого Нижинского. При этом он выступил и как режиссер. А на следующий год он перевоплотился в Есенина в постановке «Когда она танцевала». Этот спектакль ставился парижским театром. За эту роль он получил престижную британскую премию.

Через два года Меньшиков решил организовать собственную антерпризную компанию. Именно тогда он был главным режиссером большинства спектаклей его компании. Самыми известными постановками стали грибоедовское «Горе от ума», гоголевские «Игроки» и «Кухня» Курочкина.

Спустя несколько лет Олег Меньшиков, биография которого насыщена и интересная, вступил на должность художественного руководителя театра Ермоловой, где он в свое время работал. Перво-наперво он устроил ревизию репертуара и оставил лишь четыре спектакля. Кроме того, он расстался с бывшими коллегами-актерами, в числе которых была Татьяна Догилева. Она снималась с ним в «Покровских воротах».

Совершенно недавно актер Меньшиков Олег взялся и за пьесу «Счастливчики». Спектакль не оставил никого равнодушным.

Олег Меньшиков: фильмы

Что касается кинематографа, Меньшиков дебютировал в картине «Жду и надеюсь». Это было в 1980-м. Роль Шурки стала более чем удачной для девятнадцатилетнего киноактера.

После этого Олег снялся и в нашумевшей ленте Н. Михалкова «Родня», а потом и в «Полетах во сне и наяву» Р. Балаяна.

Следующей работой стал фильм «Покровские ворота» М. Козакова. Меньшиков сыграл счастливого студента Костика. Кстати, перед съемками он был утвержден и на роль в фильме «Частная жизнь» Ю. Райзмана. В результате именитые режиссеры смогли договориться, и талантливый актер начал работать у Козакова. На экраны картина вышла в 1982-м и сделала из Меньшикова настоящую звезду.


«Оскар» Меньшикова

После триумфа многие режиссеры начали предлагать ему сняться в своих фильмах.

Так, он был задействован в таких картинах, как «Капитан Фракасс», «Володя большой и Володя маленький», «Моонзунд»…

В 90-х он уже начал отбирать не только предлагаемые ему роли, но и режиссеров. Так, он сыграл Митю в «Утомленные солнцем» Н. Михалкова. Картина получила «Оскар».

В 96-м он снялся в ленте «Кавказский пленник», получив множество наград.

Спустя два года Олег Меньшиков, фильмы с участием которого полюбились зрителю, снова начал работать с Никитой Михалковым. Речь идет о великолепной картине «Сибирский цирюльник».

Новые роли

В 2000-х его одной из самых заметных работ стала очередная экранизация известного романа «Золотой теленок». Меньшиков тогда признавался, что ему было очень интересно сыграть «современного» комбинатора, который должен непременно отличаться от того, что когда-то великолепно сыграл великий Юрский. Тогда Олег сказал, что Бендер близок ему как минимум авантюризмом.

Далее последовала работа над картиной «Доктор Живаго» и съемки в «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова.

Также он блестяще справился с ролью легендарного хоккейного тренера А. Тарасова в ленте «Легенда №17». Судя по восторженным откликам, образ легендарного наставника был едва ли не ярче образа Харламова — главного героя картины.

А в 2020-м вышла картина «Притяжение» Ф. Бондарчука, где Меньшикову дали одну из главных ролей.

Олег Меньшиков: личная жизнь

До некоторых пор личная жизнь актера была тайной. Женат ли Олег Меньшиков? Дети у него есть? Вопросов было много. Но в возрасте 45 лет Меньшиков официально женился на Анастасии Черновой, которая трудится в одном из театров. «Главное событие в жизни – это как раз встреча с Настей», — так говорил сам Олег Меньшиков. Дети в планы Олега и Насти входят, но пока они ими еще не обзавелись.

На данный момент Анастасия чувствует со стороны супруга невероятное внимание и заботу, хотя далеко не всегда понимает его.

Журнал

Олег Меньшиков: в кино и в жизни

Сегодня, 8 ноября, знаменитому актёру исполнилось 58 лет!
Олег Меньшиков — о ролях, друзьях и мечтах…

«Я пытаюсь не врать себе, я пытаюсь жить честно, в согласии с самим собой. Я думаю, это самое главное». [источник]

«Я всегда с опозданием понимаю, что был успех. Когда-то давно я играл в театре Моссовета в спектакле „Калигула“. Мне очень нравилось, я понимал, что это достойнейшая работа, но только спустя много времени я вдруг осознал, что это был успех. Та же история, кстати, произошла и с фильмом „Утомленные солнцем“. Только спустя года два-три я понял, что эта роль и фильм в целом были огромной моей удачей». [источник]

«Мечта у меня банальная — я просто хочу объехать весь мир». [источник]

«Эта роль (Костик в фильме „Покровские ворота“ — прим.ред.) дала старт в будущее. Всё началось с него, с Костика, и, разумеется, многое изменило в моей актёрской и неактерской жизни. Эти две линии сейчас настолько переплетены, что порой и не поймёшь, где заканчивается одна, а где начинается другая. Потом уже, когда все вокруг сравнивали меня с моим героем: „Ах, как похож Меньшиков во многих ролях на Костика, как братья-близнецы“, Михаил Козаков, по-моему, правильно парировал: „Вы в корне не правы. Всё наоборот: это Костик похож на Меньшикова“». [источник]

«Другу можно рассказать о себе самое отвратительное, но друг ещё и должен услышать самое прекрасное. Тогда он вдвойне друг. Ведь мы частенько любим рассказать о себе что-то негативное, а люди очень охотно это слушают. А если ты делишься с человеком чем-то приятным, и он этому действительно искренне радуется, то это настоящий друг». [источник]

«Любая профессия надоедает. Но есть моменты, ради которых ты существуешь и в театре, и в кино. Они длятся три секунды. Но зритель всегда видит, когда происходит это „бах!“, понимает, где оно было, это попадание». [источник]

«Меня где-то спросили, что я в себе больше всего ценю. Так вот — свободу. Я не столько свободен, сколько за эту свободу борюсь. Как только я понимаю, что кто-то или что-то покушается на мою свободу, я объявляю войну». [источник]

«Актёры постоянно перевоплощаются. Это часть профессии — нужно уметь изображать и юных, и стариков. Но всё же стариков играть легче, чем молодых. Похудеть и запрыгать козлом несложно, если есть предрасположенность к этому. Проблема с внутренним мироощущением — если ты играешь человека моложе себя лет на десять. Знаете, что сказал мне Михалков, когда мы начинали картину „Сибирский цирюльник“: „А с глазами-то что будем делать? С умом?“ Вот проблема. А с другой стороны, всё возможно». [источник]

«Я прекрасно понимаю Валентина Иосифовича Гафта, который сменил пять театров. Я в принципе тоже пять театров поменял. Мне кажется, это правильно, но это очень сложно: и уходить сложно, и к чему-то новому привыкать непросто. Но делать это необходимо для того, чтобы сберечь свой внутренний театральный, творческий, индивидуальный мир». [источник]

«Мечтать артистам вредно, это разрушает актёрское самосознание. Мне кажется справедливой мысль: всё должно быть не так как нам хочется, но так как должно быть. Лучше молча ждать, рассматривать предложения, которые тебе делаются. Среди них могут оказаться и такие, как „Доктор Живаго“». [источник]

«Я пытаюсь не врать себе, я пытаюсь жить честно, в согласии с самим собой. Я думаю, это самое главное». [источник]

«У меня такое подозрение, что для моего персонажа эта часть („Утомленные солнцем 2: Цитадель“ — прим.ред.) интереснее, важнее, насыщеннее. Там он, наконец, находит Котова и начинается вся их история. Несмотря на то, что это фильм о войне, там больше, чем в первой части, про человеческие отношения. В первой были скорее новеллы о разных людях, а во второй найдётся та самая нить, на которую всё и нанижется». [источник]

«К творчеству господина Акунина я отношусь замечательно, несмотря на то, что не считаю „Статский советник“ лучшим в фандорииской серии. Напротив, мне этот роман меньше всего нравится, однако это ничего не значит. „Агента 007“ можно назвать психологическим кино? Нет. А смотрит весь мир. Фандорин в „Статском советнике“ та же самая история. Играть там, по большому счёту, нечего. Там нужно найти некий образ, то, чего не существует в жизни. Красавец мужчина, сыщик, герой и всё на свете, хотя в моем случае, может, и не красавец… Это некая маска. Тот, кто её найдет, победит в истории поиска точного образа Фандорина. Я честно пытался найти эту маску, и мне кажется, нащупал ключ. Во всяком случае, я понял, как это должно быть. И мне всё это было очень интересно». [источник]

«Молчать — великое качество. Не скрывать свои мысли, эмоции, а наблюдать. Молча. В конце концов, всё проходит — невзгоды, негодование, проблемы. Просто посиди, посмотри, подумай…» [источник]

Олег Меньшиков — биография, информация, личная жизнь

Олег Меньшиков

Олег Евгеньевич Меньшиков. Родился 8 ноября 1960 года в Серпухове (Московская область). Советский и российский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист России (2003). Трижды лауреат Государственной премии России (1995, 1997, 1999). Художественный руководитель Театра им. Ермоловой с 2012 года.

Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в городе Серпухове Московской области в семье Евгения Яковлевича Меньшикова (род. 1934) — военного инженера и врача-невропатолога Елены Иннокентьевны Меньшиковой (род. 1933).

Вскоре после его рождения семья переехала в Москву.

У него рано проявились музыкальные способности, и родители отвели его в одну из столичных музыкальных школ, где Олег учился игре на скрипке.

С раннего возраста полюбил оперетту. Дважды в неделю Меньшиков посещал Театр оперетты. Некоторые спектакли так ему нравились, что он ходил на них по нескольку раз подряд.

В старших классах Меньшиков сам взялся ставить спектакли, к которым писал музыку и слова.


Олег Меньшиков в детстве

Актёрский талант проявил в девятом классе, когда пошёл с родителями на свадьбу дочери служащей Малого театра. Там он играл на скрипке и фортепиано, аккомпанируя певцам и музыкантам, импровизировал и декламировал. Среди гостей на той свадьбе оказался преподаватель Щепки Владимир Монахов, который весь вечер внимательно наблюдал за юношей. Вскоре Меньшиков получил от Монахова приглашение на прослушивание.

После окончания общеобразовательной и музыкальной школ (1977 год) поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, на курс Владимира Монахова.

После окончания театрального училища в 1981 году поступил в Малый театр. Через год был призван в Советскую армию и проходил службу в Центральном академическом театре Советской армии.

В 1985 году Меньшиков перешёл в труппу театра имени Ермоловой, где проработал до 1989 года, сыграв ряд заметных ролей.

Став свободным актёром, Меньшиков играл Калигулу в одноимённом спектакле 1990 года (режиссёр Пётр Фоменко), Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» 1991 года в лондонском театре «Глобус» и других.

В 1995 году организовал свою театральную компанию, которая называется «Товарищество 814».

В начале 2008 года поставил свой первый моноспектакль «1900» на сцене Театра им. Моссовета в рамках фестиваля «Черешневый лес».

На фестивале «Черешневый лес» (2011 год) прошла презентация духового оркестра Олега Меньшикова (главный дирижёр — Денис Виноградов).

4 апреля 2012 года назначен художественным руководителем Театра им. Ермоловой. Как потом рассказал Олег Евгеньевич, первым делом он провёл «ревизию» репертуара и труппы театра. И остался очень недовольным результатами. Из бывшего репертуара он оставил всего-навсего четыре постановки. Распрощался и с некоторыми актёрами. Среди них была его давняя коллега, с которой снимался в «Покровских воротах», Татьяна Догилева.

В кино дебютировал в 19 лет в роли Шурки в телевизионной драме «Жду и надеюсь» Шахбазяна. Благодаря этой картине он через два года получил свою звёздную роль — Костика в комедии «Покровские ворота».

Михаил Козаков на тот момент уже набрал актёрский состав «Покровских ворот». Но на роль студента Кости долго никого не было. Два десятка молодых актёров прошли пробы, но безуспешно. Помогла с поисками супруга режиссёра, посмотревшая дебютный фильм Меньшикова «Жду и надеюсь». Молодой актёр так ей понравился, что она его надолго запомнила и в нужный момент посоветовала супругу. Костик был найден. Эта работа сделала Олега Меньшикова кумиром отечественного зрителя.

Олег Меньшиков о фильме «Покровские ворота»

Прибавили популярности и небольшие эпизодические роли в замечательных фильмах «Родня» Михалкова и ленте «Полёты во сне и наяву» Балаяна. Часто режиссёры и сценаристы уже в ходе съёмок расширяли и углубляли роли, которые исполнял Олег Меньшиков.

В 80-е годы его постоянно приглашали в свои фильмы самые именитые режиссёры. Так Меньшиков появился в фильме «Капитан Фракасс», в картинах «Володя большой и Володя маленький» и «Моонзунд». Интересно, что все эти роли были разноплановыми и непохожими, но артист одинаково отлично справлялся со всеми.

В 90-е Меньшиков уже тщательно отбирает и предлагаемые роли, и режиссёров. Каждая новая картина с его участием становится событием для истинных киногурманов и кинокритиков. Некоторые ленты «вытягивает» именно талант артиста Меньшикова, как это случилось с картиной «Дюба-дюба» Хвана. Ещё одна запоминающаяся работа — роль Мити в картине «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова.

В 1996 году артист собрал в свою копилку множество наград за работу в драме Бодрова «Кавказский пленник». Но не успели поклонники таланта Меньшикова насладиться этим фильмом, как очень скоро появился ещё один, не менее замечательный: «Сибирский цирюльник» Михалкова.

В эти же годы актёр взял участие в экранизации «Золотого телёнка» Шилкиной. Он сыграл конечно же Великого комбинатора. Сложной и глубокой была работа Меньшикова в ленте «Доктор Живаго» по роману Пастернака. Олег сыграл главную роль, вызвав волну одобрительных отзывов кинокритиков.

В 2003 году Меньшиков стал Народным артистом Российской Федерации.

Сыграл полковника Арсентьева в лентах «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» и «Утомлённые солнцем 2: Цитадель».

В 2012 году сыграл на экране тренера Анатолия Тарасова в биографической спортивной драме «Легенда №17».

Интересной стала роль следователя Якова Петровича Гуро в серии мистических триллеров режиссера Егора Баранова по произведениям Н.В. Гоголя — «Гоголь. Заколдованное место», «Гоголь. Начало», «Гоголь. Вий», «Гоголь. Страшная месть».

Играет на фортепиано, скрипке, гитаре.

Олег Меньшиков

Рост Олега Меньшикова: 174 сантиметра.

Личная жизнь Олега Меньшикова:

Состоял в отношениях с актрисой Маргаритой Шубиной — они вместе работали в спектакле «Калигула».

Впервые женился в 43 года — в 2005 году. Его супругой стала молодая актриса (на момент женитьбы студентка ГИТИСа) Анастасия Чернова.

Сначала актер зачем-то пытался скрыть сам факт брака — даже обручальные кольца покупались через подставных лиц. О том, что Меньшиков женился, широкой общественности стало известно только спустя год.

Олег Меньшиков и Анастасия Чернова

Брак Меньшикова выглядит загадочно. Так, его соседи рассказывали журналистам, что у Анастасии в Москве есть свое отдельное жилье. Якобы они часто живут раздельно. Также многие утверждают, что для актера Анастасия — «жена для вида», только для того, чтобы все было «как у людей».

В светской тусовке Меньшикову давно приписывают связи с мужчинами. К примеру, с актером из руководимого им «Театрального товарищества 814» Никитой Татаренковым.

Олег Меньшиков и Никита Татаренков

Супругу Меньшикова почти не видят в свете — на премьерах, спектаклях и т.д.

Фильмография Олега Меньшикова:

1980 — Жду и надеюсь — Шурка Домок
1981 — Родня — Кирилл
1982 — Покровские ворота — Константин Ромин
1982 — Полёты во сне и наяву — друг Алисы
1983 — Поцелуй — Мерзляков, поручик
1984 — Полоса препятствий — Владимир Межиров
1984 — Капитан Фракасс — барон де Сигоньяк
1985 — Володя большой, Володя маленький — Владимир Салимович (Володя маленький), военный врач
1986 — Мой любимый клоун — Сергей Синицын, клоун
1986 — По главной улице с оркестром — Корольков Ф. С.
1986 — Михайло Ломоносов — Дмитрий Виноградов
1987 — Моонзунд — Сергей Николаевич Артеньев, старший лейтенант
1988 — Брызги шампанского — Сергей
1989 — Жизнь по лимиту — Миша
1989 — Лестница — Владимир Пирошников
1990 — Яма — Василий Васильевич Лихонин, адвокат
1992 — Дюба-дюба — Андрей Плетнёв
1994 — Утомлённые солнцем — Дмитрий Арсентьев (Митя), сотрудник НКВД
1996 — Кавказский пленник — Саня «Слай»
1998 — Сибирский цирюльник — Андрей Толстой, юнкер
1999 — Восток-Запад — Алексей Головин
1999 — Мама — Лёнчик
2000 — Горе от ума — Александр Андреевич Чацкий
2003 — Главный подозреваемый 6: Последний свидетель / Prime Suspect 6: The Last Witness — Милан Лукич
2005 — Статский советник — Эраст Фандорин
2005 — Игроки — Утешительный
2006 — Золотой телёнок — Остап Бендер
2006 — Доктор Живаго — Юрий Живаго
2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — Дмитрий Арсентьев (Митя), полковник НКВД
2010 — О чём говорят мужчины — камео
2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель — Дмитрий Арсентьев (Митя), полковник НКВД
2011 — Утомлённые солнцем 2 (телеверсия) — Дмитрий Арсентьев (Митя), полковник НКВД
2013 — Легенда № 17 — Анатолий Тарасов
2020 — Притяжение — Валентин Юрьевич Лебедев, полковник, отец Юли
2020 — Гоголь. Заколдованное место — Яков Петрович Гуро, следователь
2020 — Гоголь. Начало — Яков Петрович Гуро, следователь
2020 — Притяжение — Валентин Юрьевич Лебедев, полковник, отец Юли
2020 — Гоголь. Вий — Яков Петрович Гуро, следователь
2020 — Гоголь. Страшная месть — Яков Петрович Гуро, следователь

Режиссерские работы Олега Меньшикова:

2000 — Горе от ума (фильм-спектакль)
2005 — Игроки (фильм-спектакль)

Озвучивание Олега Меньшикова:

1984 — Расставания — шофёр Вениамин Черепанов
1985 — Одиночное плавание — Данилов, матрос
1985 — Поезд вне расписания — Влад
1986 — Легенда о Сальери — Моцарт
1987 — Гардемарины, вперёд! — Александр Белов, гардемарин
1988 — Дорогая Елена Сергеевна — Володя
2011 — Документальный фильм об Андрее Миронове — голос за кадром
2014 — Случайный доступ — Шекхар (русский дубляж)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт