Ольга Романив об осенних христианских праздниках, которые по своим обычаям влияют на нашу личную


Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия

Богатая и разнообразная культура славян сумела сохранить большинство обрядов и обычаев. Русский народ всегда был самобытен и свои традиции чтил испокон веков. С течением времени культурное наследие претерпевало существенные изменения, но все же вековые связи не были утеряны, в современном мире осталось место для древних преданий и суеверий. Попробуем вспомнить самые главные обычаи, обряды и традиции русского народа.

Сквозь время

В основе многовековой культуры славян всегда стояла семья, род, преемственность поколений. Обряды и обычаи русского народа входили в жизнь человека с момента его рождения. Если на свет появлялся мальчик, его по традиции пеленали в рубаху отца. Считалось, что таким образом он перенимает все необходимые мужские качества. Девочку заворачивали в одежду матери, чтобы она выросла хорошей хозяйкой. Дети с малых лет почитали отца и беспрекословно выполняли все его требования и пожелания. Глава семейства был сродни Богу, который дал продолжение своему роду.

Чтобы ребенок получил благословение от высших сил, не болел и хорошо развивался, отец представлял своего наследника божествам. В первую очередь он демонстрировал малыша Яриле, Семарглу и Сварогу. Боги Небес должны быть дать свое покровительство младенцу. Затем наступала очередь Матери-Земли, или, как иначе ее называли, Богини Макоши. Ребенка прикладывали к земле и следом окунали в воду.

Братчина

Если покопаться в истории и поискать, какие обряды и обычаи русского народа были самыми веселыми и многолюдными, то братчина займет одно из главных мест. Это не было стихийным сбором народа и массовым гулянием. К этому обряду готовились месяцами. Специально для братчины откармливали домашний скот и варили в больших объемах пиво. Помимо этого, из напитков было вино, медовуха и квас. Каждый приглашенный должен был принести угощение. Место для проведения праздника выбирали всем честным народом. Случайный человек не мог попасть на братчину — каждый должен был получить приглашение. За столом самые почетные места занимали люди, чьи заслуги оценивались наиболее высоко. Развлекать пирующих приходили скоморохи и песенники. Гуляния могли длиться несколько часов, а порой и несколько недель.

Свадьба

Современная молодежь даже не подозревает, что все свадебные традиции пришли из глубокой древности. Какие-то претерпевали изменения, некоторые остались такими же, как и во времена наших предков. Из всех обрядов и обычаев русского народа свадьба считается самой увлекательной.

По давней традиции она имела несколько этапов. Сватовство, смотрины, сговор, предсвадебная неделя, девичник и мальчишник, вытие, сбор свадебного поезда, венчание, свадебный пир, испытание молодой, отводины – без этих важных составляющих даже представить невозможно вступление в брак на Руси.

Несмотря на то, что сейчас к этому относятся гораздо проще, некоторые свадебные обычаи, обряды, пословицы русского народа продолжают жить. Кто не знаком с выражением: «У вас товар, у нас купец»? Именно с такими словами родители жениха приходят свататься.

А традиция вносить молодую жену в дом на руках связана с желанием обмануть домового. Так муж обводил вокруг пальца хозяина дома, давая понять, что вносит на руках новорожденного члена семьи, а не чужого человека. Вытие сейчас может вызвать ужас, но раньше без этого обряда не обходилась ни одна подготовка к свадьбе. По невесте причитали и плакали, как в наше время по покойнику.

До наших дней дошел обряд с осыпанием молодых зерном – для многодетности и богатства. В давние века для отпугивания нечисти использовали бубенцы на свадебном поезде, а теперь их заменили жестяные банки привязанные к бамперу машины.

Воровство и выкуп невесты – тоже являются старыми русскими обычаями. Состав приданого тоже не претерпел существенных изменений – перина, подушки, одеяла и сейчас родители вручают невесте перед свадьбой. Правда, в давние времена девушка сама должна была сделать их собственными руками.

Святочные обряды

После установления на Руси христианства появились новые церковные праздники. Самый любимый и долгожданный – Рождество. С 7 до 19 января проходили святочные гуляния – излюбленное молодежное веселье. Все предания, суеверия, обряды и обычаи русского народа, связанные с этими днями, дошли до нашего времени.

Молодые девушки собирались небольшими группами, чтобы погадать на суженого-ряженого и узнать, с какого конца деревни ждать сватов. Самым экстремальным способом увидеть своего избранника считался поход в баню с зеркалом и свечой. Опасность заключалась в том, что делать это нужно было в одиночестве и при этом снимать с себя крест.

Колядки

Культура, обычаи и обряды русского народа плотно связаны с миром природы и зверей. Вечерами молодые люди ходили колядовать.Нарядившись в шкуры животных или яркие костюмы, они стучались в дома и песнями-колядками выпрашивали угощение у хозяев. Отказывать таким гостям было чревато – они могли запросто порушить поленницу, приморозить дверь или сотворить другие мелкие проказы. Колядующих угощали сладостями и всегда считалось, что их пожелания (щедривки) на весь год обеспечат в доме достаток и покой, избавят хозяев от хворей и напастей. Обычай наряжаться в зверей уходит корнями в язычество – так можно было отпугнуть злых духов.

Суеверия и приметы на Рождество

Считалось что потерять вещь в канун праздника – значит весь год терпеть убытки. Уронить или разбить зеркало – к беде. Много звезд на небе – к большому урожаю. Заниматься рукоделием в Сочельник – весь год болеть.

Масленица

Самый веселый и вкусный праздник на Руси на самом деле имеет довольно мрачную трактовку. В старину в эти дни поминали усопших. Собственно, и сожжение чучела Масленицы – это похороны, а блины – угощение.

Интересен этот праздник тем, что длится он целую неделю, и каждый день посвящен отдельному ритуалу. В понедельник делали чучело и катали его на санях по всему селу. Во вторник по всей деревне ходили ряженые и давали представления.

Отличительной особенностью этого дня считались «медвежьи» развлечения. Дрессированные хозяева леса устраивали целые спектакли, изображая женщин за их привычными занятиями.

В среду начиналось основное празднество – в домах пекли блины. На улицах ставили столы и торговали яствами. Можно было под открытым небом отведать горячего чая из самовара и откушать блинов. Также в этот день было принято ходить к теще за угощением.

Четверг был особым днем, когда все молодцы могли помериться силушкой богатырской. Масленичные кулачные бои привлекали парней, каждый хотел показать свою удаль.

В пятницу блины пекли в доме у зятя, приходил его черед угощать всех гостей. В субботу невестки принимали гостей из числа родственников мужа.

А воскресенье получило название «прощенное». Именно в этот день принято просить извинения за обиды и посещать кладбище, чтобы проститься с умершими. Чучело Масленицы сжигали и с этого дня считалось, что весна вступила в свои права.

Иван Купала

Обычаи, предания и обряды русского народа, связанные с этим праздником, сохранились до наших дней. Конечно, многое претерпевало изменения, но основной смысл остался прежним.

По преданиям, день летнего солнцестояния люди старались задобрить великое небесное существо, дабы оно подарило им хороший урожай и отвело болезни. Но с приходом христианства Купала соединился с праздником Ионна Крестителя и стал носить название Иван Купала.

Наиболее интересен этот праздник тем, что предания гласят о великом чуде, происходящем в эту ночь. Конечно, речь идет о цветении папоротника.

Этот миф заставлял многих людей на протяжении нескольких веков бродить ночью по лесу в надежде увидеть чудо. Считалось, что тот, кто увидит, как цветет папоротник, узнает, где спрятаны все клады мира. Помимо этого, все травы в лесу приобретали особую лекарственную силу в эту ночь.

Девушки плели венки из 12 разных трав и пускали их по реке. Если он утонет – жди беды. Если плывет достаточно долго – готовься к свадьбе и достатку. Чтобы смыть с себя все грехи, нужно было искупаться и прыгнуть через костер.

День Петра и Февронии

Предание гласит, что князь Петр тяжело заболел и увидел вещий сон о том, что поможет излечиться ему девица Феврония. Он разыскал девушку, но она в качестве уплаты потребовала, чтобы он женился на ней. Князь дал слово и не сдержал его. Хворь вернулась, и он был вынужден снова просить о помощи. Но в этот раз выполнил обещание. Семья была крепкой и именно эти Святые стали покровителями брака. Исконно русский праздник отмечают сразу после Ивана Купалы – 8 июля. Его можно сравнить с западным днем святого Валентина. Разница заключается в том, что в России этот день считают не праздником всех влюбленных, а только женатых людей. Заключить брак в этот день мечтают все будущие супруги.

Это еще один сладкий праздник, корни которого уходят в давние времена. 14 августа Россия отмечает Медовый Спас. В этот день соты заполнены сладким лакомством и наступает пора собирать тягучую жидкость янтарного цвета.

19 августа — Яблочный Спас. Этот день знаменует собой приход осени и начало сбора урожая. Люди спешат в церковь, чтобы освятить яблоки и отведать первых фруктов, так как до этого дня есть их запрещалось. Угощать плодами нужно всех родных и близких. Кроме этого, пекут яблочные пироги и угощают всех прохожих.

Ореховый Спас начинается 29 августа. С этого дня было принято копать картошку, печь пироги из свежей хлебной муки, заготавливать на зиму орехи. По всей стране проходили большие праздники – в селах устраивали гулянья перед сбором урожая, а в городах проходили ярмарки. В этот день птицы начинают улетать в теплые края.

Покрова

14 октября народ прощался с осенью и встречал зиму. Нередко в этот день шел снег, который сравнивали с фатой невесты. Именно в этот день принято заключать браки, потому что Покрова дарит любовь и счастье всем влюбленным людям.

Есть для этого праздника и особенные обряды. Женщины в первый раз разводили огонь в печи, символизирующий тепло и уют в доме. Использовать для этих целей нужно было ветви или поленья плодовых деревьев. Так можно было обеспечить хороший урожай на следующий год.

Хозяйка пекла блины и Покровский каравай. Этим хлебом нужно было угостить соседей, а остатки припрятать до Великого поста.

Также в этот день можно было просить у Богородицы защиты для детей. Женщина вставала с иконой на скамью и читала молитву над своей семьей. Все дети опускались на колени.

Молодые девушки и парни устраивали посиделки. Считалось, что всем, кто заключил брак в этот день, Богородица дарит защиту.

Узнать больше обо всех традициях можно в учебном курсе Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Обычаи и обряды русского народа раскрыты там с максимальной точностью и описаны в соответствии с историческими фактами.

Моя православная семья


В Первом послании к коринфянам святого Апостола Павла говорится: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.» (1Кор.7:14)

Что значат эти слова? Дети у неверующих двух родителях не освящаются Словом Божим, слово не сеется в сердца детей, ведь дитя как чистый лист бумаги и что напишешь на нем то и будет! напишешь суету и ложь языческую — будут нечисты, а если слово Божее святое — то святыми! Ибо от нечистого оскверняешься, а от святого Слова освящаешься! Ибо заповедано родителям 6 «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. 7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая…»

Не могу сказать, что наша семья чем-то сильно отличается от других семей нашей страны. Нет в ней ничего необычного и выдающегося. Однако для меня она самая лучшая.

Каждый человек любит и ценит свой дом и свою семью. Ведь дом считается собственной крепостью, где можно укрыться от любых жизненных невзгод, а люди, которые в нем живут, которые всегда поймут и поддержат в трудную минуту – это и есть семья. И роль ее для каждого из нас огромна. Ведь с семьей связаны все первые ощущения и представления человека, когда он только начинает осознавать окружающий мир. А впоследствии именно в семье формируются такие человеческие понятия как любовь и забота. Недаром семью называют ячейкой общества, малой родиной. В ней формируется человеческая личность, происходит воспитание ребенка. Поэтому обычно от того, какая у человека была семья, зависит и то, каким он стал. Для меня моя семья – это самое важное в жизни. Семья для каждого – это те самые любимые и родные люди, которые были с ним с самого детства.

Наши родители — православные люди, в вере воспитали они и нас.

Я не знаю, чем и как жила бы наша семья из года в год, не имея веры в Бога, не соблюдая православные традиции.

Что они значат для нашей семьи? Всё.

Так уж повелось, что все мы ещё будучи младенцами приняли обряд крещения, хотя в советское время посещение церквей и крещение детей не приветствовалось, поэтому в церковь ходили, в основном, пожилые и престарелые люди, молодежи в храмах было мало.

Мне сейчас трудно в это поверить. Ведь сейчас я могу открыто рассказывать вам о православных традициях, хранимых в нашей семье. К таковым я отношу, прежде всего, соблюдение постов, мы говеем, исповедуемся и причащаемся. В Прощеное воскресение просим друг у друга прощение. На Рождество Христово — славим Христа, на Пасху — светим куличи и вместо приветствия говорим: «Христос Воскресе!». На Крещение — набираем освященную воду, окунаемся в роднике. На Сретенье освящаем свечи. На Радоницу -посещаем могилы умерших.

Вступающие в брак -венчаются, умерших родных – отпеваем и молимся о их спасении. Все это настолько органично вошло в жизнь нашей семьи, что по-другому жить мы просто не можем.

Нами соблюдается благочестивая традиция — зажигать в доме негасимую лампаду, которая горит постоянно. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание…» Горящая лампада знаменует то, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни, потому, что вера наша есть свет. Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

В нашем доме много икон, есть Библия и молитвослов, от маминой бабушки остался старинный Псалтырь. Мама говорит, что Господь слышит наши молитвы, хранит нас и помогает.

Православные традиции в праздниках моей семьи.

Каждая семья имеет свои необыкновенные традиции, обычаи. В нашей семье отмечают множество православных праздников. Одними из основных праздников являются Рождество, Крещение и Пасха.

Рождество

Рождество – один из красивых и загадочных праздников. В ночь перед Рождеством девушки гадают на суженого, загадывают желания. Моя мама в молодости тоже гадала с подругами. Этот день кажется сказочным.

В доме стоит ёлка, и мы накрываем праздничный стол. К нам приходит много гостей. Мы дарим подарки и сами принимаем их.

Крещение

Ещё один из праздников, который принято отмечать в нашей семье – Крещение. В этот день наша семья едет на родник в село Готовье. Много загадочного и интересного происходит в этот день.

Люди рассказывают о чудесных исцелениях от болезней. Мы набираем святой воды из источника и привозим домой. В течении года по утрам мы пьем эту святую водичку для очищения нашей души и во здравие.

Пасха

Самым светлым праздником считается Пасха. Обычно она бывает весной и поэтому у всех нас уже весеннее настроение. За неделю до Пасхи мы срываем ветки вербушек, идем в церковь и освящаем их. Потом каждого касаемся веточкой, чтобы было здоровье и благополучие в семье.
Заканчивается Великий пост. Мы печем куличи, красим яйца, наносим на них красивые узоры и обмениваемся ими с родными и друзьями. Каждый старается друг другу улыбнуться. На душе становится так светло, как будто слышишь пение ангелов.

Обязательно в ночь на Пасху мы поднимаемся на колокольню и звоним в колокола. Это дает нам заряд бодрости и радости на весь год.

Все праздники хороши, каждый по-своему. Но объединяет их то, что они несут энергию добра, красоты, хорошего настроения и взаимопонимания между людьми.

Трудно представить нашу жизнь без веры в Бога. Наша мама знает и помнит все православные праздники и традиции, и я знаю, что вера в Бога, соблюдение православных традиций возвышает человека над бытом, укрепляет дух, помогает в различных несчастьях.

Семья наша очень дружная. Мы любим собираться все вместе не только по праздникам, но и тогда, когда кому-то нужна помощь, поддержка. У каждого из нас свой характер, своя судьба, но есть и общее – это доброта и трудолюбие. Из поколения в поколение передаются заповеди, записанные в Библии: быть усердными, кроткими, добрыми и милосердными. Бабушка нам часто рассказывала притчи. Объясняя их смысл, она говорила, что нельзя гневаться, думать плохо о людях, надо всегда поступать по совести.

Мы стали старше, у всех уже свои семьи. Но как и наши родители мы воспитываем своих детей в православии. Главным примером для наших детей, как и для нас, остается наша мама, теперь уже бабушка. Она прививает внукам любовь к Богу и мы, как родители, только поддерживаем ее в этом.

Своих детей мы стараемся каждое воскресение, а также по большим праздникам, привести в церковь на причастие.

После службы они занимаются в воскресной школе, где от матушки узнают очень много нового о христианской Вере.

Они принимают активное участие в православных концертах, с удовольствием исполняют стихи и песенки, прославляющие Господа.

Вместе с детьми мы собираем травы и украшаем дом в праздник Святой Троицы, окунаем их в святом источнике, печем жаворонков на праздник святых Сорока Мучеников.

Я считаю, что это очень хорошо для подрастающего поколения нашей семьи.

Говорят, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Я счастлива, потому что у меня он есть. Это моя большая и дружная семья, традиции которой я свято чту и уважаю,

Одно меня тревожит, будет ли так всегда, сможем ли мы сохранить православные традиции нашей семьи и передать их своим детям и внукам. Надеюсь, что сможем с Божьей помощью.

Итак, я только чуть-чуть смогла рассказать о своей семье и написать о том, какие основы дает нам христианство и по каким традициям должна жить православная семья.

Я думаю, что мы должны стремиться к преемственности веры фамильных поколений. Как хочется, чтобы семей, соблюдавших православные традиции, было все больше и больше.

Любовь долготерпит, милосердствует,
Любовь не завидует, любовь не привоз-
носится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит,
Любовь никогда не предает…

Народные праздники осени. Продолжение

Новолетие

1 сентября (14 сентября) считается днем церковного новолетия. От крещения Руси и до указа Петра I этот день считался началом нового года. А еще это день Святого Симеона Столпника, на языке народа носит название «Семена-летопроводца». Это были окончательные проводы лета, о чем говорили и поговорки: «Семин день – севалка с плечь», «Семин день, и семена долой» (т.е. конец посеву). Во многих местах с днем Семена-летопроводца связывают «потешный» обычай хоронить мух, тараканов и блох. Похороны устраивают девушки.

Осенины

21 сентября – Рождество Богородицы (осенины). Большой праздник для всех Христиан. «Как почтено и возвеличено человечество через Святую Деву Богородицу, ибо она удостоилась обновления и усыновления Богу…» Праздник этот отмечался везде и всегда. С утра ходили в церковь, а потом начиналось пирование, дело в том, что к этому времени весь урожай уже собран, заготовлен, можно отдохнуть и погулять.
Интересное отличие осенних праздников – здесь нет всенародного гуляния, как на Масленицу или Троицу, когда все должны выйти на улицу. Осенние праздники отмечают «по семейному», приглашают к себе гостей или сами идут в гости. За день, за два бегут по селу малолетки с зовом на пировство родственников. В первую очередь, обязательно, тесть и теща зовут в гости зятьев, особенно молодых (недавно поженившихся), даже если в ответ не ждут приглашения, а вместе с зятем зовут и его родителей. Для них очень важно, чтобы между ними и свекром и свекровью дочери существовали добрые, мирные и хлебосольные отношения. Неприглашенный свекр может не отпустить своего сына и его жену к родителям снохи. Вот почему сват и сватья – главные гости, которых сажают за стол в передний угол, под самые образа. Так между семьями устанавливаются дружеские, хлебосольные отношения. Дети зятьев в гости к своему деду берутся без исключения, они пользуются особенно нежным уходом и заботливостью со стороны своей бабушки по матери. Они нередко остаются у дедушки и бабушки на несколько дней после праздника. Вообще, для детей это самое приятное время в течение целого года, а в гостях у бабушки они чувствуют себя полными хозяевами.
Так ходили по гостям целыми семьями и по родственному уставу и по соседски. Побывав в гостях, обязательно звали в ответ и к себе. И празднества эти, по окончании сбора урожая (Оспожинки), отмечались с большим разгулом.
Начало подготовки к зиме совпадало с церковным праздником Покрова Богородицы – 14 октября. В этот день Церковь вспоминает, как Богородица явилась в город Константинополь, который осаждали враги, и спасла его, укрыв своим покровом (головным платком). На Руси Богородица всегда считалась заступницей и защитницей униженных, обиженных, убогих, нищих и всех, кто нуждался в божественном покровительстве. Именно Богородицу молили о помощи в минуты страдания и скорби.

Покров день

На Руси праздник Покрова Богородицы стали связывать с тем, что 14 октября первый иней или снег покрывали землю – приближались холода. «На Покров до обеда осень, после обеда – зима», говорится в поговорке. Древние славяне тоже почитали покров – фату, сказочный покров у Девы-Зари, дочери Солнца. Покров был соткан из золотых и серебряных нитей, спускался на землю и покрывал всех бедных и несчастных. В наших широтах зима самое трудное и опасное время года, и дополнительная защита всегда была нужна земле и человеку. Для крестьян Покров – один из самых важных осенних праздников, он разделял осень и зиму. По разным приметам люди гадали, какая будет зима: «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто – к легкому году, а нечисто – к строгой зиме», «Покров кроет землю то листом, то снегом», «Отлет журавлей на Покров – на раннюю холодную зиму», «От первого снега до санного пути 6 недель». Этот день считается первым зазимьем (началом зимы). Начинают топить в жилых горницах печи, причем бабы не упускают случая, чтобы произнести особую молитву: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». С Покрова же крестьяне начинают конопатить свои избы с приговором: «Батюшка-Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром», и «закармливают» на зиму скот. Последний обычай обставляли торжественно, т.к. скотине скармливают особый сноп, называемый «пожинальником».
Существует еще одна примета, если в день покрова будет очень ветрено, то это предвещает большой спрос на невест. Покров считается и девичьим праздником, с этого времени начинаются свадьбы: «Придет Покров, девке голову покроют». Девушки в ночь перед праздником гадали о своих будущих женихах, а утром шли в церковь, чтобы обязательно поставить свечу перед образом Покрова Богородицы. С Покрова девицы начинают устраивать беседы – посиделки, молодежные гуляния прекращались и переносились в дом.

Кузьминки

Много еще праздников было осенью. Мы остановимся на рубежном празднике осенне-зимнего цикла — Кузьминках, длившихся 2 недели от дня Козьмы и Демьяна (14 ноября) до дня Святого Филиппа (27 ноября).
Святые Косьма и Демьян по церковным преданиям были врачи-бессеребренники, даром лечившие людей. В народе же они стали покровителями свадеб и семейного очага. В песнях они изображались священными кузнецами, выковавшими венцы для новобрачных. Кроме того, они были покровителями домашней птицы (курицы).
День, посвященный их памяти, особенно чтится девушками. В некоторых местах существовал обычай, по которому девушка-невеста считается в этот день хозяйкой дома, она приготовляет для семьи кушанья и угощает всех, причем в качестве главного блюда подается куриная лапша. Вечер этого дня деревенская молодежь проводит в веселье, девушки собираются в большой избе и делают «ссыпки», т.е. каждая приносит что-то из съестного в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу и т.д. Из этих продуктов, в ознаменование начала зимних работ, устраивается пиршество, к которому в качестве гостей приглашаются парни. Такие пирушки называются «кузьминками» и продолжаются всю ночь до света, с играми, хороводами, где определяются будущие пары.
В некоторых местах «кузьминки» сопровождаются особым обычаем – «похоронами Кузьмы-Демьяна». Девушки приготовляют чучело, т.е. набивают соломой рубаху и штаны, приделывают к нему голову, надевают «чапан», подпоясывают кушаком, кладут на носилки и несут в лес, за село, где чучело раздевается, и на соломе идет веселая пляска.
Кроме того, оба святых считаются «рукомесленниками», покровителями ремесел и особенно женских рукоделий. Это объясняется тем, что с 14 ноября женщины принимаются за зимнюю пряжу: «Батюшка Кузьма-Демьян, сравняй меня позднюю с ранней», т.е. просят помочь не отстать от других, которые начали работу раньше.
После Кузьминок начинался сорокадневный Филиппов пост до Рождества. В этот период девушки собирались по домам подружек на посиделки, где занимались рукоделиями – вязали, ткали, вышивали, шили, готовили себе приданое.

Лариса Мелик — Обряды, праздники и обычаи наших предков

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.


Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Обряды, праздники и обычаи наших предков»

Описание и краткое содержание «Обряды, праздники и обычаи наших предков» читать бесплатно онлайн.

Новая книга Лоры Мелик во всей полноте раскроет перед вами жизнь и душу русского народа, которой наполнены его игры, стишки и приговорки для детей, заговоры, молитвы, приметы, праздничные и колыбельные песни, обряды церковные и перешедшие к нам из язычества. Известная ведунья описывает быт и традиции, охватывающие все этапы жизни человека: заговоры и молитвы в помощь беременной и младенцу; крестины; игры, считалки и занятия с малышом; праздничные традиции для детей и взрослых; народные игры для детворы и для старших; современные и старинные свадебные обычаи; погребальные обряды и приметы. Также в книге можно найти советы, как оберечь свой дом от зла и правильно творить домашнюю молитву. Отдельная глава посвящена языческим божествам, которым поклонялись древние славяне. Каждый из нас должен знать свои корни, потому что они дают нам силу. С бесконечно богатым наследием наших предков и знакомит нас книга.

Обряды, праздники и обычаи наших предков

© Мелик Л., текст, 2020

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2020

Здравствуй, дорогой читатель! В твоих руках книга, в которой можно найти много интересного, она уникальна. Ведь в ней собраны наши, русские, обряды и верования. Читая книгу, ты окунешься в жизнь русского народа, вспомнишь или узнаешь об истинных русских обычаях, ощутишь этот незабываемый «русский дух». Нам есть чем гордиться, у нас есть замечательные корни, древние корни – свой фольклор и история.

Мы – русский народ. Великий Русский Народ. И каждый из нас должен помнить свою историю и культуру, и она стоит того, чтобы мы ее знали.

Русский народ издавна бережно хранит свои обычаи, обряды, предания и легенды, передавая их из поколения в поколение. А сколько веры в его молитвах!

Жизнь начинается – и завершается, неумолимо быстро отсчитывая дни, месяцы, годы, десятилетия. Как ее нужно прожить, учитывая наши русские национальные традиции? Ведь вы с гордостью должны сказать и осознать всю красоту сказанного: «Я – русский».

Многие сейчас осознали свою культуру и свои истоки, которые помогают выйти на большой, светлый путь народных традиций. А ведь как это важно для всех нас в целом! Вы узнаете, как правильно по-христиански совершать обряд погребения, поминок, узнаете, как это было в Древней Руси. Как сосватать невесту, как свадьбу сыграть, как окрестить ребенка и дать ему имя, какие петь ему песни и каким играм научить… Все это вы можете узнать, прочтя эту книгу.

А календарные праздники: Рождество, Масленица и другие? А святки? Наши, русские святки! Посмотрите вокруг, может ли так еще кто-нибудь праздновать?! Русский дух, русский задор – есть ли где что-то похожее? Нет!

Каждому из нас нужно помнить и чтить свой род. И не зря в народе говорят: «На роду написано таким быть», имея в виду именно род, предыдущие поколения ваших предков.

Каждый народ имеет свой эгрегор, свою силу, необычайную силу, которая защищает и хранит нас. Каждый народ имеет и своего покровителя. Считается, что сама Богородица покровительствует России. У каждого народа есть своя память. Народы могут появляться, возрождаться и исчезать, развиваться и деградировать.

Нам с вами оставлены такие великие сокровища русской культуры, о которых другие народы не могут даже мечтать. А мы имеем, да только по достоинству это не ценим. Проходя мимо наших, исконно русских, сокровищ, мы, как идолам, поклоняемся чужой мишуре. Да вы только вникните в наши былины, колыбельные песни! Сколько мудрости, тепла и любви в них! Ласковые, согревающе-теплые, необыкновенно нежные, величавые песни. Сколько в них науки, сколько поучений! Только вдумайтесь в слова и постарайтесь ощутить их дух.

Мы бесконечно богаты, потому что обладаем великим, бесценным наследием, которое получили от наших предков. И было бы неблагодарно всего этого не помнить!

Ну вот, ответьте сейчас сами себе, много ли вы знаете народных обрядов, примет, песен? Раз-два и обчелся, а поэтому и дети не знают, как правильно колядовать под Рождество.

Жизнь русского человека отражена в его быте и обрядах, которые продолжают жить, несмотря ни на что.

Очень хочется, чтобы книга, которую вы держите в руках, не только удовлетворила ваш интерес, но и расширила кругозор. Пусть в вашу жизнь войдет народный колорит, эпос, которые до сих пор привлекают нас в русских обрядах.

Глава 1. Младенчество

Нет на Земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.

Первые дни жизни

Сам не съешь, а беременной не откажи.

Отказать будущей матери в пище, которую ей хочется съесть, значит взять грех на душу. Ведь считается, что просит не только она, а и младенец, которого она носит.

Рождение человека – одно из самых удивительных явлений природы. Появлению малыша в этот мир предшествуют долгие девять месяцев после зачатия. Вы только представьте, какое чудо совершает Природа! Две клеточки, соединяясь в одно целое, образуют зародыш, из которого получается замечательный малыш. Помимо материального тела, которое дают родители, ребенок получает и Душу.

И вот чудо свершилось – родился малыш. Каким же он будет, что его ждет? А ведь вся эта информация закладывается еще в момент зачатия и потом дополняется моментом рождения в этот мир!

Современные ученые рекомендуют слушать во время беременности классическую музыку, рассматривать произведения искусства, любоваться природой и слушать ее звуки. В общем, беременную женщину должно окружать все красивое, прекрасное и доброе. И самое главное – доброе отношение окружающих. Знайте, что все, что вы сделаете с любовью и с верою, несомненно, принесет здоровье вашему будущему ребенку.

Сейчас, к сожалению, забыты древние обряды, связанные с рождением ребенка. В то далекое время народ большое внимание уделял не только самим родам, но и предродовому периоду. Женщина, зачавшая ребенка, проходила в церкви исповедь, каялась в грехах, принимала покаяние, все это способствовало рождению ребенка здорового и в духовно здоровой семье.

Православие учит соблюдать посты, во время которых нужно воздерживаться не только от приема определенных видов пищи, но и необходимо сексуальное воздержание. Ребенок, зачатый в пост, считался зачатым во грехе.

Беременной женщине не разрешалось работать в праздники, ходить на кладбище, гладить животных. Зато рекомендовали по возможности чаще смотреть на что-либо красивое – чтобы ребенок родился не только здоровым, но и красивым.

А как сейчас? Ребенок только-только зародился и буквально сразу же начинает вдыхать «аромат» сигарет и алкогольных напитков. Вместо свободной и удобной одежды и обуви мама, жертвуя удобствами будущего малыша, в угоду моде надевает обтягивающие джинсы и обувь на высоком каблуке. Допустимо ли это?

Так чего же женщины придерживались в те далекие времена?

Первую половину срока женщина тщательно скрывала от посторонних свою беременность, чтобы у ребенка не было тяжелой судьбы и его не коснулся сглаз.

За полтора-два месяца до родов в дом приглашали бабку-повитуху, чтобы она подготовила женщину к родам, потому что без нее при родах было не обойтись. Она и обряды знала, и молитвы, и особые приемы.

Молитвы при беременности

Молитва к Божией Матери

О, Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ея беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое в матери и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергающую никогда молитвы бедных и избавляющую всех, призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь.

Молитва пред иконою Божией Матери Феодоровская

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надежде, покров и помощь и заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощнице. О чудная Владычице! Всяк, притекающий к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.

Суть и смысл праздника

Прежде чем мы начнем рассуждать о празднике, его сути, истории, рассмотрим ключевое понятие «культура».

На сегодняшний день существует более 500 определений понятия «культура»: в древнем мире под культурой понимали сельское хозяйство (возделывание земли). В настоящее время, по мнению М.Б. Биржакова[1] термин культура определяется как: определенная сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление; совокупность духовных ценностей и норм, присущих большей социальной группе, общности, народу, нации. Культура отражает уровень качественного развития духовных достижений. Следовательно, культура – это увязанная система знаний, верований, искусства, морали, законы и обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества.

Культуру подразделяют на материальную и нематериальную. К материальной культуре относят физические объекты, связанные с гением человека. Нематериальную культуру образуют нормы, правила, законы, ценности ритуалы, символы, значения, идеи, обычаи, обыкновения, традиции, язык, искусство, религии. Культура выполняет следующие функции:

· защитную (универсальная защитная функция) – посредством орудий и приспособлений, а также системы знаний, человек увеличил свои возможности противостояния силам природы, приспособился к окружающему миру, подчинил себе силы природы;

· креативную – преобразование и освоение окружающего мира;

· коммуникативную – передача и усвоение информации в любом виде, общение людей, групп и народов, использование стремительно развивающихся средств связи;


· сингнификативную – определение и присвоение значений и ценностей явлениям и предметам;

· нормативную – нормативно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил, и рецептов поведения людей в обществе;

· релаксационную – искусство физического и психического расслабления, снятия стрессов и разрядки.

И весь этот спектр функций включает в себя праздничная и обрядовая культура народа.

Праздники, обычаи, обряды, традиции – это трансляция опыта, знаний, это составляющая культурного процесса. Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от

поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений[2].

Назначение праздника состоит в активном привлечении человека к культуре на основе познания, совершенствования, творческого созидания. Поэтому праздник следует рассматривать в контексте культуры в целом. М.Бахтин определял празднество как важную первичную форму человеческой культуры. И.М. Снегирев утверждал, что праздник есть самовыражение народа, его миропонимание. Н.Ф. Масютин определял праздник «как синкретический пласт духовной культуры, действенное выражение людьми психологического состояния и умонастроения в период переживания ими важнейших переломных явлений в развитии природы, общества и в личной жизни (или имитация таких явлений) при их адекватном отображении в сознании»[3]. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова трактует праздник как день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь…, день радости и торжества по поводу чего-нибудь…, выходной, нерабочий день.

«Массовые праздники – это огромная сила, и относиться к ним надо с уважением, с чувством высокой ответственности. …Массовое действие живет лишь однажды и при этом оно должно произвести сразу глубокое и эмоциональное яркое впечатление». Это слова выдающегося режиссера современности, профессора И.М. Туманова, который дает такую характеристику празднику: «Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием массы – поэтому он и называется массовым. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ»[4].

Говоря сегодня о праздниках, необходимо подчеркнуть, что они стали важным компонентом образа жизни современного общества. Праздник отражает не только жизнь, но и состояние души, настроения, эмоции. Любой праздник имеет (или должен иметь) свои корни в быту. На бытовую «плату» накладывается художественное решение, а формы мы заимствуем из жизни. Проходят столетия, прежде чем праздник из единичного превращается в традиционный, то есть тот, который передается из поколения в поколение.

В. И. Даль дает такое толкование празднику: «празднество-торжество или празднование чего-либо обрядами, пирами, почет событию или воспоминанию о нем»[5]. Следовательно, праздник – это связь между прошлым и будущем, и его сами себе устраивают люди, являясь главными действующими лицами.

На протяжении последнего столетия учеными были сделаны неоднократные попытки найти ответ на вопросы: «Что считать праздником, а что нет?» или «Чем праздники отличаются друг от друга или от не праздников?»

Современный драматург, режиссер В.В. Панфилов[6] дает такой ответ: «… праздник от праздника отличается обрядами[7], а значит, если есть обряды, то есть и праздник. Нет обрядов – нет праздников. Именно обряды и сохраняют традицию или возрождают ее. Пока есть обряды – традиция[8] не исчезнет. И наоборот: пока есть традиция – обрядам есть на что опереться. Обряды – это первая основа Праздника».[9]

Далее обращается внимание на то, что праздник приносит в нашу жизнь радость, обязательно присутствует застолье (праздничный стол, угощение), канун (день перед праздником; время, предшествующее какому-либо событию), песня и игра, и пожалуй, одно из самых важных наблюдений – праздники связаны с укреплением семьи. Основой праздника является семейственность. Без всего перечисленного праздник быть не может. Все остальное – это событие, знаменательная дата в жизни страны, дополнительный выходной день, но не праздник[10]…

О природе происхождения праздника писали Л.С. Лаптев, А.И. Мазаев, М. Бахтин, Н. Мизов, И. Снегирев. Какова концепция природы праздника: что служило и служит содержанием праздника и поводом для него?

В истории было не мало попыток подойти к этой проблеме. Мы обратимся к исследованию Н.Ф. Масютина[11] и позволим активно цитировать его, так как на сегодняшний день его суждения на эту тему представляются наиболее четкими и концептуальными.

И так, Н.Ф. Максютин предлагает следующие концепции о природе праздника: 1) религиозно-обрядовая; 2) трудовая; 3) рекреативная; 4) миросозерцательная, философско-культурная[12]

Праздник происходит из религиозной жизни людей, ее обрядового оформления (умилостливить или отвратить непонятные силы природы) – такова религиозно-обрядовая концепция праздника. Н.Ф. Максютин пишет, что эта концепция необоснованна. Во-первых, праздник гораздо старше современных религий; во-вторых, философия религий противоположна празднику (запрещались церковью шутки, смех, увеселения,

сами зрелища и т.д.); в-третьих, свои праздники церковь стала приспосабливать к языческому календарю, так как не смогла ни запретами, ни проклятиями, ни сожжением победить языческое (народное) действо.

Трудовая концепция природы праздника утверждает, что режим праздников совпадает с ритмом трудовой деятельности, следовательно, праздник – магические действия и отправление культов с благодарением богам, т.е. это духовно-нравственное приготовление к работам.

Трудовая концепция праздника имеет своих сторонников и обоснования, но приводится (Н.Ф. Масютиным) множество примеров подтасовки фактов, где весенние обряды (действия, игрища) трансформировались на зимнее время, хотя первоначальный их смысл оставался прежним: повлиять на плодородие природы; связь этих праздничных действий с хозяйственными заботами не всегда просто установить, а объяснения некоторых обрядов и элементов празднества спорно и недоказуемо.

То же самое можно сказать и о толковании народных праздничных обрядов с позиции солярной концепции (магия ради будущего урожая, стимулировании плодородия, забота об урожае, приплоде и т.д.)

Рекреативная концепция так объясняет праздник: трудовая деятельность (календарь) и содержание праздников как чередование ритмов труда и отдыха. Праздник как ответ на потребность в отдыхе. Здесь мы приведем возражения М. Бахтина, что празднество нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или… из биологических потребностей в физическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание.[13]

Праздник – это жизнь идеальная, жизнь о которой мечтаешь: не работаешь, смеешься, радуешься, ешь, пьешь, красиво одеваешься, позволяешь себе то, что в повседневной жизни не мыслимо совершить. Это реализация надежд, идеалов, мечты. Так думали наши предки, так думаем и мы. Об этом – концепция праздника как воплощения представлений об идеальной жизни.

Поводом для праздников с доисторических времен и по сей день являются смена времен года и фаз солнца (летнее, зимнее солнцестояние, весенние и осеннее равноденствие), три главных события в жизни человека (рождение, брак, смерть), смена правителей и династий, революции.

Это – основа праздничного календаря, обогащенного событиями трудовой, политической, религиозной, культурной и т.д. жизни[14].

Праздники имеют свою классификацию. С нею можно познакомиться в трудах И.М. Снегирева, Н.Ф. Максютина[15].

И.М. Снегирев классифицирует праздники так:

· по солнечному календарю;

· подвижные и неподвижные (точные даты и меняющиеся);

· ночные и дневные;

· мирские или приходские (братчины, помочи);

· отечественные и заимствованные;

· сельские и городские.

Н.Ф. Максютин, взяв за основу классификацию Н. Мизова, предлагает три аспекта:

· по сферам деятельности человека;

· по диапазону праздника, по охвату территорий и по объему включенной в праздник массы людей;

· по демографическим признакам, прежде всего по половозрастным[16].

Остановимся на тех праздниках, которые сегодня более востребованы и имеют перспективу. К таким, в первую очередь, относятся: 1. Государственные праздники. Сегодня экономическая среда устоялась, через эти праздники идет укрепление государственности: День Республики, День отечества, 9 мая, День города и др. 2. Профессиональные праздники. Наш век – это век чиновников. Главное – правильно подавать важность и значимость профессии, гордость за успехи в труде, за людей, славящих профессию. 3. Личностные праздники – это дни рождения, юбилеи, проводы на пенсию и др. 4. Детские праздники. 5. Национальные праздники или Этнопраздники. 6. Праздники эксклюзивного направления, например, праздники, посвященные А. Пушкину, И. Шишкину, М. Цветаевой, С. Есенину, проходящие на их родине; праздник «Каравон», «Русская зима», «Пестречинские зорьки», «Праздник колодца» и др., то есть те праздники которые раскрывают свое, местное, являются авторскими. эксклюзивными

Приведенные выше аспекты классификации могут быть дополнены. Праздник не имеет четких границ в классификации, он очень многозначен и может одновременно быть отнесен к разным группам классификации.

Огромное значение имеют формообразующие элементы праздника. Их много. Вот несколько из них: шествия, демонстрации, митинги, слеты, церемонии, посвящения, гуляния, карнавалы, фестивали, балы, застолья, дискотеки, игры, парады и многие другие.

Остановимся на тех, которые чаще всего встречаются на празднике. Систематизируя формы в жанровые группы, мы получили таблицу:

Жанр Отличие или специфика
· театрализованные и публицистические представления, театрализованные тематические и эстрадные концерты, рекламные шоу. В основе сценария программы лежит номер, который связан с другими номерами единым художественным образом и подчиняется определенной теме.
· вечера (развлекательные, познавательные, тематические): — вечер-хроника — вечер-портрет — вечер-рассказ — вечер митинг — вечер-ритуал — вечер встреча — вечер вопроса и ответа — вечер-консультация и т.д. Состоит из двух частей (массовой и сценической), подразумевает не только действие, но и развлечения (танцы, игры, конкурсы и т.д.). Кульминацией является встреча с реальным героем события, которому посвящен вечер. Особая роль отводится — актуальности и злободневности темы. На первом месте — факт, событие, документ. Художественный материал придает факту более выразительную форму.
· художественно-игровые и информационные развлекательные программы В основе данной формы лежит игра-конкурс, а зритель является активным участником, а не пассивным зрителем.
· театрализованное обрядовое действо В основе — национальные традиции и обычаи. Специфика заключается в том, что кульминацией данной формы является ритуал.

Современный праздник это не просто совокупность случайно собранных вместе мероприятий. Это живой, пульсирующий организм. И если упор в массовом празднике делается на театрализованное действие, то праздник тяготеет к разряду театрализованных представлений.Если же основой праздника является организованное праздничное веселье, то его можно причислить к разряду гуляния или карнавала. Праздник — это емкий и многогранный вид искусства, это комплексная форма, которая может включать в себя и другие формы (театрализованный митинг, тематический вечер, сборный концерт, шествие, митинг, шоу и т.д.).

Основной целью праздника является человеческое общение,асуть массового праздника заключается в том, чтобы организовать это общение художественными средствами.

Чтобы праздник получился, нужна праздничная ситуация, то есть высокий подъем чувств и мыслей как отклик на это праздничное событие. Масса народа выходит на улицы, площади, чтобы соприкоснуться с тем, что дорого и радостно. Именно здесь проявляется то настроение, которое приводит их на праздник. Возникает необходимость в организации художественного оформления праздничного момента, создание яркой образной его формы.

Но прежде чем приступить к этому, необходимо оговорить специфику, отличие праздника от других форм. Прежде всего, это аудитория: люди, пришедшие отдохнуть, аудитория массовая, обладающая свободой выбора объекта своего внимания, зритель (чаще всего) не имеет сидячих мест, то есть это те люди, которые готовы общаться и активно включаться в действие. Праздник имеет масштабность, как по количеству участников, так и участвующих в нем, укрупненность тематики, своеобразие использования выразительных средств, плакатность, а также широкое использование символики и аллегории. Главным героем в празднике является народ. Действие организационно оформлено и может развиваться одновременно на нескольких площадках и территориях. Широкое продвижение больших групп людей, энергичная переброска действия с одного места на другое тоже является спецификой праздника.

Проведение праздника, организация его подразумевает определенные шаги, алгоритм по которому делаются мероприятия. Должны быть конкретные технологии и они существуют, наработаны. Технология (с греч. – этимология, корень «техно…» восходит к словам «способ», «ремесло», «делать», а слово «технология» в буквальном смысле означает «искусство», «мастерство») — это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях. Это чужой, проверенный опыт, а в рамках этих технологий проявляется творчество организаторов массовых действ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт