Он помогает дочерям купил старшей дочери (7лет) телефон, теперь она ходит в школу и он даёт ей


Дети и деньги

Деньги в руках у детей — как найти и соблюсти разумную меру? Как воспитать у них правильное отношение к материальной стороне жизни? Мы пригласили родителей поделиться своим опытом. А за комментариями обратились к психологу и публицисту Татьяне ШИШОВОЙ.

ВРЯД ли кого шокирует малыш полутора-двух лет, который, уходя с прогулки, прихватил с собой чужую игрушку. Почему? Потому что каждому взрослому понятно, что в этом возрасте ребёнок не способен разделять вещи на «свои» и «чужие». Проблема отношения к деньгам — это более узкий аспект проблемы отношения к собственности. В каком возрасте у ребёнка появляется о ней осознанное представление? Считается, что на «моё» и «чужое» ребёнок начинает делить вещи после трёх лет, когда у него появляется самосознание.

Родители реагируют по-разному, когда узнают, что их ребёнок взял чужое. Некоторые не акцентируют на этом внимание (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте), другие, наоборот, строго наказывают. Кто прав? Здесь важно помнить, что расценить свой поступок как грех может не всякий ребёнок. Есть дети, которые в 7–8 лет искренне не понимают, что делают плохо, присваивая себе чужую вещь. И наоборот, часто 4–5-летние дети, совершая кражу, прекрасно осознают, что делают неправильно. Но реакцию родителей способен понять даже самый маленький. Поэтому очень важно дать ребёнку понять, как вас это огорчает.

Психолог Татьяна Шишова:

— Формировать понятие о том, что своё, что чужое, нужно с раннего возраста. Родители неслучайно говорят: нельзя, не бери, отдай, это не твоё. Недостаточно твёрдая позиция родителей в отношении «своего-чужого» часто приводит к повторному воровству. Необходимо вывести воровство в разряд максимально отрицательных поступков, донести до ребёнка, что это большой грех.

Одним из основных признаков того, что ребёнок осознаёт неправильность, греховность своего поступка, является попытка скрыть этот факт, спрятать улики. Если это происходит, значит, ребёнку стыдно и он готов к тому, чтобы нести ответственность за свои поступки. Практика показывает, что большинство детей способны на это уже с четырёхлетнего возраста.

Если это произошло в первый раз, то нужно спокойно всё объяснить. Если ребёнок маленький, то можно на первый раз не наказывать. А если повторяется, то наказать очень строго. И не бояться произнести слово «вор», быть честным с ребёнком. В данном случае чем больше сходит с рук в детстве, тем тяжелее бороться с грехом воровства потом. Тем более это касается подростков. Конечно, всегда нужно пробовать разобраться в причинах, по которым ребёнок совершил кражу. Это могут быть неблагополучные отношения в семье, ревность, своеволие, тяга к нарушению норм (особенно в либеральных семьях). В подростковом возрасте больше соблазнов, желаний, которые далеко не всегда могут быть выполнены родителями. В любом случае воровство — проблема, которую нельзя «замолчать», пустить на самотёк.

Карманные деньги — зло или благо?

«Я ЛИЧНО у родителей деньги таскала, когда была подростком, — призналась одна из опрошенных нами мам. — Стыдно, но факт остаётся фактом. Потому что денег у меня не было, а покупать всякие мелочи хотелось. Когда это вскрылось, вопрос решили так — мне начали выдавать немного денег». Это, конечно, случай крайний, но вопрос в том, надо ли давать ребёнку деньги на карманные расходы и с какого возраста, рано или поздно встаёт перед родителями.

Если ребёнок просит денег, по мнению большинства опрошенных нами родителей, стоит разобраться, зачем они ему нужны. И призадуматься, если ребёнок не говорит зачем. С другой стороны, всё время отказывать — тоже не выход, вспомним признание в воровстве.

Как правило, деньги на расходы выдают школьникам. «Мы даём 12-летней дочери 30 грн в неделю по воскресеньям. Деньги на проезд, еду и образование — не в счёт. Эти деньги тратятся на всякие малосъедобные сладости, ненужную (на мой взгляд, конечно) канцелярию, диски и прочие увеселения. Многие взрослые, которые в детстве карманных денег не получали, жалеют об этом и думают, что надо давать обязательно. Другие возражают: «Зависит от того, могут ли они потратить их разумно. Важно, чтобы дети знали, что деньги достаются большим трудом».

Психолог Татьяна Шишова:

— Давать или не давать деньги — зависит от возраста ребёнка. Дошкольнику — точно не стоит. Если ребёнку выдают карманные деньги, надо приучать его откладывать какую-то часть средств на подарки близким. Нужно учить ребёнка разумному обращению с деньгами, дети нередко попадают в зависимость от них, развивается алчность. Повышенная фиксация внимания на деньгах может привести к воровству.

Часто, чтобы иметь карманные деньги, дети стремятся подработать. Это также зависит от возраста. Для старшеклассника первая работа — один из этапов социального взросления. Конечно, она не должна идти в ущерб учёбе. Важно, чтобы часть заработка подросток отдавал родителям, внося вклад в экономическую жизнь семьи.

КОНЕЧНО, у каждой семьи свои финансовые возможности. Должен ли ребёнок знать степень материального благополучия родителей? Должен ли он участвовать в обсуждении денежных вопросов? Начиная с определённого возраста детей явно волнует количество денег в семье. Общее мнение родителей: лучше отвечать им прямо и открыто. «На вопросы, почему не покупаем что-то дорогостоящее или много безделушек, отвечаем честно. А чтобы не было обидно, стараемся раз в неделю во время похода в магазин покупать детям то, что они хотят, — сладости, небольшие игрушки, шарики, мыльные пузыри, канцтовары». Многие родители считают важным, чтобы дети знали, сколько стоят продукты, ходили в магазин самостоятельно. И вспоминают, как они ходили в магазины в детстве с мамой, обсуждали вместе, что купить, что важнее в данный момент, и это помогло им во взрослой жизни.

Психолог Татьяна Шишова:

— Если ребёнок вступает в обсуждение денежных вопросов с родителями, то поднимается в своих глазах на их уровень. Но это неправда, ребёнок денег не зарабатывает, ответственности за семью не несёт, поэтому иметь равный голос в этих вопросах не может.

Лучше не впадать в крайности в отношении денег. Излишняя фиксация внимания на бедности вредна для детей. Но также вредно ребёнку вести себя как маленький Крез, который похваляется перед сверстниками толщиной своего кошелька. Разумный подход — по мере взросления ребёнка вводить его в курс экономической жизни семьи.

«Вынес мусор — 2 грн, позвонил бабушке — 5»

«ВСПОМИНАЮ случай из своей школьной практики. В пятом классе был мальчик, который старался как можно больше отвечать, а после урока спрашивал: «Я заслужил оценку?» И если я оценку не ставила, начинал уговаривать: «Ну хотя бы четвёрочку». Оценку обязательно нужно было поставить в дневник. Однажды, когда я отказалась поставить ему оценку, он с неподдельным огорчением сказал: «Но папа ведь даёт мне за хорошие оценки деньги!»

Некоторые родители, начав денежно поощрять детей, потом жалуются, что ребёнок согласен «работать» — учиться, помогать по дому — только за деньги.

Большинство считает, что не стоит премировать ребёнка за хорошее поведение и послушание: это должно быть не подвигом, а нормой. «Хорошее поведение подразумевается само собой, это вопрос отношений между людьми. Ведь мама с папой ничего не получают за домашние дела, это наше общее гнёздышко, и мы трудимся на себя».

В то же время поощрение деньгами за хорошую учёбу не воспринимается многими родителями однозначно как зло: «В обществе человек получает деньги за труд. Мой ребёнок учится в сильной школе, это даётся ему непросто. Когда результат того стоит, я его поощряю, насколько позволяют финансы».

Психолог Татьяна Шишова:

— За учёбу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребёнок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.

А за помощь по хозяйству «расплачиваться», поощрять деньгами ни в коем случае нельзя. Участие в семейных заботах не должно превращаться в наёмный труд, ведь тогда нарушается важный принцип: бескорыстная любовь — основа отношений в семье. К сожалению, я видела много случаев, когда плата детям за помощь по хозяйству приводила к печальным результатам, к вымоганию денег за каждый плевок.

Гораздо лучше, если время от времени награда будет не материальной, например: «мы пойдём с тобой вместе в парк», «я разрешу тебе посмотреть этот фильм».


Кому нужна копилка?

«…ЕЩЁ ребёнком он умел уже отказать себе во всём. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив — в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную… Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Узнаёте героя? Это Павлуша Чичиков.

«Моя старшая дочь (7 лет) воспринимает копилку как одну из игрушек. Сколько в ней денег, её не волнует, интересен сам факт опускания денежки в копилку. Ведь до определённого возраста ребёнок не осознаёт истинной ценности денег, для него что 50 копеек, что 50 рублей — просто денежка. Когда дочка слышит, что кто-то из нас говорит по какому-либо поводу «где же взять денег?», она с готовностью предлагает: «Возьмите из моей копилки».

Многие родители отрицательно относятся к копилке, считая, что она может развить у ребёнка страсть сребролюбия: «Старшей дочери в шесть лет подарили на день рождения копилку, и она стала выпрашивать для неё денег. Деньги мы ей регулярно давали, но я стал подговаривать дочь купить на накопленное подарок маме к какому-то празднику. Идея была принята с энтузиазмом, но интерес к копилке упал до нуля (что доказывает эгоистическую природу «копилкомании»)». Другие считают, что вреда от копилки не будет, особенно если ребёнок хочет накопить на что-то хорошее, сделать подарок. Есть мнение, что копилка даже может помочь воспитать уважение к деньгам: «Я собирала по всему дому мелочь и складывала её туда. Родители это всячески поощряли, таким образом воспитывая уважение к деньгам, даже маленьким».

Психолог Татьяна Шишова:

— Если ребёнок склонен к жадности, ему не нужны никакие копилки, наоборот, нужно учить его делиться. Если ребёнок склонен к мотовству — тогда можно разрешить ему откладывать деньги. Но для чего и из каких источников? Есть дети, которые утаивают мелочь, чтобы положить её в копилку, это постепенно может привести к воровству.

Контролировать, как ребёнок тратит деньги, нужно обязательно. Следует следить за тем, чтобы он не купил себе что-то вредное для души, например агрессивные компьютерные игры. В последнем случае аргумент «это мои деньги» не стоит принимать во внимание.

ПРОТОИЕРЕЙ Алексий Уминский, духовник Свято-Владимирской гимназии:

— Для ребёнка важно, чтобы у него были деньги, потому что это элемент его личной свободы. Задача родителей — научить его этой свободой пользоваться. Небольшие суммы можно давать детям с того возраста, когда они могут уже самостоятельно передвигаться по городу, когда родители их отпускают одних в магазин, на прогулку, то есть когда они способны на самостоятельные поступки.

Иногда деньги детям дают не только родители, например, дарят родственники на день рождения, и бывает, у ребёнка скапливается относительно большая сумма. У нас в семье мы у детей занимали деньги на что-то необходимое, например, не хватает рублей двести, чтобы что-то срочно купить. И дети с большим удовольствием нам дают деньги, понимая, что они, как взрослые, могут оказать семье материальную поддержку, чувствуют своё участие в семейном бюджете. Или, например, когда в храме проходит сбор средств на что-то, дети жертвуют из своих денег, и им очень важно, что они могут сделать это от себя.

Автор статьи: По материалам православного журнала «Нескучный сад»

Мои отношения со взрослыми дочерьми

У меня 2 взрослые дочери 30 и 31 года. У старшей есть дочь 10-ти лет, мужа нет и не было. У младшей 2 детей, 3 и 2 лет, замужем. С младшей дочерью у меня отношения прекрасные, а со старшей что-то не ладится. Все время слышу упреки с ее стороны: «Ты мне квартиру не купила», «Ты мне жизнь испортила» и т.д.

Когда они были маленькими, мой муж погиб, я растила их одна, работала очень много: закончив 2 института, разносила газеты, писала статьи в журналы, делала астрологические прогнозы и многое другое. Не могу сказать, что у детей было все, но мы выжили.

Когда нет денег: что сказать ребенку, если вы не можете купить ему нужную вещь

Несмотря на то что для каждой семьи определение материального благополучия – свое, отсутствие денег на важные (а порой необходимые) вещи в детстве почти всегда оставляет отпечаток на психологии уже взрослого человека.

Если мама c грустью вспоминает свое детство с единственными зимними сапожками, то своему малышу она может купить несколько ненужных пар. Если папа в своем детстве так и не получил в подарок долгожданные ролики, то наверняка они появятся у его сына. Так взрослые люди пытаются замаскировать комплексы, связанные с бедностью в детстве. Хотя иногда бывают и другие сценарии, более болезненные.

Если у родителей сложилась такая ситуация, важно разобраться: как объяснить ребенку отсутствие денег на вещи, которые не относятся к роскоши; как это делать правильно, чтобы у сына или дочери не зародились комплексы, и можно ли вообще говорить ребенку, что «наша семья бедная».

С этими вопросами «Летидор» отправился к экспертам департамента психологии Института педагогики и психологии образования (МГПУ) Полине Викторовне Смирновой и Ольге Викторовне Цаплиной.

Все взрослые понимают, что деньги – это не только возможность купить необходимое для жизни, это еще комфорт, уважение, безопасность, высокая самооценка и так далее.

Однако малыш взрослеет, входит в социум – детский сад и школу – и обнаруживает, что его семья может существенно отличаться от семей сверстников.

Различия в финансовых возможностях становятся очевидными, и тут ребенок начинает задавать неудобные вопросы.

Как отказать дошкольнику в покупке, если на нее нет денег

Если это дошкольник, то он еще не понимает связи «деньги – вещь». Он не осознает, что значит много или мало денег, поэтому и объяснение их отсутствия должно быть кратким, максимально понятным.

Однако если родитель не будет аргументировать отказ от покупки, а просто скажет: «Не куплю, потому что не куплю!», «Куплю в следующий раз», «Тебе эта вещь не нужна», – то

Ему будет казаться, что родители его не любят, наказывают за что-то или просто равнодушны.

Говорить о том, что в семье мало денег, нужно обязательно. Ребенок должен понимать, что мама и папа не могут купить вещь не потому, что он не достоин ее, а потому что пока на нее не хватает денег. Разумеется, малыш спросит: «Почему у нас не хватает денег?» И тут уже не стоит пояснять, что «наша семья бедная» или что «мама и папа мало зарабатывают».


Лучше сказать малышу, что сейчас деньги нужны на что-то важное для семьи, на то, что имеет большое значение для всех ее членов. А что это будет – ремонт в доме или курс лечения для дедушки, – решайте, исходя из вашей семейной ситуации.

Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?

Мама любит младшую сестру больше, чем меня. Обратившейся ко мне за помощью Антонине недавно исполнилось сорок три года. Женщина явно относилась к числу успешных: высшее образование, ухоженная внешность, нет тяжелых и хронических заболеваний, счастливый брак длиной в девятнадцать лет, полное взаимопонимание с мужем, двое детей – старшеклассниц, сама состоялась в серьезном бизнесе, очень хороший доход, дом за городом, престижная машина. Когда я закончил выяснение самых общих данных о человеке, в качестве причины обращения к психологу, ожидал услышать что-нибудь вроде, вроде: «я влюбилась», «изменил муж» или «есть проблемы с детьми». Но Антонина вдруг заплакала и сквозь слезы произнесла: «У меня есть большая человеческая обида на маму. Обида, длиною в жизнь».

Женщина с трудом сдерживала себя и в процессе своего рассказа плакала еще несколько раз. Ее мама, которой недавно исполнилось шестьдесят девять лет, была жива и здорова, являлась заслуженным пенсионером из сферы образования. Папа ушел из жизни три года назад, в возрасте семидесяти лет, будучи уважаемым человеком в своем городе. У Антонины имелась сестра, младше на шесть лет, которой уже было тридцать семь лет. Сестра также была замужем, также имела двух детей, также – дочерей.

Причиной, по которой Антонина пришла ко мне, являлась тяжелая обида на маму. По словам женщины, ее счастливое детство закончилось в восемь лет, когда на свет появилась сестра. С этого момента времени, все свое душевное тепло, внимание, деньги и улыбки родители отдавали только младшей дочери. Нет, по словам Антонины, ее никто не бил и не оскорблял, она не голодала и не ходила в обносках. Но отныне и по сей день она ежедневно и четко видела, что ребенком в их семье оставалась только ее сестра. К ней же относились как к взрослому нижестоящего ранга, который имеет только жизненную задачу: помогать делать счастливой младшую сестру.

Антонина рассказывала, что родителей не интересовали ее успехи в школе, не радовали спортивные достижения. Мама не присутствовала на вручении ей школьного аттестата, родителям было лень встречать ее в аэропорту, пока она пять лет обучалась в университете Санкт-Петербурга. За это время ей не отправили ни одной посылки с теми соленьями и вареньем, которого дома всегда было в избытке. Когда она, с отличием закончив бакалавриат и магистратуру, уже вместе с законным мужем вернулась работать в родной город, ей ясно дали понять, что несмотря на наличие у родителей четырехкомнатной квартиры, жить ей следует отдельно. Все потому, что ее сестра, находясь всего на первом курсе института, уже привела жить к родителям своего друга и будущего мужа.

«Вы представляете» – говорила Антонина – «мама мне до двадцати одного года все время твердила, чтобы я ни в коем случае не путалась с мужчинами, а вот сестре создала для этого комфортные отношения! Сделала все ровно наоборот со мной. Она с отцом отказалась помогать мне в устройстве свадьбы в родном городе, просто выслали мне немного денег на бракосочетание в Питере. Зато были не против того, чтобы сестра забеременела и родила даже без брака.

Я родила дочь на полгода раньше, чем родила моя сестра. Мы с мужем специально снимали квартиру рядом с моими родителями, чтобы они хоть немного помогали бы нам сидеть с ребенком. Но этого так и не дождались. Они помогали только сестре и ее ребенку. К нам практически не ходили, за год всего раз пять-семь. Зато умудрились несколько раз привлечь нас к тому, чтобы к нам приводить дочь сестры, когда сами не могли сидеть с ней.

Если мы приходили в гости к родителям, если у моей дочери вдруг оказывалась новая игрушка, мама тут же расспросит нас, где мы ее купили и сколько стоит. Через день-два ровно такая же игрушка появится и у ребенка сестры. Зато, чтобы бабушка приобрела игрушку моим детям – это уникальное событие! Она так им всегда и говорила: «У вас мама богатая, она сама вам все купит! А вот тем девочкам нужно помогать!». Дочери даже пару раз плакали.

Мы приобрели квартиру полностью сами, зато сестре квартиру купили родители, да еще и ипотеку за них до сих пор платят. Когда мама и папа приходят к нам в гости, мама всегда говорит, что у меня что-то не так в квартире или по хозяйству. И это у меня-то – чистюли и аккуратистки! Зато у сестры в квартире можно хоть свиней пасти, но мама этого не замечает. Она все время жалеет сестру, что она имеет слабое здоровье и часто болеет простудой, а когда я два месяца лежала дома в гипсе после двойного перелома ног в автоаварии, она заехала ко мне всего один разу! И еще сказала, что у меня дети плохо одеты. Когда я или дети гриппуем, нас никогда не позовут в гости, чтобы от нас не заразиться. Зато когда болеют дети сестры, бабушка и дедушка всегда у них днюют и ночуют.

Я первая в родне начала выезжать за границу. Первая два года подряд вывозила маму с собой в Турцию. Мне за это никто не сказал «спасибо!». Зато потом мама начала копить деньги и помогать в оплате путевок младшей сестре. Муж которой, на самом деле, получает не меньше моего. Только много пьет и вообще в семье сестры никто не умеет правильно распоряжаться деньгами, покупают всякую дорогую ерунду. Причем, если я на отдых всегда зову с собой и маму и сестру, предлагаю всем вместе добиться общих скидок на путевки, то мама и сестра уезжают всегда тишком, только за день до отъезда ключи завезут, чтобы я цветы им поливала. А когда я оставляю им ключи, им, видите ли, лень приезжать в город с дачи, один раз почти все цветы засохли…»

По словам Антонины, чаша ее терпения переполнилась, когда ее уже подросшие дочери сами спросили маму, почему бабушка более ласкова к другим внучкам, почему она всегда радуется, только их приходу, а к ним относится как к чужим. Она сказала дочкам, что им просто показалось, а сама затем целый вечер плакала. Потому что, поняла, что уже в ближайшие годы мамы явно не станет (она заметно сдала после ухода папы из жизни), а она до сих пор не понимает, почему мама ее не любит, что она такого ей сделала…

Такие истории, вовсе не редкость в практике работы психолога. Подобный перекос в отношении матерей к детям не оставляет равнодушным и мужчин.

Витя для Вовы. Сорока трехлетний Виктор обратился за помощью после ссоры с родным тридцати восьми летним братом Владимиром. Ссора произошла во время дня Рождения матери братьев, когда Виктор узнал, что родители продали два своих гаража, чтобы помочь Володе набрать денег на приобретение второй квартиры. Между тем, за три года до этого, Виктор просил родителей продать ему один из гаражей по средней рыночной цене, так как его старшему сыну срочно захотелось возиться с мопедами и мотоциклами. Родители тогда оказали ему по невнятно сформулированной причине «пока нет, когда – не знаем». И вот тут он узнает, что все они был проданы, а средства пошли брату и только брату.

По словам Виктора, это – стандартное положение дел в его семье с детства. Как только родился младший Вова, мамой была официально провозглашена и воплощена в жизнь концепция «Витя – для Вовы!». Отныне и навсегда все лучшее в семье доставалось только Владимиру. Ему прощали те проделки, за которые Виктора нещадно били ремнем. Старший брат учился хорошо и поступил в университет на бюджет, для Вовочки работали репетиторы и поступал он на коммерческой основе.

После окончания вуза, Виктор пошел жить к своей невесте, а вот Володе уже с третьего курса родители снимали шикарную двухкомнатную квартиру, где он устраивал пьяные вечеринки. Витя покупал себе автомобили сам и «пробежные», а на Володю родители брали кредиты и машины он брал только новые, с автосалона. Жена Виктора, ввиду отсутствия детских садов сидела с сыном до четырех лет, зато мама выхлопотала для дочери Володи детский сад уже в два года. Виктор занимал деньги у родителей с условиями быстрой отдачи, Володя практически никогда не отдавал деньги родителям вообще. Старшего сына на дачу родители приглашали редко, вызывая лишь для перекапывания огорода и колки дров, зато Вовочка с семьей всегда жил там целое лето, вольготно жаря шашлыки и парясь в бане.

При этом, если у родителей вдруг возникают проблемы со здоровьем, то первым они звонят всегда «старшему». Именно от него требуется помощь во всех делах и начинаниях не только родителей, но и брата. Он – консультант во всех перипетиях со сбором документов и борьбе с бюрократами. Именно на него обижаются, если он вдруг не сможет помочь или не возьмет трубку. Зато на всех посиделках с родней, мама горделиво и громогласно рассказывала, как одинаково она любит своих детей, как равно она им помогает. Жена Виктора, наблюдая, как от таких слов страдает ее муж, практически перестала посещать свекровь. Что автоматически сделало ее и мужа «неблагодарными и завидущими», усложнив и без того трудные отношения с родитиелями.

По словам самого Виктора, лично с братом и его женой, у него нет никаких сложностей. И он сам и его брат были рады личному общению. Причем, младший брат никогда не пытался каким-то образом оттеснить старшего брата от родителей, перекос в сторону любви к младшему сыну был и остается полностью инициативой самой матери. И молча поддерживающего ее отца. Сам Виктор давно и прочно стоит на ногах, является руководителем коммерческого офиса. Да и его брат Владимир не относится к числу нуждающихся: и он сам и его жена имеют высокий статус на государственной службе, получают приличную заработную плату.

От мыслей о несправедливости отношений с матерью, Виктор начал грустить и отдаляться от родителей и брата. А после того, как высказался и в гневе ушел с родственных посиделок, ему стало совсем плохо. Отец позвонил и сказал, что он не прав. А мама вот уже два месяца не звонит ни старшему сыну, ни внуку. Вот Виктор и не знает, что же ему делать: с одной стороны, он считает себя вправе высказать многолетнюю обиду родителям. С другой – не хочется быть виновным и корить себя потом, если этот конфликт плохо отразится на здоровье престарелых мамы и папы…

Итак, эти истории являются типичными. Миллионы детей, у которых уже есть собственные дети, искренне расстраиваются из-за того, что их родители не дарили, не дарят и не собираются дарить им ровно такое же количество любви и внимания, как другим родным детям. Подчеркиваю: речь не идет о ссорах из-за корысти и дележе родительского наследства. Скажу больше: переживания из-за родительской любви вообще характерны для тех старших братьях и сестер, которые имеют вполне достойный уровень материального достатка. Которым, от родителей, в сфере финансов вообще ничего не нужно. Так как же к этому относиться, как с этим жить?

Вопрос, как вы понимаете, более чем деликатный. И все же, давайте начнем в нем разбираться. Что показывает практика работы, мои личные профессиональные наблюдения? По меньшей мере, пять закономерностей:

Первое. По сообщениям клиентов психологов, больше всего любят младших детей. Причем, вне зависимости, сыновья это или дочери.

Второе. Сами родители, как правило, не признаются в том, что они любят кого-то из своих детей больше, чем другого сына или другую дочь.

Третье. Те дети, которых, по мнению их братьев или сестер, родители любят больше, также не замечают того, что их мамы-папы уделяют меньше своего внимания и теплоты другим детям. Им кажется все честно и поровну.

Четвертое. Ощущение несправедливости отношения родителей лично к себе и своим братьям-сестрам особенно обостряется примерно к сорока годам (и старше), как бы накладываясь на общий «кризис среднего возраста», становясь одной из его важных составных частей.

Пятое. Переживания на тему «брата/сестру любят больше, чем меня» характерны для интеллектуально развитых и гордых мужчин и женщин. Для тех, кто, во-первых, сам всего достиг в жизни, а во-вторых, в принципе не привык ни у кого ничего просить. Для тех, кто привык добиваться всего борьбой, трудом или собственными деньгами. Для тех, кто сам привык всю свою жизнь щедро давать, а не просить, и тем более, не забирать.

То есть, страдания по поводу обделенности вниманием, любовью и помощью родителей являются абсолютно логичными для тех, кто:


– является духовно очень богатым, сам очень любит своих родителей и братьев/сестер, поддерживает с ними связь, сам помогает им;

– кто сам не умел настаивать на помощи родителей и не имел запаса терпения по ее вымаливанию;

– кто привык идти по жизни больно и трудно, но все-таки сам, своим умом и своими набитыми шишками;

– кто подобрал себе ровно такую же «семейную половину»: терпеливую, добрую, честную и работящую, не умеющую в этой жизни ни на ком ехать.

Отсюда, выстраивается вполне логичная психологическая картина. Тем, кто все время просит помощи, или, во всяком случае, изначально привык к помощи родителей, она представляется естественной и нормальной, а потому – незаметной, как воздух. Тем, кто привык или был приучен всего добиваться сам, многолетнее отсутствие любви и помощи от родителей жить в целом не мешает, однако делает морально больно. Особенно, к сорока годам, когда начинают истощаться естественные психологические запасы бодрости и оптимизма.

Любовь в нашей жизни – как воздух.

Который не ощущается, когда он есть в достатке,

но зато чувствуется почти на ощупь, когда его мало.

Что касается самих родителей, то все просто: для тех, кто привык давать одним и не давать другим, в силу привычки и зашоренности, психологической инерции, эта несправедливость никак не ощущается.

«Но, как же так?!», спросите вы меня. «Ведь это же родители?! Неужели они сами не чувствуют несправедливости по отношению к своим детям?». Скорее всего, дело обстоит так. По моим наблюдениям, обида на родителей характерна для тех детей, которые:

– либо старше своих младших братьев/сестер на возраст более пяти лет;

– либо сообщали, что более любимые родителями младшие дети имели проблемы со здоровьем;

– либо беременность мамы младшим ребенком (нередко – и зачатие) протекала с большими трудностями;

– либо в период рождения младшего ребенка семья претерпела большие трудности связанные либо с бедностью, либо с конфликтами между мамой и папой (например, папа пил), либо с разводом родителей;

– либо мама родила второго ребенка в возрасте после тридцати пяти лет, то есть в критическом для репродукции и здоровья женщины возраста.

Данная обида практически не встречается в тех семьях, где детей больше двух, или между их рождением прошло менее пяти лет, или в семье не было больших проблем ни с вынашиванием младшего ребенка, ни в общении родителей, ни в их финансовой жизни.

Судя по всему, имеется закономерность, связанная с тем, что при рождении второго ребенка, если старший ребенок старше его более чем на пять лет, он автоматически перестает восприниматься родителями как ребенок, переходит в категорию взрослого человека, коренным образом меняет свою роль и статус в жизни. Он/а становится взрослее для родителей как бы одномоментно, разом, не по годам, совершенно не взрослея при этом в реальности, фактически. Соответственно, он/а начинает невольно и подсознательно восприниматься как равный родителям. И как равный, отныне он не просто помогает младшему ребенку, он становится для него «кормом», источником пропитания, источником ресурсов. В том числе – источником полезной информации на тему «что же еще можно сделать для маленького ребенка, откуда, что можно взять, и где это подсмотреть».

Нечто подобное я наблюдал в документальных фильмах про шимпанзе, где имея маленького детеныша на руках, мать бесцеремонно отбирает у своих старших детенышей для него и себя фрукты, нередко сурово поколачивая их, если встречает сопротивление.

Так в семье с заметно более младшим ребенком, начинается стандартная перекачка ресурсов от старшего к младшему, как это мы видим в политике, от более богатых регионов-доноров к более бедным. Чей паразитизм, благодаря этому, только закрепляется, а мотивация к работе – снижается. Зато уровень ласки и попрошайничества только увеличивается. А за лаской и попрошайничеством увеличивается умиление и любовь родителей (и федерального центра). Ведь все, что вызывает положительную оценку, автоматически закрепляется в нашем мозгу по знаменитой схеме «стимул—реакция» условного рефлекса «собаки Павлова». Где отсутствие стимула к собственным усилиям в жизни также является сигналом для подачи нужной заботливой реакции родителей. Те же старшие дети, что оказываются такими умницами, что все правильно понимают и ничего себе не просят, автоматически и вполне логично оказываются на обочине родительского внимания. И после нескольких лет устойчивого функционирования данной схемы отношений в семье, увы: это оказывается закреплено в психике и поведении всех ее членов с прочностью железобетона.

В общем, жизнь, как всегда, все расставляет на свои места:

Кто желает работать – работает,

кто хочет управлять – управляет.

Кто желает заботится – заботится сам,

кто просит о заботе – ее получает.

В семье, как в медицинской палате:

Обезболивающее получает не тот, кто больше страдает,

а тот, кто больше его просит и делает это ласковее.


Честный страдалец всегда страдает сам от себя.

Жизнь нечестна просто потому, что это – условие сохранение самой жизни. Я работаю психологом уже более четверти века, вижу круговорот одних и тех же психологических ситуаций. Например, многие из тех, кто когда-то жаловался мне на отсутствие любви у своих родителей, нередко, затем приводили мне на прием тех своих детей, которые жаловались на дефицит любви уже от них самих…

Если схема понятна, то вы можете спросить меня, так что же я говорю тем своим посетителям, что грустят из-за нечестного, по их мнению, распределения родительской любви? Я всегда спрашиваю их: Хотели бы они поменяться своей жизнью с жизнью своего младшего брата/сестры, прожить по его/ее схеме, получить от жизни то, что получили они? В том числе и тот объем родительской любви и заботы, какой у них был и есть? В 99% из 100% такие люди отвечают твердым и решительным «нет». Или говорят, что теоретически хотели бы, но в реальности дорожат своей жизнью, пусть и трудной. Тогда я говорю им пять значимых для каждого человека вещей:

Во-первых, будьте благодарны своим родителям, что своей некоторой родительской сухостью, они сделали вас сильнее, закалили ваши ум и волю, научили бороться за свое место под Солнцем, косвенно помогли стать успешными.

Во-вторых, пожалейте ваших младших братьев/сестер, которые как раз из-за чрезмерной любви и заботы родителей многому не научились, не смогли состояться настолько, настолько состоялись вы сами, не познали мир в той сложности, каким знаете его вы сами.

В-третьих, примите своих родителей ровно такими, какие они есть, какими они прожили или живут, какими они вас родили и вырастили. Других родителей у вас нет. Нет, и не будет. И те ошибки и недочеты в их поведении по отношению к вам, наверняка были сделаны не со зла, а стали результатом совокупности тех факторов, о которых вы, скорее всего, уже никогда не узнает.

В-четвертых, и самое главное! Если вы жалуетесь, что вас разлюбили после появления на свет младшего брата или сестры, то для меня это означает, что до этого момента родители вас любили очень сильно! Очень-очень! То есть вы – счастливчик, на протяжении нескольких лет один(одна) получали тот максимум родительской теплоты, который потом стал делиться уже на двоих! Вас на самом деле любили со всей родительской полнотой. Только все познается в сравнении. И та родительская теплота, что пять, семь или десять лет доставалась вам и только вам, теперь по-честному, должна достаться и вашему брату/сестру. Да и вообще: вашему брату/сестре, на самом деле, сложнее, чем вам: ведь он/а родились, когда в семье уже были вы, а вот вы пришли в этот мир первенцем и успели насладиться своим особым положением единственного ребенка! А вот ваши брат или сестра первыми и единственными быть уже не смогли!

В-пятых, скажите вашим родителям огромное «спасибо!» за то, что они решились родить второго (а может и третьего) ребенка! Да, вы жалуетесь, что ему досталось много родительского тепла. Но, зато вы не одни в этом мире! У вас есть кто-то, с кем вы сможете общаться, грустить и радоваться уже после того, как уйдут ваши родители. У вас есть тот, с кем вы делили детские секреты и обманывали самих родителей. В конце концов, у вас есть тот, с кем вы можете выстроить равные и позитивные отношения, вне зависимости от того, как к кому-то из вас относятся родители. Те дети, которые были, есть и навсегда останутся единственными в своих семьях, такого счастья не имеют!

Отсюда, не следует объявлять даже не очень любящим вас (как вам кажется), родителям бойкот! Не нужно заставлять их страдать высказыванием ваших обид и отказом брать трубку телефона, когда они звонят, наказывать их лишением общения с внуками. Поймите и примите для себя:

Одна ошибка не должна становиться причиной других ошибок.

Поэтому, даже видя те ошибки родителей, что больно нас ранят, мы не должны обижаться (разве что, чуть-чуть), не можем ранить тех, кто привел нас в эту жизнь и по-своему, все равно любит. И если мы действительно любим тех наших младших братьев и сестер, кому повезло в жизни немного больше, чем нам самим, то мы должны быть только рады за то, что им выпала эта удача, ведь мы их любим.

Ну, а для самих себя, мы должны сделать правильные выводы. Стараться заводить детей в интервале не более трех-четырех лет, между ними. Но самое главное – никогда не делить на «любимчиков» и тех, кто «просто ребенок». Не ссорить их между собой и не формировать у них ту обиду на вас, из-за которой когда-то вы страдали сами. Всегда помогать им в равной степени и любить их также по-честному: одинаково и всегда, без перекосов. Уверен:

В политике может быть «равноудаленность».

Среди родных, должна быть только «равноприближенность».

Но самое главное, давайте всегда прощать и любить наших родителей. Ведь даже саму способность страдать и прощать, любить и ненавидеть, нам подарили именно они! И за это следует благодарить их всю их земную жизнь. И даже после ее окончания. Ведь любить даже тех, кого уже нет с нами, это по-человечески.

Если Вам требуются советы психолога, личная или онлайн консультация, буду рад Вам помочь.

С уважением, д.к.н., профессор Андрей Зберовский

Запись на личный прием: +7 902 990 5168, +7 913 520 1001, +7 926 633 5200.

Раздражает дочь 7 лет

Рекомендованные сообщения

Похожие публикации

Не знаю как у других людей, но у меня есть потребность хоть час-два в день остаться абсолютно одной. Чтоб меня никто не трогал, не разговаривал, вопросы не задавал и вообще не показался в глаза. И когда мне это не удается начинаю беситься и вести себя не очень адекватно))
Но иногда бывают периоды, когда это не возможно. У кого-то еще есть такая особенность и что вы делаете когда остаться одной не получается?

Я заметила за мужем изменение в поведении, смена гардероба и задержки на работе.
зашла на его почту и что я там увидела. мой любимый муж которому я верила, снимал номер в отеле 3 раза , и это только по брони.
было куча нелепых оправдай , но я сделала вид что поверила.
мы в браке 5 лет, и у нас трое детей я не работаю и ни когда не работала.
прошло какое то время все утихло. но не тут то было.
он нашёл себе новую любовницу , я слышала их разговоры, как он признаётся ей в любви , иии я сново сделала вид что простила.
это не возможно забыть, всю боль что он мне причинял. Все время думаю как уйти от него не в ущерб мои детям. Как им будет без папы?!

Я живу в Америки, родители в Украине. Встречаюсь с парнем 4 года. Мы уже и живем вместе. Парень темнокожий. Мама знает о моих отношениях, но папа ещё нет. И не знаю как рассказать ему. Но ето ещё не всё. У моего парня есть дети (сын и дочь). Получилось что мама знает что есть дочь, но не знает о сыне ещё. Я не знаю как рассказать ето всё. Последние время очень переживаю из-за этого. Потому что знаю что папа будет против. Мама хоть и смирилась но когда узнаёт что у него ещё и сын есть тоже будет не восторге. Как быть.

Здравствуйте! Я буду вам очень благодарна за помощь. Я испытываю сложности в общении, быстро устаю от людей. Из за этого не получается найти работу. Также, если работаю дома — тоже быстро устаю. Не знаю, что с этим делать. Часто переживаю из за того, что кто то может плохо ко мне относиться. Если человек не отвечает на сообщение (даже просто не успел или игнорирует) испытываю сильный дискомфорт, переживаю. Когда устаю, могу что то грубо сказать, или просто сказать что то не то.
Дома с мужем и детьми чувствую себя замечательно. Но если кто то приезжает из родных больше чем на один день, даже младшие брат/сестра и тд, тоже быстро устаю, чувствую напряжение, хотя отношения замечательные.

В коллективе (работа,курсы)- через некоторое время возникает чувство самозванца и невозможность находиться в этом обществе, почти физически, дискомфорт. Чувствую проблемы с самооценкой и уверенностью.
Можно работать удаленно, но все равно работаешь с людьми, да и постоянно сидеть дома тоже невыносимо, ведь человек социальное существо.

Сейчас сижу с детьми, но времени много, по идее я могла бы работать. Когда нахожусь дома, утром чувствую одиночество, если нет работы, но ведь и от общества, работы — устаю. Не понятно, что с этим делать.
Я имею ввиду не обычную усталость — лег спать и на следующий день все в порядке. А за пару дней могу устать так, что в себя прихожу неделю. При этом здоровье физическое, психическое хорошее — проверялась у врачей, сдавала все анализы.
Подскажите пожалуйста, с чем эти проблемы могут быть связанны, может быть это характер + проблемы из детства? Может быть я не умею расчитывать свои силы? Хотя вижу, что люди делают намного больше и чувствуют себя нормально, то есть устают, но при этом могут функционировать как обычно, а я нет.
Спасибо большое!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт