Он не плохой человек и стараеться мне помочь, он никогда не бросит человека в беде, какой бы он ни


Он не плохой человек и стараеться мне помочь, он никогда не бросит человека в беде, какой бы он ни был, у нас ничего с …

«Лучшая защита от всех болезней, от любой инфекции — эта твердая вера в собственное здоровье и положительные эмоции»

На Востоке говорят: «Худшие враги человека не пожелали бы ему тех бед, которые могут принести ему собственные мысли».
Один из самых знаменитых врачевателей древности Авиценна говорил: «У врача есть три средства в борьбе с болезнью — слово, растение, нож».

Обратите внимание — слово на первом месте.

В одном из парижских госпиталей молодой психолог Эмили Кьи на свой страх и риск, ссылаясь на главврача, вменила в обязанность своим больным три раза в день вслух или мысленно повторять по 10 раз фразу « С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше». Причем повторять это не механически, а по возможности ярко.
И что вы думаете? Уже через месяц пациенты этого врача стали главным источником разговоров медицинского персонала госпиталя, а затем и всей Франции.
Удивительно, но факт: тяжелобольные выздоравливали в течение месяца, у некоторых больных даже исчезла необходимость в хирургическом вмешательстве.

То есть подтвердилась догадка великого ученого древности Парацельса, который утверждал, что чудеса творит вера.

Наше здоровье — прямое следствие мышления человека.
Никто уже не ставит под сомнение, что между психическим и физическим состоянием людей существует прямая связь.

Негативные мысли разрушают.
Например, злость вызывает болезни желудочно-кишечного тракта. Обида со временем приводит к болезням печени, поджелудочной железы, холециститу».

Один из самых важных психологических законов гласит: словесное выражение любви, симпатии и восхищение усиливает жизненную энергию того, к кому оно обращено. А злые и недобрые слова уменьшают энергию слушателя.

Общее число заболеваний, связанных с плохими мыслями, продолжает неуклонно расти.
Чтобы противостоять им, надо следовать совету древних мудрецов — радоваться жизни, как бы тяжела она ни была!

Итак, здоровье, жизнь и судьба человека напрямую зависят от его мыслей.
Думаешь о хорошем — жди хорошего.
Думаешь о плохом — плохое и получишь.

То, о чем мы постоянно думаем, перерастает в убеждение, что это должно или может случиться. И эта вера рождает событие…

Именно поэтому с сегодняшнего дня начинайте думать только о хорошем, надеяться только на лучшее.

И еще…
Никогда не переживайте по пустякам!

Возьмем на вооружение два золотых правила американского кардиолога Роберта Элиота, признанного специалиста по профилактике инфарктов и сердечной недостаточности.

* Правило первое: — Не огорчайтесь по пустякам.
* Правило второе: — все пустяки

«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (982,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Булат Окуджава.

Цели:

  • осмыслить понятия «друг», «дружба», совершенствовать навыки общения;
  • помочь учащимся осознать, какие качества важны в дружбе;
  • повысить самооценку учащихся.

Оборудование: листы бумаги; карандаши; фломастеры; заготовки листков для упражнения «Дружба в лучах солнца»; пословицы о дружбе; разноцветные бусинки.

Ход занятия

Психолог говорит, обращаясь к учащимся:

Наше занятие посвящено дружбе, друзьям, какими качествами должен обладать настоящий друг и как хорошо иметь друзей!

Девизом нашего занятия взяты сороки из замечательного стихотворения Булата Окуджавы. Это замечательный поэт-бард (пишет музыку), один из родоначальников бардовской песни в нашей стране.


Приветствие.

Начинаем свое занятие с традиционного «Импульса». Мы дарим друг другу свое тепло и хорошее настроение.

(Все участники берутся за руки и посылают импульс друг другу, тем самым налаживают эмоциональный контакт).

Упражнение «Закончи предложение».

Участникам предлагается закончить предложения, написанные на доске:

– «Настоящий друг – это. »

– «Со мной можно дружить потому, что. »

(По желанию учащиеся зачитывают свои предложения).

Максим Шабанов — учащийся 5 класса «А» подводит итог: друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать, всегда понять. Другу мы можем доверить свои секреты.

9 июня – Международный День друзей! А еще есть Международный День дружбы, который празднуется в перовое воскресенье августа! В этот день друзья поздравляют друг друга с праздником и желают здоровья, удачи и всех благ.

Упражнение «Дружба в лучах солнца»

Сейчас на листочках напишите или нарисуете, что для вас означает настоящий друг, какой он? И свои картинки поместите на «Поляну дружбы».

(На заготовленных заранее листах дети пишут или рисуют, что для них означает дружба, друг, и оформленный листок крепится к доске на «Поляну дружбы»).

Рефлексия

  • Какие чувства вы испытывали когда рисовали?
  • С какими трудностями вы столкнулись?

Ирина Кулешова ученик 5 класса «А»

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба — это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

Психолог.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Приятель – это человек, с которым вы просто учитесь в одном классе, занимаетесь в кружке, здороваетесь во дворе.

Приятель – это человек, с которым вы время от времени обсуждаете какие-либо события.

Вопрос: Чем приятели отличаются от друзей?

Вопрос: Сколько у человека может быть настоящих друзей?

Упражнение «Цветные бусинки»

(Играет спокойная музыка. В большой стеклянной вазе находятся разноцветные бусинки. Каждый ученик подходит и берет столько, сколько хочет. И молча, ни с кем не разговаривая, каждый ребенок должен поделиться со своими друзьями. Можно брать, а можно и отказаться. Заканчивается музыка, и все садятся на место). Используется релаксационная музыка. Автор музыки К. Стрельников

Рефлексия

По какому принципу вы выбирали бусинки?

Вам было приятнее брать или отдавать?

– Какие чувства вы испытывали, когда брали бусинки и когда отдавали их?


Вот так бывает и в жизни. Чего-то мы берем больше, чем нам надо. Отказываемся от того, что нам предлагают. Порой мы не замечаем главного или просто проходим мимо. Наверное, стоит остановиться, оглянуться, увидеть, что вокруг много интересных, добрых, веселых ребят!

Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Консультант Мадина Цалоева «Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не предаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся».

Педагог-психолог предлагает выполнить упражнения:

Упражнение “Что Важно для дружбы?”

Расставить в порядке значимости следующие высказывания, какие важны для дружбы:

  • Давать другу списывать домашнее задание.
  • Защищать друг друга от обидчиков.
  • Придумывать вместе интересные игры.
  • Уметь уступать друг другу.
  • Помогать друг другу.
  • Угощать друг друга сладостями.
  • Уметь слушать друг друга и понимать.
  • Искренне радоваться успехам друг друга.
  • Не ссориться друг с другом по пустякам.

Рефлексия

Легко было определить, что поставить на первое место, а что на последнее?

Упражнение: “Привет!”

(Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”. Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы).

Рефлексия

Какие чувства вы испытывали, здороваясь за руки?

Какие вы знаете пословицы о дружбе? Учащиеся называют пословицы о дружбе, которые они знают.

  • Один за всех и все и за одного.
  • Дружбу топором не разрубишь.
  • Без друга – сирота, а с другом – семьянин.
  • Нет друга, так ищи; нашел, так береги.
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Верному другу цены нет.
  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
  • Крепкую дружбу и водой не разольешь.
  • Друзья познаются в беде.

Педагог-психолог познакомит с кодексом дружбы. познакомимся с кодексом дружбы.

Кодекс дружбы

  1. Если с вами рядом есть человек, с которым вы общаетесь регулярно и у вас есть общие интересы, воспоминания, и вы можете обратиться к нему за помощью – это значит, что у вас есть друг!
  2. Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело.
  3. Недоверие – конец дружбы!
  4. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему! Недостатки есть у всех.
  5. Дружба – это взаимный процесс! Значит и от вас требуется понимание, внимательность по отношению к вашему другу.
  6. Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с вами.
  7. Будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”.

В заключение несколько полезных советов:

Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим вас людям. Для установления отношений очень важно, какое вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят вас такими, какими Вы себя преподносите.

– Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.

– Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.

– Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.

Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.

– Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые вам будут благодарны.


– Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

Рефлексия

  • Во время занятия узнал(а), то…
  • Сейчас я чувствую, что…
  • Мое настроение после занятия…
  • Мне понравилось….
  • Мне не понравилось…

Итог подводят учащиеся.

Используемая литература:

  1. Локалова Н.П. «Уроки психологического развития», «Ось-89», 2001.
  2. Сартан Г.Н. «Тренинг самостоятельности у детей», Творческий центр, Москва, 1999.
  3. Солдатова Г.У. «Жить в мире с собой и другими», Генезис, Москва, 2001.
  4. Хухлаева О. «Первый раз в пятый класс!», Генезис, Москва, 2005.
  5. Шабельник Н.А. «Школьная дружба», Фестиваль педагогических идей.

Значение пословицы «Друзья познаются в беде»

В русском языке имеется очень много пословиц, которые отображают реалии жизни. Они были придуманы много лет назад, а имеют актуальное значение и в наши дни. Люди, которые знают и понимают пословицы, удачно могут сориентироваться в любой ситуации, ведь они носят поучительный характер.

Дружба

Дружба возникает между двумя людьми и может продолжаться сколько угодно. Но настоящие друзья познаются в беде. Ведь другом может казаться человек, который на самом деле просто знакомый.

Известная пословица про дружбу

Наверняка много людей знают, что друг познается в беде. Пословица русского народа твердит об этом с давних времен. И действительно так и есть. Многие не понимают, какие отношения между двумя людьми, и именно в трудную минуту становится понятно. Значение пословицы «Друг познается в беде» заложено в ней самой. Когда у одного из друзей образовывается беда, то второй должен ему помочь. Часто бывает, что это серьезные проблемы, и люди не хотят впутываться в них. Но настоящий друг никогда так не подумает, ведь знает, что товарищу нужна помощь, и никто кроме него не поможет. Иногда приходится сделать то, что самому не нравится, но это поможет другу. Так вот, в тех отношениях, что можно назвать дружбой, такие поступки совершаются без проблем. И взаимопомощь любого вида присуща дружбе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Конечно, еще одна пословица, которая говорит о дружбе, имеет актуальность в наше время. Смысл ее очень прост.

Ведь деньги рано или поздно закончатся, и уже ничего нельзя будет сделать с ними, а друзья останутся навсегда и всегда помогут в трудную минуту. Друзья познаются в беде, но еще и в радости. Всегда с другом можно разделить и счастливые моменты. Это хорошо влияет на население в целом. Ведь на дружбе можно построить на всей планете мир. Не будет войны, не будет вражды, а будет весна в душе у всего населения всю жизнь. А это принесет благодать, и все будут хорошо жить. Также иметь много друзей всегда хорошо, так как они тоже имеют знакомых и друзей, и через них можно заводить новые знакомства. Ведь друзья познаются в беде, а значит в то время, когда человек, имеющий много друзей, попадет в беду, он быстро сможет из нее выбраться, если каждый друг по чуть-чуть примет в этом участие.

Залог хорошей и долгой дружбы

Для того чтобы дружба была долгой и настоящей, никогда не нужно требовать чего-то от друга, а наоборот, отдавать, все что нужно ему. Тогда не будет никаких обид. Не нужно подставлять друзей и делать им гадости. Ведь рано или поздно они это осознают и начнут тоже предавать. А на настоящего друга можно всегда опереться и доверить ему все, что угодно. Поэтому для поддержания дружеских отношений, необходимо быть добрым и честным, ответственным и преданным. А если все это будет выполняться, то такая дружба будет навеки крепкой и настоящей. А когда на всей планете будет царить дружба, то жизнь станет намного лучше и спокойней.

Текст №4

Я лежал у окна спиной к движенью. Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. Ничего особенного, средние танки! Открыв люки, танкисты смотрели на нас. Они были без шлемов, и мы приняли их за своих.

Я лежал у окна спиной к движенью. Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. Ничего особенного, средние танки! Открыв люки, танкисты смотрели на нас. Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда еще невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек.

Но именно это и произошло.

С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. Я видел через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.

Но все же мы сползли кое-как с наших коек, и толпа раненых вынесла нас. Никогда не забуду чувства, с необычайной силой охватившего меня, когда, преодолевая мучительную боль, я спустился с лесенки и лег под вагон. Другие бежали и падали с криком, а я сидел под вагоном, беспомощный, томящийся от бешенства и боли. Две санитарки помогли мне выбраться, я просил их оставить меня, у меня был пистолет и живым я бы врагу не сдался. Но они унесли меня в низину. По дороге к нам присоединились двое легко раненых бойцов, Ромашов. Я послал этих двух бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоит до сорока машин, причем откуда-то взялись уже и походные кухни. Очевидно, танки, обстрелявшие наш эшелон, принадлежали к большому десанту.

— Уйти, конечно, можно. Но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной. Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. И пошли устанавливать ее на рельсы. Уходя одна из девушек с сунула мне под голову свой заплечный мешок. Очевидно, в мешке были сухари — что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал. Мы ждали и ждали без конца.

— Они не вернутся, — нервно сказал он. — Они бросили нас. Вообще говоря, плохо было дело! Уже первые сумерки, крадучись, стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. Пока лучше было не думать, что они не вернутся. Лежа на спине, я смотрел в небо, которое все темнело и уходило от меня среди трепещущих жидких осин. Я открыл глаза. Освещенный первыми лучами солнца, туман лениво бродил между деревьями. У меня было мокрое лицо, мокрые руки. Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. Все, кажется, было, как прежде, но все было уже совершенно другим.

Он не смотрел на меня. Потом посмотрел — искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.


Кровь бросилась мне в лицо. Он вытащил пистолет!

— Сейчас же верни оружие, болван! — сказал я спокойно. Он промолчал.
— Ну!
— Ты все равно умрешь, — сказал он торопливо. — Тебе не нужно оружия.
— Умру я или нет, это уж мое дело. Но ты мне верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. Понятно?

Он стал коротко, быстро дышать.

— Какой там полевой суд! Мы одни, и никто ничего не узнает. В сущности, тебя уже давно нет. О том, что ты еще жив, ничего неизвестно.

Теперь он в упор смотрел на меня. Он собрал мешки. И через пять минут уже среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.

Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного, в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта — это было вполне равносильно убийству, а может быть, даже хуже убийства.

Каверин В.А.

Война – страшное испытание для народа. В такое время люди забывают о себе и трудятся ради спасения своей Родины. Это не только непомерные нагрузки на организм, но и проверка чести и совести. Как проявляются истинные качества человека в условиях войны? На этот вопрос отвечает В.А. Каверин в предложенном для анализа тексте.

В поисках ответа писатель обращается к периоду Великой Отечественной войны и описывает поведение двух сослуживцев, оказавшихся в смертельной опасности, поскольку рядом находились войска противника. Рассказчик терпеливо ждал подмоги, даже не сомневаясь в верности и честности товарищей. Этот человек, скорее всего, оценивал ситуацию со своей позиции: он никогда бы не бросил товарища в беде, и его не бросят. А вот его собеседник Ромашов нервничал: «Они не вернутся… Они бросили нас». В данном случае хочется привести пословицу: «По себе людей не судят». Реплики Ромашова охарактеризованы рассказчиком как «подлые». Очень точное слово! Человек, который сам по себе является ненадежным, скользким и эгоистичным, такого же поведения ожидает от других, он не верит, что кто-то может проявить мужество и героизм ради спасения ближнего.

Характеристика Ромашова находит свое подтверждение: он оставляет своего боевого товарища в беде, то есть подлые мысли повлекли за собой и подлый поступок. В следующих словах выражена вся его натура: «Какой там полевой суд! Мы одни, и никто ничего не узнает». Никакого сожаления о своем поступке, предельная циничность и невероятный эгоизм. Кроме того, этот человек не только предатель, но и трус: свои низкие действия совершает так, чтобы не нести ответственность потом за это. Автор так оценивает поступок Ромашова через мысли рассказчика: «Он ушел, что было вполне равносильно, а может быть, даже хуже убийства». Лишенный движения, обессиленный ранением, неспособный защитить себя, человек погибнет от рук врагов, и кровь его на совести товарища, который должен был помочь, а не оставлять на гибель.

И мысли Ромашова, и его предательство взаимосвязаны, так как помогают автору ответить на поставленный вопрос. В условиях смертельной опасности, в ситуации морального выбора человек предстает таким, какой он есть на самом деле, без прикрас.

Позиция В.А. Каверина такова: война – это ситуация экстремальная, страшная, угрожающая жизни, именно в такой обстановке человек сбрасывает маски и обнажает свои истинную суть. Один жертвует собой ради общего блага и забывает о себе, а другой совершает предательство, обрекает на смерть своего товарища.

Я согласна с позицией автора. Действительно, в чрезвычайных условиях люди предстают перед нами такими, какими, может быть, мы никогда их не знали раньше. История Великой Отечественной войны, войн в Афганистане и Чечне знает огромное количество подвигов – примеров альтруизма, самопожертвования, торжества силы духа и мужества, совести. Но известно также немало примеров предательства, когда люди, стремясь сохранить себе жизнь, совершали гнусные, подлые поступки, обрекая на смерть земляков и помогая врагу. Ситуация морального выбора – это и есть проверка «на вшивость».

Таким образом, В.А. Каверин в предложенном для анализа тексте размышляет о проявлении истинных качеств человека на войне и приходит к следующему выводу: в условиях смертельной опасности с нас спадают все маски, мы предстаем перед миром реальными, такими, какие мы есть на самом деле. Одни с честью выходят из трудного положения, а другие становятся предателями и не испытывают при этом мук совести.

Помощь людям

Мы помогаем людям, чтобы они, в свою очередь, помогли нам; таким образом, наши услуги сводятся просто к благодеяниям, которые мы загодя оказываем самим себе.
Франсуа де Ларошфуко

Нужно ли помогать людям? Уверен, хотя бы раз в своей жизни, многие из вас задавались этим вопросом, и неспроста. Ведь с одной стороны, глубоко внутри себя мы чувствуем потребность в том, чтобы кому-то чем-то помочь, когда у нас есть такая возможность, а с другой, наш жизненный опыт нередко показывает нам, что помогать другим людям не просто невыгодно, но даже в некоторых случаях опасно. И хотя мы не всегда осознаем, насколько на самом деле нам выгодно или невыгодно кому-то чем-то помогать в той или иной ситуации, мы тем не менее, опасаемся это делать, так как знаем, что многие люди склонны злоупотреблять чужой помощью и доверием. Есть и такие среди нас, кто вообще не понимает – зачем кому-то помогать, когда можно и нужно заботиться только о себе, в том числе и за счет других людей. Помощь людям кажется очень глупым делом, тем более, что оно еще и неблагодарное в большинстве случаев. Вот поэтому некоторые из нас никогда никому ничем не помогают. Но дело в том, что склонность помогать другим людям заложена в нас природой. И заложена она в нас для того, чтобы сделать наш вид более живучим. Без помощи друг другу мы все давно бы вымерли. В этой статье, уважаемые читатели, я расскажу вам о том, почему нужно помогать другим людям, в каких ситуациях это надо делать и главное, как надо помогать людям, чтобы действительно помочь, а не навредить и им, и себе.

Обратите внимание, какими бы эгоистами ни были многие люди – даже они иногда кому-то чем-то помогают, пусть по мелочи, но помогают. И даже несмотря на те ситуации, когда людей специально настраивают друг против друга, когда потворствуют их эгоизму и даже воспитывают в них его, люди все равно оказывают друг другу помощь, пусть даже самую незначительную. Есть, правда, и такие люди, которые никому никогда не помогают, во всяком случае, мы за ними этого не замечаем. Но таких людей мало, они все-таки являются в большей степени исключением. При этом, наше желание помогать другим людям не противоречит нашему эгоизму, потому что, помогая другим – мы одновременно можем помогать себе, только часто мы этого не осознаем. Человек – существо социальное, он не может жить без других людей. Мы все в той или иной степени зависим от окружающих нас людей. А раз мы друг от друга зависим, значит, мы друг в друге нуждаемся, а раз мы друг в друге нуждаемся – мы должны помогать друг другу, должны друг о друге заботиться. Собственно, люди всегда это делали, только возможности у нас у всех разные. Кто-то заботится о своей семье, а кто-то о целой стране и даже о всем человечестве. Но есть и такие среди нас, кто даже о себе позаботиться не в состоянии. Таким образом, мы с вами видим, что люди заинтересованы в помощи друг другу. Но при этом многие из нас до сих пор сомневаются в необходимости помогать другим людям. Давайте выясним, почему.

В одном известном мультфильме [Чебурашка] есть песенка с такими словами: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя…» И знаете что, дорогие друзья, некоторые люди твердо убеждены в истинности этих слов. Они придерживаются именно такой позиции в жизни – они никому не хотят помогать. Но разве это действительно так? Разве мы тратим время зря, когда кому-то помогаем, и разве наши хорошие дела ни к чему хорошему нас не приводят? Может все дело в том, что мы не знаем, какой должна быть помощь другим людям и какие дела действительно можно назвать хорошими? Я считаю, что дело именно в этом.

Помощь людям должна быть правильной, в противном случае она ни к чему хорошему не приведет. В нашей жизни всяких людей хватает, и не все они поступают так, как нам хотелось бы. Не все из них отвечают на добро добром, и наша доброта не всегда вознаграждается, потому что многие ее не понимают и даже не принимают. А некоторые и вовсе считают проявление доброты слабостью, поэтому начинают наглеть – лезут на шею, пытаются эксплуатировать добрых людей, стремятся к тому, чтобы паразитировать на них. Так что помощь людям не всегда оценивается подобающим образом. Часто она вообще никак не оценивается, а иногда за нее даже наказывают. Потому и говорят, что не нужно людям делать добро, чтобы не получить зла. Иной раз за хорошее дело, за хороший поступок, за помощь кому-то, тебе же еще и достанется. Но, здесь есть два очень важных момента, которые некоторые люди, не считающие нужным кому-то помогать, выпускают из поля своего внимания. Во-первых – где бы мы с вами были, если бы не помогали друг другу? Вспомните, сколько раз в вашей жизни другие люди вам помогали, хотя бы по мелочи, и как эта помощь отразилась на вас и вашей жизни? Только не говорите, что этого не было. Взять хотя бы ваше детство в качестве примера, — помните себя маленьким? Вы тогда были совсем беспомощным человеком, верно? Вы не могли сами о себе позаботиться и без помощи других людей – вы бы просто не выжили. Возможно, у вас были не самые лучшие родители, или их вообще не было, не самые умные и добрые учителя, не самые ответственные и заботливые врачи и так далее, но тем не менее вам же помогли вырасти, помогли вам встать на ноги, помогли научиться читать, писать, считать, помогли влиться в социум и научили вас худо-бедно заботиться о себе. Вот так нам всем когда-то помогли. И это, согласитесь, очень ценная помощь.

Подумайте, что было бы, если бы в детстве вас окружали исключительно враждебно настроенные к вам люди, готовые воспользоваться вашей слабостью и совершенно не желающие вам помогать. Вы бы, наверное, просто не выжили. Хотя что значит, наверное – вы бы точно не выжили. Так что нам всем когда-то помогали, раз мы выжили, выросли и чему-то научились, раз мы теперь можем позаботиться о себе. Но даже став взрослыми людьми большинство из нас сталкиваются с помощью других людей, просто мы не всегда ее замечаем. Вы же не скажете, что все люди вокруг вас, никогда ничего для вас хорошего не делали, никогда и ничем вам не помогали. Что-то, я уверен, они для вас делали и делают, пусть даже не всегда и не совсем бескорыстно, но во всяком случае не за деньги. Мы достаточно часто неосознанно помогаем друг другу, не всегда правильно, не всегда бескорыстно, просто корысть бывает разной и ничего плохого в ней нет, нам же надо как-то жить, как-то о себе заботиться, не всегда же делать добрые дела бесплатно, не преследуя никакой личной выгоды. Но главное, что мы это делаем – мы помогаем друг другу. И нам надо замечать эту помощь, чтобы понимать, какое значение она для нас имеет. Тогда у человека язык не поднимется сказать – что помощь людям абсолютно бесполезное дело, на которое мы зря тратим свое время.

Но, повторюсь, помогать людям надо уметь. Понимаете, то, что вы считаете помощью и хорошим делом, в той или иной ситуации, — не всегда воспринимается как помощь и как хорошее дело другим человеком, другими людьми. Кому-то можно и нужно помочь советом, кому-то делом, а кому-то и палкой, если ничего другого человек не понимает. Так что помощь может быть разной. Поэтому перед тем, как кому-то помогать, нужно выяснить – в какой именно помощи нуждается тот или иной человек. Взять, к примеру, детей – разве они способны понять взрослого человека, который во многом их ограничивает, заставляет учиться и не позволяет им делать все, что они хотят? Совершенно очевидно, что позиция взрослых детям не полностью понятна, а иной раз вообще не понятна, если взрослые мало с ними общаются и ничего им не объясняют. Поэтому и приходится иной раз прибегать к ремню и помогать детям стать нормальными людьми, способными о себе позаботиться, способными влиться в социум и адаптироваться в нем, вопреки их желаниям и даже при их ненависти к себе. Другими словами – наша помощь детям, далеко не всегда воспринимается ими самими, именно как помощь, и порой они не только не благодарны нам за нее, но еще и ненавидят нас за нашу помощь им. Но это же не означает, что мы не должны заботиться о своих детях, не должны помогать им, верно? И помогать им мы должны – правильно, а не так, как они этого хотят.

Неблагодарными могут быть не только дети, но, как мы с вами знаем, и взрослые. Многие люди, да что там многие, подавляющее большинство людей – не любит, когда, скажем, им говорят правду, ту самую правду, которая с одной стороны, способна им помочь, а с другой, по разным причинам игнорируется ими. Такое в жизни часто случается. Я это вам как психолог говорю. Некоторые люди обращаются к психологам за помощью и когда тот находит причину их проблемы – они отказываются от этой помощи. Люди не хотят лечиться, не хотят принимать помощь, не хотят знать правду о своей проблеме – они от нее бегут, потому что боятся ее. Конечно, все эти страхи можно обойти, и профессионалы их обходят. Но порой, просто не знаешь, насколько человек готов к тому, что ты ему скажешь. И иногда, к сожалению, твое желание помочь человеку наиболее простым и очевидным способом только вредит работе с ним, потому что он не только не готов, но и не хочет, чтобы ему помогли. Но, следует ли из этого, что помогать людям не нужно? Конечно же, нет. Тем более, если это ваша профессиональная обязанность. Свою работу надо выполнять добросовестно, чтобы не сеять вокруг себя семена хаоса и недоверия, из которых произрастает большинство наших бед. Просто многие люди очень слабы, — жизнь сделала их такими, и они не готовы к тому, чтобы принять ту или иную помощь. Это нужно учитывать – и помогать людям правильно, учитывая их личностные особенности. За правильную помощь большинство людей обязательно вас отблагодарят, а когда это потребуется – они сами вам помогут, по мере своих возможностей. Поэтому дело не в том, что помогать людям не надо, из-за того, что они не всегда на добро отвечают добром, а в том, как именно это следует делать. Но то, что делать это надо, сомнению не подлежит. Ведь чем более сплоченными и дружными будут люди, помогающими друг другу в тяжелых ситуациях – тем легче, веселее и качественнее будет их жизнь.

Еще я хочу сказать, что не надо ждать благодарности от других людей за свою помощь – это не тот товар, по которому можно и нужно торговаться. Мы помогаем друг другу для того, чтобы жить хорошо всем вместе, а не для того, чтобы спрашивать друг с друга за свои хорошие дела. Вы что, будете предъявлять человеку счет за то, что подсказали ему, как пройти в библиотеку? Или, быть может, вы выставите счет своим детям, за все, что вы для них сделали и делаете? Или нам нужно начать давать друг другу не бесплатные, а платные советы, вне зависимости от их полезности? Наверное, нам все это не нужно, так как такая жизнь никому из нас на пользу не пойдет. Конечно, некоторые виды помощи заслуживают особой благодарности. К примеру, мы не можем бесплатно друг на друга работать или под честное слово давать друг другу большие суммы денег, или сотрудничать друг с другом без всяких договоров, так как наша человеческая природа, к сожалению, не позволяет нам это сделать. Поэтому существуют деньги, договоры, законы, правила, разного рода обязательства и так далее. Но знаете что, дорогие друзья, никакие деньги и никакие законы, какими бы суровыми они ни были – не заставят человека добросовестно исполнять свои обязательства перед другими людьми и таким образом помогать им. Поэтому те же деньги не всегда достаточно хорошо стимулируют людей, так как получать большие деньги люди любят, а вот работать за них им не хочется. Если, допустим, переплачивать работникам, платя им незаслуженно высокую заработную плату – они просто перестанут работать, так как почувствуют, что, выражаясь народным языком – пошла халява. Поэтому высокая заработная плата там, где ее быть не должно – это не помощь людям, — это зло.

И тоже самое с насилием – оно тоже к хорошему не приводит. Можно силой заставить человека что-то делать для вас, но эта работа будет некачественной, а сам человек станет вас ненавидеть и при первой же возможности восстанет против вас. Поэтому люди должны хотеть делать друг для друга хорошие дела, пусть не бескорыстно, когда это невозможно, но от души. А такое желание у них можно вызвать только с помощью правильного образования и воспитания, когда каждый человек начнет понимать – как его жизнь зависит от других людей и как от него и его поступков зависит жизнь того общества, в котором он живет. Иными словами – нужно разъяснять людям причинно-следственные связи, чтобы развивать у них системное мышление. И тогда, они поймут, что имел в виду Будда, когда говорил – как отдельный элемент поддерживает систему, так и система поддерживает отдельный элемент. И благодаря этому пониманию, большинство людей захотят помогать друг другу, потому что они будут видеть – что им выгодно это делать. Ведь сколько бы не было людей в этом мире – по одиночке их всех можно одолеть, подчинить, использовать. А вот когда они друг за друга горой, когда они поддерживают друг друга и друг другу помогают – с ними справиться очень тяжело, а иногда и вовсе невозможно. Поэтому любая власть всегда – разделяет людей и благодаря этому властвует над ними. Без разделения людей и стравливания их друг с другом, меньшинство никогда бы не смогло подчинить себе большинство.

Также мы должны с вами понимать, что перед тем как начать помогать другим людям, нам необходимо научиться помогать самим себе. Понятно, что помощь может быть разной, кто-то способен помочь по-крупному, кто-то по мелочи, в зависимости от своих возможностей. Мы все можем быть чем-то полезны друг другу. Но все же, в некоторых делах, чтобы помогать людям правильно, нужно сначала помочь себе. Человек должен морально созреть для помощи другим людям. А до этого созревания – ему нужно заботиться преимущественно о самом себе и не брать на себя ответственность за других людей. Не зря же дети такие эгоистичные, их эгоизм помогает им о себе заботиться, он помогает им выживать. Дети не могут ни о ком заботиться, потому что еще не научились заботиться о самих себе. И помощь от них, если и может быть, то очень несущественная, потому что они еще сами нуждаются в помощи взрослых людей. А взрослые люди, те, которые, что называется, морально и интеллектуально созрели, уже не так эгоистично подходят к жизни, потому что они в состоянии позаботиться не только о себе, но и о других людях, в частности о своих и даже о чужих детях. Эгоизм, в своей самой неприглядной форме, присущ слабым людям, не умеющим должным образом о себе заботиться, поэтому они все под себя гребут, ведь такая форма поведения необходима им для выживания. Только в нашем обществе, с его правилами и законами, чтобы помочь себе важнее казаться скорее альтруистом, нежели эгоистом. Но для этого уже не на свои инстинкты, а на свой интеллект необходимо опираться. Чего многие эгоисты делать не умеют, из-за незрелости своего ума. Эгоисты не только не хотят, но и не умеют помогать людям, они не умеют ни о ком заботиться. Они порой даже себе не в состоянии помочь, о себе не могут позаботиться. Те же дети, в силу своей неразвитости, со многими делами самостоятельно справиться не в состоянии и не могут сами себе помочь во многих вопросах. Как же тогда они могут помочь другим людям? Естественно, никак. Вот так и многие, условно взрослые люди, в некоторых делах – не могут помочь другим людям, потому что не научились помогать себе. Поэтому, прежде чем начать делать добрые дела и с их помощью улучшать, как свою собственную жизнь, так и жизнь других людей – необходимо сначала развить себя нужным образом, то есть, сначала надо помочь себе. Иначе, желая сделать как лучше – вы сделаете только хуже, — и себе, и другим людям.

Ну и еще об одном важном правиле, имеющем отношение к данной теме, я хочу рассказать вам, уважаемые читатели, – не надо помогать людям, делая все за них. Каждый человек должен, во-первых, уметь сам решать свои проблемы, пусть не все, но хотя бы те, которые он способен решить, а во-вторых, он не должен ничего получать просто так – легко и на халяву. Иначе он станет – наглым, ленивым и слабым. То есть, не нужно давать нуждающемуся рыбу, не нужно даже удочку ему давать – научите его делать удочки и ловить рыбу – вот настоящая помощь. Вы не помогаете людям, когда что-то им даете или что-то за них делаете – вы ухудшаете их, — вы делаете их жадными, ленивыми, наглыми и слабыми. Взвалить на себя чужую ношу, значит, во-первых, лишить человека возможности самому справиться со своими делами, проблемами, задачами, а во-вторых, — это значит пробудить в нем паразитические наклонности. Человек сразу полезет вам на шею, если увидит, что вы позволяете ему это сделать. Причем, чем примитивнее человек, тем он наглее и тем очевиднее будет его желание залезть вам на шею. Сталкивались с таким в своей жизни? И я сталкивался. И до сих пор сталкиваюсь. Всегда находятся те, кто пытается меня как-то использовать. Кто-то просто просит у меня что-то, например, деньги, а кто-то, кто похитрее, пытается заинтересовать меня, чтобы вынудить сделать для него какую-нибудь работу на невыгодных для меня условиях.

Мы с вами, конечно, стараемся держаться подальше от таких людей, так как никому не приятно, когда его пытаются использовать или вовсе держат за дурака, но при этом иной раз сами совершаем такие глупые поступки, которые с виду похожи на помощь, а в действительности являются злом. Например, нельзя давать деньги некоторым попрошайкам, для которых попрошайничество является не способом выживания, а бизнесом, причем очень плохим, грязным бизнесом, из-за которого, к примеру, страдают младенцы, которых используют для того, чтобы разжалобить людей. И мы, когда даем деньги тем, кому их давать не нужно – не помогаем людям, а творим и распространяем зло. Другой пример, тоже весьма распространенный – это помощь некоторых родителей своим детям, когда родители все делают за своих детей, мешая им таким образом учиться самим о себе заботиться. В итоге, из таких детей вырастают – эгоистичные, циничные, избалованные, несамостоятельные, неприспособленные к жизни люди. В итоге, доброе с виду дело приводит к обратному результату. Самая лучшая помощь человеку, я считаю – это помощь советом. Причем совет может быть бесплатным, а польза от него громадной.

Таким образом, помощь людям – это не бессмысленное занятие, на которое не стоит тратить время и силы – это полезное для нас всех стремление сделать нашу жизнь лучше. Ведь помогая другим, мы часто помогаем и самим себе. Нужно только понимать, какой должна быть помощь другим людям или конкретному человеку в той или иной ситуации, чтобы она была полезной. Люди бывают разные, ситуации тоже бывают разные, поэтому и помощь не может быть одинаковой всегда и для всех. Помощь должна быть грамотной, уместной, своевременной и востребованной, только тогда она пойдет на пользу всем, — и тем, кому мы помогаем, и нам самим. Поэтому не слушайте тех, кто говорит, что помощь людям – это бесполезное и глупое занятие. То, что делает нас сильнее и помогает нам, как виду, выживать – бесполезной глупостью быть не может.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт