Он особенный! — детский, сад, ребенок, педагог


Как объяснить ребенку про других «особенных» деток

Сейчас во многих школах созданы специальные коррекционные классы. Иногда и в обычную среду попадает другой ребенок. То же и с детскими садами.

Педагоги помогают адаптироваться таким деткам, помогают им в учебе. Но не всегда этого достаточно для создания благоприятной атмосферы в школе или в детском саду. Многое зависит от самих детей, в среде которых оказывает такой ребенок.

Как правильно объяснить детям, кто это и как следует с ними себя вести. Чем раньше начать приучать ребенка к правильному принятию, тем больше шансов, что не будет нападок и насмешек с его стороны по отношению к инвалидам.

Начиная с 4 летнего возраста, иногда раньше, детей начинает интересовать все, что происходит вокруг, любознательность вылезает на первый план, поэтому вы и слышите все, что приходит им в голову. Так как социальные рамки и нравственные устои еще не развиты, то иногда вопросы могут поставить в замешательство и в тупик родителей и окружающих. Не стоит краснеть, «шикать» на ребенка за грубость, он этого не понимает. Его ведет желание понять, почему так происходит.

Поэтому, если ваш ребенок спрашивает громко в общественном месте: «А что не так с этим дядей/тетей, почему он такой страшный или у него нет ноги», стоит сразу же ответить, что кричать так громко не обязательно, а тем более показывать пальцем; хочешь спросить, спрашивай, но лучше шепотом, так как это может обидеть того человека. Он мог сломать себе ножку, или серьезно болеет, болезни бывают разные. Вот сейчас выйдем и я подробно отвечу на все твои вопросы».

Не стоит переусердствовать и слишком много рассказывать. Всему свое время, в каждом возрасте – своя правда. Для 4-6 летнего возраста достаточно объяснить всю ситуацию через болезнь, возможно случившуюся аварию. Обязательно приучайте ребенка к чувству сопереживания: «Если ты видишь человека, у которого что-то не так как у всех, и ему нужна помощь, предложи. И главное, не бойся. Ведь главная красота внутри, а не снаружи».

Научившись помогать таким людям, ваш ребенок будет добрее, будет лучше понимать чужие чувства, сопереживать.

Начиная с 6 летнего возраста, лучше отвечать на такие вопросы не так абстрактно и более полно: «на свете много разных людей, и все мы не похожи друг на друга. Ты же видишь, что внешность у всех разная. Бывают и разные болезни, от которых, к сожалению, нельзя вылечиться. Они не заразные, но таким людям иногда приходится очень тяжело, особенно когда люди незнакомые стараются не смотреть на них, не замечают, и думают только о внешности. Главное то, что внутри нас. Наш характер, как мы себя ведем. И такие люди порой бывают намного светлее и добрее других, у кого все ножки и ручки на месте, и нет никаких болячек.

У детей нет никаких понятий, как следует себя вести рядом с такими людьми, какие чувства надо испытывать. Они смотрят, в первую очередь, на реакцию своих родителей и копируют ее. Потом наблюдают за другими взрослыми, входящими в круг доверия – другие родственники, знакомые, воспитатели в детском саду. И только потом формируется своя собственная оценка ценностей. Все в ваших руках, и от вас зависит, как ваш ребенок будет на это реагировать.

Как следует называть таких людей? Про себя или рассказывая кому-то историю, мы часто говорим «инвалиды». Ведя разговор в обществе такого человека или при нем, употреблять такой термин не толерантно. «Люди с ограниченными возможностями», «особые люди/дети», — звучит корректнее. Если такой человек постоянно находится в поле зрения вашего ребенка, то лучше с ним познакомиться и называть его по имени, когда в вашей беседе заходит речь о таком человеке.

Что следует помнить, если в группе вашего ребенка учится «особый ребенок»:

  1. Рассказать ребенку, что люди бывают разными и из-за чего такое происходит.
  2. Объяснить правила поведения с таким ребенком. Например, «ты же знаешь, что у Маши лучше не брать без разрешения ее игрушку, иначе ей будет очень обидно, и она начнет плакать. А у Вити аллергия на молоко, поэтому ему нельзя его пить. Вот и тут также, не стоит обижать или делать неприятно этому мальчику/девочке. Ты можешь подойти к воспитательнице и спросить, а как лучше мне общаться с ним, а что можно делать, что нельзя».
  3. Если у вашего ребенка неприязнь или страх перед инвалидом, объясните, почему не стоит бояться, предложите познакомиться с ним, чтобы лучше узнать. Покажите на собственном примере, когда забираете ребенка из детского садика, как можно общаться и вести себя с особым ребенком.
  4. Если речь идет и о поведенческих нарушениях у особого ребенка, не лишнее поговорить и проконсультироваться с педагогом, наблюдающим за таким малышом. Чтобы потом на доступном языке объяснить вашему чаду, чего делать не стоит.
  5. Не запрещайте ребенку спрашивать интересующие его вопросы у особенного ребенка. То, что для нас кажется бестактным, для них воспринимается нормально. Еще раз, в дошкольном возрасте не существует моральных границ.
  6. Найдите мультфильм, фильм или рассказ о таких детях, взрослых. Сейчас много различного материала, где показано, что жить по-другому – еще не значит плохо, просто с определенными ограничениями. Обсудите потом, что понял малыш, поделитесь обоюдными переживаниями.


Журнал Педагог

Автор: Божкова Ирина Григорьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ детский сад №13
Населённый пункт: ВОЛГОГРАД
Наименование материала: статья
Тема: «Особенному ребёнку — особый педагог!»
Дата публикации: 04.01.2020
Раздел: дошкольное образование

Профессиональное самосознание педагога, работающего в группе

«Особый ребёнок» специального дошкольного учреждения.
Раннее детство – особый период становления у ребёнка органов и систем, прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, а развиваются в ре зульт ате взаимодействия организма с окружающей средой. Организованная лучшим образом среда – предметная – не может сама собой без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взро слый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среде, делает её понятной и доступной для малыша. А значит, дети с синдромом Дауна, приступившие к занятиям в дошкольном учреждении с раннего возраста (с 2 – 2,5 лет), через некоторое время будут в состоянии выражать свои мысли, пользоваться фразовой речью. Создание развивающего пространства. Ценность раннего обучающего воздействия на детей давно подмечена народом; созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и мелкой моторики рук имеют народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары и многие другие. Детей привлекают их яркая раскраска, забавность манипуляций с ними. Они приобретают умения действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевают новыми разнообразными движениями, действиями. Всё это своеобразное развивающее пространство эффективно влияет на обучение детей раннего возраста элементарным знаниям и умениям, осуществляемое в увлекательных, доступных формах. Коммуникативная культура. Сегодня актуальной является проблема становления коммуникативной культуры. Она включает в себя общительность, коммуникативные и речевые умения, коммуникативные способности, коммуникабельность и т. д. Качественно сформированный уровень коммуникативной культуры педагога определяет успешность процессов профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия. Авторский подход в реализации модели взаимодействия с детьми.
Обращаясь к многолетнему опыту работы, я с уверенностью могу сказать, что в большей мере свои впечатления и эмоции ребёнок получает в детском саду, общаясь с детьми и взрослыми. Дети с синдромом Дауна очень любят общаться со взрослыми, эмоциональный контакт им просто необходим. В процессе общения педагог занимает удобное положение, чтобы можно было видеть мимику и жесты ребёнка; пытается привлечь его пока слабое внимание, поймать взгляд; улыбается, если малыш беспокоится, разговаривает с ним тише, успокаивающим тоном, делает паузы, чтобы дождаться осмысления услышанного и ответной реакции; при работе с раздаточным материалом используют приём механической помощи (рука в руке); произносит короткие фразы; учит действовать по образцу; озвучивает звукокомплексы. Степень готовности к распространению педагогического опыта. Педагоги из группы «Особый ребёнок» в работе с родителями не ограничиваются мероприятиями информативного характера. Следует чаще организовывать индивидуальные и подгрупповые консультации, семинары, практикумы. Особые впечатления вызывает у родителей посещение занятий с дефектологом. Эффективность деятельности педагога придают проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; личное общение с коллегами и в интернете; участие в различных профессионально-образовательных конкурсах. Проектирование педагогического процесса Педагог планирует работу на основе результатов диагностики. Технология проектирования ориентируется на зону ближайшего развития ребёнка. В результате систематического планирования работы удаётся не только определить уровень развития ребёнка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать педагогические воздействия, определить для него индивидуальную программу развития, составляемую на каждого воспитанника группы «особый ребёнок». Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями предлагает широкий спектр медико-психологиче ских у с л у г, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов дошкольного учреждения, которые пополняют и конкретизируют свои знания, осуществляют глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Необычный садик: рабочие будни с особенными детьми

Жила-была Инна Сергиенко — мама необычного мальчика Миши. Мальчика, который не был похож на других детей, мальчика, который смотрел на мир по-другому, потому что у него аутизм. И не знала мама, куда пойти со своим особенным сыном, не могла понять в какие двери стучаться, и где в Украине ей могут протянуть руку помощи. В какой-то момент она поняла, что такого места нет, и не будет до тех пор, пока самая обычная мама одного необычного ребенка не создаст его сама. Так появился детский сад для особенных детей «Дитина з майбутнім» («Ребенок с будущим»).

Случилось это в не таком далеком 2010 году. Именно тогда этот уникальный садик открыл свои двери для тех, кто не знал, где искать комплексную помощь в Украине, где об аутизме на то время знали очень и очень мало. Таким и хотела его видеть Инна, которая рискнула, попробовав создать необходимые условия для таких же малышей, как и ее сын.

Теперь это эксклюзивное коррекционное заведение для детей с ранним детским аутизмом, аутическими чертами личности, задержкой речевого и психо-речевого развития и гиперактивностью. Это продуманная система обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития каждого ребенка.

Садик расчитан на 32 детей в возрасте от двух до семи лет. Все дети поделены на 4 группы: ясельная, младшая, средняя, старшая. Чтобы всем воспитанникам садика было комфортно и они могли получить максимальную пользу от занятий, в группах находятся не более восьми детей. Группы формируются в соответствии с биологическим возрастом, чтобы дети находились в среде сверстников. Есть и индивидуальные занятия. С учетом того, что многие аутисты должны придерживаться безкозеиновой и безглютеновой диеты, в школе-саде она также введена.

Дети занимаются в садике с 8.00 до 18.00. Утро в старшей и средней группе начинается с зарядки, а у младшей и ясельной – с ритуала раздевания, который они учатся совершать при помощи педагогов. Потом начинается рабочий день, в котором есть и занятия, и дневной сон, и прогулка.

Здесь с девочками и мальчиками занимаются дефектологи, психологи, логопеды, социальные педагоги, к работе с детьми привлекаются такие методики, как адаптивная физическая культура, арт-терапия, игротерапия, пескотерапия, канистерапия, кинезотерапия, магнитотерапия, массаж, ритмика, музыкальная терапия. Это означает, что в заведении действует комплексный подход к коррекции расстройства. На каждого ребенка составляется расписание.


Для детей пытаются создать настоящую детскую жизнь в творческой атмосфере.

Если педагоги организовывают праздник, то обязательно каждый ребенок, даже самый сложный, будет участвовать в этом мероприятии.

От обычного садика «Дитина з майбутнім» отличается тем, что здесь прикладывают намного больше усилий к обучению детей, но и результат в таком случае приносит двойную радость как для педагогов, так и для родителей.

Очень важно понимать, что социализация и коррекция поведения – это базис.

Ни буквы, ни цифры не будут иметь значения, пока ребенка не научат правилам. Именно над этим работают в садике, прежде всего. Здесь каждого особенного ребенка учат жить среди людей, учат самостоятельности – самому ходить в туалет, самому одеваться-раздеваться, самому кушать. Обычные дети делают эти базовые вещи автоматически и копируя взрослых, а детей с аутизмом этому нужно учить. Ведь для того, чтобы чему-то научить ребенка, он должен сидеть и слушать, а не бегать по комнате, должен слышать задание преподавателя, должен уметь быть частью общей игры. Этому учат в «Дитина з майбутнім», и только затем приступают к буквам и цифрам, логике и развитию мышления.

Садик уже может похвастаться положительными результатами. После курса занятий в учебном заведении одни дети начинают говорить, другие – преодолевают тревожность, агрессивность, учатся быть частью социальной среды, проявляют заинтересованность. Но главное достижение в том, что воспитанники после занятий в садике могут и готовы идти учиться дальше в школы! На данный момент у «Дитина з майбутнім» 9 таких детей и готовится еще один выпуск в этом году!

Педагоги каждый день сталкиваются со сложностями в работе. И это связанно ни с чем иным, как с особенностями детей. Потому что поведение ребенка, а особенно ребенка с расстройствами аутистического спектра, зависит от его состояния и настроения. Но сотрудники воспринимают все сложности, как творческий процесс и уделяют достаточно времени каждому ребенку, чтобы помочь ему стать полноценным членом общества.

… А за это время мальчик Миша вырос. Сейчас он учится в начальной школе, изучает несколько языков и переживает самый прекрасный период человеческой жизни – детство. Своими успехами он приносит счастье папе и маме – той самой маме, которая когда-то узнала, что у нее растет особенный ребенок. И все это благодаря своевременной и комплексной коррекции, которой сейчас и занимается садик «Дитина з майбутнім».

«… Я был вещью, а теперь я человек…», — сказал еще один мальчик Миша, выпускник садика, который сейчас учится в общеобразовательной школе с кадетским уклоном в России. Его мама Оксана говорит, что сын очень счастлив, у него масса идей и желаний.

Другой выпускник Вова тоже пошел в школу, научившись управлять приступами агрессии, с которыми он пришел в садик «Дитина з майбутнім». Он научился читать и писать, играть с другими детьми.

«Наш ребенок отличается от сверстников, но сегодня это видно уже только нам. Мы отвели ребенка в обычный садик, к обычным детям. Сегодня мы думаем о том, какую выбрать школу, куда отправить ребенка на музыкальные и танцевальные занятия», — написали родители маленькой Дианы, которые однажды тоже переступили порог необычного садика с обнадеживающим названием.

Особенный детский сад для особенных детей

В Ульяновске открыли второй корпус дошкольного образовательного учреждения для малышей от 3 до 8 лет с нарушениями речи и задержкой психологического развития. В их распоряжении будет новейшее реабилитационное оборудование. И, конечно же, штат квалифицированных педагогов, которые окажут помощь в дальнейшей социализации и подготовят к следующему, не менее важному этапу — обучению в школе.


Каждый шаг для шестилетнего Влада — маленькая победа. Диагноз ДЦП мальчику поставили в 8 месяцев. С того самого времени начались его с мамой совместные поездки по больницам и реабилитационным центрам. Часто в других городах. Открытие нового корпуса 101 детского сада поможет семье обойтись без дальних поездок.

Анна БЛОШЕНКО
Здесь будет и педагог и логопед. И дефектологи и психологи занимаются. И воспитатели здесь очень грамотные, очень хорошо себя с детьми ведут. То есть они знают как поставить урок. Они с каждым ребенком находят общий язык. Мой ребенок он бывает капризный, упрямый. И они с ним могут договорится прекрасно. Он очень хорошо сними занимается на занятиях. Не спорит, не упрямится. Все без проблем.

Медицинский блок, массажный кабинет, бассейн, комната лечебно-коррекционного воздействия. Это и другое суперсовременное оборудование главный инструмент в адаптации и абилитации детей с аутизмом, серьезными нарушениями речи, заболеваниями опорно двигательного аппарата, задержкой психического развития. В каждой из 12 групп работает логопед. В штате 4 дифектолога и 3 психолога. Такой же набор специалистов ждет родителей в Службе ранней помощи.

Татьяна КУРАНОВА
ЗАВЕДУЮЩАЯ ДЕТСКИМ САДОМ №101
Специалистов мы готовим на базе центров, которые расположены в Москве. Специалисты которые уже давно занимаются этой проблемой. Мы отправляем и на семинары, и на практические занятия, и на конференции, то есть на обучении своих специалистов. И мы точно знаем, что наши специалисты помогут детям с расстройством аутистического спектра. У нас прекрасные специалисты по адаптивной физической культуре.

Наталья СЕМЁНОВА
МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Подобные консультационные пункты откроются еще в двух дошкольных учреждениях. Это действительно важно, потому что мы в регионе констатируем увеличение деток с ограниченными возможностями здоровья. И наша задача. И задача, поставленная президентом страны. И губернатором нашего региона создать все необходимые условия для развития детей и дальнейшей их социализации.

Аналогов дошкольное учебное заведение в регионе пока не имеет. В Засвияжком районе Ульяновска работает детский сад «Волгарик». В отличии от 101, упор там делают на инклюзивную форму обучения. Помимо этого, в каждом новом дошкольном учреждении, открывается группа для детей с ОВЗ. Тем, кто не имеет возможности ездить в учебные заведения, помогают наладить образовательный процесс дома.

Гульнара ШАРИПОВА
КОРРЕСПОНДЕНТ
Еще 4 года назад здание бывшего детского сада больше напоминало деловой или торговый центр. Решение о том, чтобы вернуть его детям озвучено осенью 2020. 150 миллионов рублей, потраченных на капитальный ремонт, в году 2020 позволят 180 малышам получать полноценное дошкольное образование.

Гульнара Шарипова, Геннадий Бухтояров. Репортёр 73

Особенный сад для особенных детей

Мы уже давно привыкли, что в нашем обществе легко живется только здоровым. Но ведь есть и другие, особенные люди, которым не так просто приспособиться в обществе здоровых людей. Государство должно заботиться о них. Но, порой, не на всех хватает времени, средств, сил и т.п. Поэтому инициативные граждане сами решают взять в свои руки частично функции государства, нисколько при этом не оспаривая значимую роль государства в обществе.

Недавно в редакцию пришло письмо от Марии Кондратюк, которая написала об особенном детском саду для особенных детей.

Приводим это письмо.


Несмотря на то, что в наше время информации кругом очень много, порой, нужная так и не достигает ушей тех, кому она так важна.

Недавно я познакомилась с хрупкой девушкой Надеждой Самойловой- Бичуль, которая занимается очень важным делом, о котором она попросила меня рассказать, чтобы о нем узнали люди в нащем городе. Это дело — детский сад для особых детей.

«Стимулом открыть этот детский сад стало появление у меня самой особенной дочки, — говорит Надежда. — Лесю отказались принимать в несколько садов и предложили в качестве альтернативы сад присмотра, где такие детки просто лежат. И это перечеркивает всю жизнь — потому что всего несколько часов ежедневных занятий и у них огромный прогресс.

Так как я сама не могла заниматься профессионально, и нужно было и работать, и заниматься ребенком, я поняла, что нужно создавать свой собственный центр, который сможет помочь многим. Моя мечта — улучшить мир и сделать жизнь других счастливее.
Так как наш детский сад для детей с задержкой или нарушениями в развитии – АНО Центр развития и реабилитации детей «Светлый город» — был создан не государством, не кем-то со стороны, а мамой особого ребенка, это отражается во всем, что мы делаем: уделяем максимум внимания малышам (до 2 часов занятий с каждым ребенком в день), нанимаем прекрасных специалистов (логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог, инструктор ЛФК, массажист, реабилитолог), создаем доброжелательную атмосферу, в которой наши особые воспитанники чувствуют себя обыкновенными детьми, а их мамы становятся просто мамами.

Цены — на уровне простых (неспециализированных) частных детских садов: от 13 до 30 тысяч в месяц, и это за полный день, с занятиями!

В нашем детском саду дети ведут самый обычный режим, как если бы они находились в обычных детских садах: едят, гуляют, спят в тихий час. Но группы небольшие, до 6 человек, смешанные по возрасту и особенностям.

Диагнозы у наших деток разные: ДЦП, аутизм и аутичные черты, СДВГ, ЗПР, ЗРР, синдром Дауна и другие.

Глядя на детей, не имеющих того нарушения, которое есть у конкретного ребенка, ему легче скорректировать свое, он стремится к этому и у него начинает получаться. Учатся помогать друг другу и просто играть вместе (а для аутистов это очень важно!). К примеру, наши старшие мальчики (с аутичными чертами, СДВГ, ЗПР) заботятся о девочках с ДЦП, возят их коляски и защищают.

Очень ответственно подходим к своей задаче, регулярно проводим диагностику детей и для каждого составляем индивидуальный маршрут развития, которого придерживаемся. Результаты потрясающие: всего за пару месяцев улучшения по разным направлениям развития ребенка достигают 80%!

Центр частный (я учредитель и руководитель), некоммерческий. Это значит, что все вырученные средства идут на обеспечение его работы, мы не получаем прибыль.

Наш центр находится у метро Кировский завод на Зайцева д. 41, в сентябре мы планируем открыть филиал у метро Технологический институт на Можайской, д.49», — говорит Надежда.

Прямо сейчас в «Светлом городе» открыт набор в оба филиала, куда приглашают всех детей, кому необходим особенный подход.

Надежда приглашает тех, кто еще не уверен, что готов отдать своего особого малыша на пробный день, прийти вместе и познакомиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт