Он работает по контракту, в одной организации до июня, 2020 года. Есть ли у него возможность там


Содержание

В Госдуме опровергли слухи о профстандартах с 2020 года

Глава комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина опровергла информацию о том, что россияне не смогут работать не по специальности с 2020 года. По её словам, новые поправки оговорят лишь отдельные требования в каждой конкретной сфере деятельности.

После введения поправок, связанных с профессиональными стандартами, россияне всё же смогут работать не по профессии. Об этом заявила председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина, сообщает ТАСС.

«Профстандарт разрабатывается профессиональным сообществом, согласовывается Национальным советом по квалификациям и утверждается приказом Минтруда. То есть, к каждой профессии, по которой объективно необходимо принятие таких требований, их вырабатывают профессионалы в конкретной сфере деятельности. На его основании работодатель разрабатывает внутренние локальные акты, в том числе должностные инструкции, определяющие требования к конкретной должности», — сказала Баталина.

Вместе с тем, она подчеркнула, что в стране и сегодня существуют профессии, требующие специального образования: «Из 800 первоочередных профстандартов на текущий момент разработано примерно 250. Есть специальности, которые в обязательном порядке требуют специального образования, например, учителя, пилоты, целый спектр рабочих специальностей. Без медицинского образования, например, нельзя работать врачом. В то же время есть специальности, где требования к образованию не такие жесткие. Многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы 20, 30 лет назад. Понятно, что такая ситуация не отвечает потребностям современной экономики».

Баталина также отметила, что новые поправки призваны модернизировать экономику и сблизить потребности рынка труда с образовательной системой: «Система профстандартов в государстве, по сути, должна стать одним из главных инструментов модернизации экономики и сближения потребностей рынка труда с системой образования. У нас сегодня в этом вопросе существует колоссальный разрыв. Люди получают образование, которое в дальнейшем не позволяет им работать, поскольку требования к специальностям не определены. Также существует значительный разрыв между теми требованиями, которые предъявляет работодатель при приеме на работу по конкретной специальности и теми образовательными стандартами, по которым готовят этих специалистов в образовательных учреждениях».

Она также пояснила, что экономика должна получать подготовленные кадры: «Поэтому обязательным следствием внедрения профстандартов является и пересмотр образовательных стандартов, для того, чтобы экономика получала подготовленные кадры. Особенно это касается технических и рабочих специальностей, поэтому задача профстандартов, с одной стороны, показать человеку, к каким требованием он должен быть готов, если он планирует работать в рамках этой специальности, с другой — это выравнивание и повышение качества трудовой деятельности».

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила, что до конца декабря 2014 года Госдума может принять поправки в Трудовой кодекс касательно введения обязательного применения профессиональных стандартов, предусматривающих определённый набор требований к работникам по уровню образования, рабочему стажу и перечню умений.

Поправки в гл. 31 Трудового кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профессиональных стандартов в госсекторе были внесены на рассмотрение парламента ещё в июне 2014 года, а приняты они были в первом чтении в сентябре 2014 года.

Как отмечается, Трудовой кодекс получит новую статью — 195.2, в которой будут описаны применения профессиональных стандартов работодателями. Такие стандарты станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более половины которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2020 года.

В Министерстве труда пояснили, что «госсектор стандартно во всех сферах первый», и что именно с него надо начинать. Таким образом, применение профессиональных стандартов работодателями начнётся с 1 января 2020 года. Порядок стандартизации действующих сотрудников не поясняется.

Чиновники Минтруда рассказали, что Министерство юстиции ещё летом зарегистрировало 199 профессиональных стандартов, среди которых — «корреспондент СМИ» и «редактор СМИ», а к концу 2014 года их должно стать 350. Стандарты корреспондента и редактора делятся на два типа: представители первого обязаны заниматься «работой над содержанием публикаций» (начиная с выбора тем и заканчивая редактированием), иметь опыт «не менее шести месяцев работы корреспондентом» и степень бакалавра «в области СМИ». Представители второго типа обязаны заниматься «организацией работы» редакции (начиная с разработки проектов и заканчивая «установлением и поддержанием контактов с внешней средой») и иметь за спиной опыт репортерской или редакторской работы сроком не менее трёх лет. Вместе с тем, репортёры имеют те же самые требования по опыту работы и образованию (последнее должно быть высшим). Однако в каждом случае имеется указание на «необходимый» перечень «трудовых действий», «необходимых» умений и знаний. Для корреспондентов это «достоверные источники информации» и «правила охраны труда».

Позднее замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил, что ведомство выступает против поправок в Трудовой кодекс, по которым журналистов можно будет брать на работу лишь по профессиональным стандартам.

«Минкомсвязь до прояснения ситуации с изменениями в Трудовой кодекс приостанавливает процесс согласования любых профессиональных стандартов в медиа отрасли. А если изменения, о которых сейчас говорится, будут приняты, то министерство потребует пересмотра уже принятых профессиональных стандартов, так как применить их в качестве обязательного инструмента невозможно», — сказал Волин.

По его словам, изначально с разработчиками поправок была достигнута договорённость о том, что пункты о профессиональных стандартах будут необязательными, и станут больше ориентирами, нежели требованиями: «Мы уверены, что не дело государства определять критерии сотрудников для приема на работу в частные компании. Мы также уверены в том, что главный редактор государственного СМИ лучше Минкомсвязи, Минтруда и всех иных ведомств вместе взятых знает, кто ему нужен и кто не нужен для работы».

В качестве примеров успешных журналистов Волин привёл сотрудников СМИ, которые не имеют профессионального журналистского образования.

Выпускников-бюджетников отправят работать по распределению: закон уже одобрен

Целевое обучение: как это будет

Следующий прием абитуриентов (2020-2020 учебный год) в вузы и профучилища будет иметь некоторые особенности. Благодаря Федеральному закону от 03.08.2020 N 337-ФЗ, первокурсники, а также их старшие коллеги, при желании (заставлять никто не будет), смогут заключать договоры о целевом обучении. Второй стороной соглашения выступят:

  • федеральные государственные органы;
  • органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Так называемый заказчик целевого обучения обязуется предоставлять различные меры поддержки будущему сотруднику – оплачивать дополнительные образовательные услуги, предоставлять на период обучения жилье, различными способами стимулировать к развитию молодого человека. Платить за обучение заказчику не придется, эти расходы будут лежать на государстве (речь идет о бюджетниках). В свою очередь будущий работник обязан гарантировать, что по окончании образовательной программы в течение 3 лет будет трудиться на заказчика.

Поправки также предусматривают гарантии для обеих сторон договора. Если заказчик откажется трудоустроить выпускника, последнему будет положена компенсация в размере трехкратной среднемесячной зарплаты в том регионе, где планировалось трудоустройство. Если выпускник откажется от сотрудничества, ему придется возместить все расходы, которые понес заказчик. Кроме того, нарушителю обязательств придется выплатить штраф в размере суммы, израсходованной на обучение выпускника.

По закону, квоты приема на целевое обучение, а также специальности, для которых оно будет доступно, утверждаются Правительством. Чиновники работают в этом направлении и уже выпустили список специальностей и направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение в вузы (Распоряжение от 11 февраля 2020 года №186-р). В перечне сейчас 500 специальностей по различным направлениям, среди которых математика, физика, химия, биологические и технические науки, архитектура, строительство, приборо- и машиностроение. Это значит, что организации, работающие в этих сферах, смогут заключать договоры о целевом обучении со студентами и по окончании образования получать молодых специалистов минимум на 3 года.

В правительстве считают, что предложенная альтернатива советской системе распределения выпускников-бюджетников поможет навести порядок на рынке труда: выпускники смогут заранее подбирать работодателей, у бизнеса появится возможность дополнительно обучать студентов и готовить себе молодые кадры. При этом чиновники рассчитывают, что разрешится проблема нехватки работников в определенных регионах, поскольку власти субъектов смогут оставлять оценивать спрос и предложение на рынке и, исходя из этого, составлять планы по квотированию.

Отметим, что договоры о целевом обучении – для российской системы образования не новы. Его типовая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076. Но до 1 января 2020 года их заключали только вузы и по собственному усмотрению. Сейчас регулирование этой сферы передали региональным и федеральным властям.

Какими будут результаты такой работы, говорить пока рано. Вместе с тем у депутатов Госдумы уже есть другой вариант, как «отбить» деньги, потраченные на обучение молодых людей.

Отработать или вернуть деньги государству: позиция депутатов

Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов вместе с коллегами по фракции обсуждает законопроект, который вернет советскую систему распределения выпускников ВУЗов. Автор инициативы предлагает, чтобы выпускники, обучавшиеся за счет бюджетных средств, отрабатывали по направлениям столько лет, сколько обучались бесплатно. То есть бакалаврам придется после вуза трудиться у выбранного государством работодателя 4 года, специалистам — 5 лет, а магистрам — 6 лет. Если выпускник откажется, ему придется вернуть деньги за свое обучение.

Вострецов объясняет: государство ежегодно вкладывает в образование молодых людей огромные суммы денег. Так, минимальная стоимость 1 года обучения в вузе составляет порядка 40 000 рублей, а в ведущих университетах типа МГИМО и РАНГХиС образование можно получить, заплатив от 250 до 540 тысяч рублей в год. При этом ежегодно выделяется около полумиллиона бюджетных мест для выпускников школ. И все расходы, связанные с их обучением, ложатся на госказну.

В то же время многие студенты идут учиться в вуз только для того, чтобы получить диплом. Часто они потом работают не по специальности, и в итоге появляется нехватка работников, хотя, если судить по количеству выпускников, их должен быть избыток. Работа по распределению после окончания вуза позволит решить проблему нехватки кадров, особенно в сельской местности.

С идеей Вострецова частично согласна его коллега, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова. Но, по ее словам, не всех выпускников-бюджетников нужно заставлять отрабатывать. Такую обязанность можно было бы ввести для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом. Работа по распределению будет своего рода благодарностью государству за высшее образование, считает депутат.

Нарушение Конституции и отсутствие общей госполитики в кадровой сфере: реакция экспертов

Многие помнят, насколько несправедливой и некорректной была система распределения выпускников в советское время. Чтобы не уезжать по направлениям, использовали связи, деньги, фиктивные браки, иные ухищрения. Что будут придумывать современные выпускники, если их заставят отрабатывать по 4-6 лет, остается только догадываться. Но большинство опрошенных экспертов считает, что прежде чем такую инициативу принимать, надо хорошо все продумать. Не исключено, что она просто не подходит для решения существующих проблем.

Так, по мнению ректора Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина Сергея Войтковского, проблема нехватки специалистов по невостребованным рабочим профессиям не решится потому, что в стране в принципе не налажена работа в этом направлении.

— В стране отсутствует система кадровой работы на всех уровнях государственного управления: никто точно не осведомлен о том, каких специалистов требует экономика и действующие ее субъекты сегодня, каких затребуют завтра, а какие нужны в стратегическом масштабе, — подчеркивает Войтковский. — Поэтому система подготовки (образования), сложившаяся в 90-х годах прошлого века, продолжает штамповать никому не нужные кадры. Они не нужны никому и по распределению — никто из работодателей не подаст заявку на привет от старых штиблет! Что делать в таком случае? Выстраивать систему взаимоувязки экономики и обучения, чтобы место ожидало и жаждало получить своего специалиста. Это задача верхнего государственного уровня. Это же задача и регионального уровня. Что касается дел на местах, то здесь все зависит от структуры складывающейся местной промышленности и задач экономического развития городов и муниципальных образований, — негодует эксперт.

Если же говорить о необходимости выпускников вузов по распределению самим работодателям, то ситуацию можно рассматривать с двух сторон, считает Войтковский.

— Работодателю нужны молодые кадры. Но он сам отбирает с первых шагов обучения конкретных претендентов, а не на выходе из образовательного учреждения. Работодатель в процессе обучения участвует в формировании своего будущего сотрудника и создает необходимые условия его профессиональной и карьерной ориентации. Так поступает заинтересованный в своих реальных долгосрочных достижениях работодатель. Но их можно по пальцам сосчитать, — говорит ректор. — Если же речь идет об учреждениях и предприятиях, где исповедуют «экономику освоения бюджета», там десятилетиями не будет вакантных мест. А если что-то и откроется в связи с выходом на пенсию, то есть уже «свои» на замещение этого места.

У преподавателя английского языка Владимира Ключникова немного другой взгляд на ситуацию. Он говорит, что работодатели из бюджетной сферы почти всегда готовы принять молодых специалистов, особенно, если речь идет о рабочих специальностях и сельской местности. «Другой вопрос, что условия жизненного быта там таковы, что никакие компенсирующие финансовые средства не исправят дефицита минимального комфорта, — сетует Ключников. — Поэтому если данный закон будет принят, выпускник попадает в коррупционный капкан и будет распределен в такие далекие уголки нашей Родины, куда добираться «три дня на оленях». Гораздо актуальнее был бы закон о невозможности получения образования за рубежом детям депутатов и крупных чиновников. А если все-таки «золотые детки» получили образование заграницей, то должны потом отработать по распределению в России от 4 до 6 лет — в зависимости от того, сколько лет они обучалась за счет российских налогоплательщиков».


Юрист Валерий Иванов, в свою очередь, не может понять, как инициатива о распределении выпускников вузов соответствует Конституции РФ, гарантирующей, что высшей ценностью является человек, его права и свободы.

— Как же быть с Конституцией в таком случае, — недоумевает Иванов. — Статья 43 п. 3 гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». В этом случае система распределения будет противоречить и ограничивать права выбора человеком своего рабочего места после окончания государственного университета. Государственные вузы созданы для того, чтобы подготовить специалистов, но они никак не связаны с государственными предприятиями и системой распределения! Поступление в государственный вуз — это право каждого человека, закрепленное в Конституции РФ, а распределение и отработка 4 или 6 лет — это обязательство, которое будет наложено на выпускника, — объясняет знаток права. — А если выпускник хочет получить работу в частной компании? Система распределения сломает молодого специалиста на государственном предприятии и убьет его желание развиваться в данной сфере. И что делать? Не отпускать? Приказать отработать, взыскать денежные средства на обучение?

Предложенный метод также не поможет решить проблему нехватки кадров. Возьмем выпускника педагогического вуза. После его окончания он попадает в школу, через полгода он понимает, что не может найти общий язык с детьми, да и профессия ему эта не по нраву. Но мы обязали его отработать 5-6 лет в школе по профессии преподавателя. А будет ли такой преподаватель эффективен как работник в данной образовательной организации? Человеку придется пойти на нарушение трудовой дисциплины для того, чтобы его уволили. И что, теперь взыскивать с него через суд сумму его обучения? Ведь он поступал на конкурсной основе и в 17 лет мечтал быть педагогом.

Но, конечно, студенты из небогатых семей имеют право обучаться и делать это лучше остальных, и почему бы не обязать государственные предприятия нанимать к себе на работу 2-3 молодых специалистов из вузов? Ведь можно брать самых лучших! Тогда предприятия и государственные органы уже с 3-4 курса будут интересоваться выпускниками сами и жаждать получить наиболее благополучного из них, — уверен Валерий Иванов.

— Нужно еще и еще раз глубоко просчитать предмет подобной инициативы о распределении выпускников-бюджетников. Ведь большой объем рабочих мест и так занят. Кроме того, нам не импонирует сам тезис, что для выходцев из небогатых семей прямой путь только в рабочие профессии. По опыту известно, что именно из подобных семей последние 150 лет чаще всего выходят выдающиеся деятели экономики, производства, науки, искусства и государства, — напоминает Сергей Войтковский. — Поэтому нужна система социальных лифтов и способов попадания талантливых людей на свои места и в образовании, и на профессиональном поприще в другой сфере. Но тогда нужны другие стимулы и совершенно точные государственные ориентиры. Все зависит от того, какую экономику мы строим: освоения бюджетов или прорывных достижений.

Дожить до 2020

К 2020 году россияне будут в среднем получать 2700 долларов в месяц, иметь не менее 100 квадратных метров на семью из трех человек, а средний класс будет составлять более половины населения. При этом годовая инфляция снизится до трех процентов. Такие прогнозы содержатся в Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Вчера этот документ появился на сайте минэкономразвития.

Эксперты уже называют концепцию «прорывным сценарием», по которому к 2020 году Россия утвердится в статусе ведущей мировой державы. Экономическое развитие, согласно новой концепции, будет осуществляться только по одному сценарию — за счет внедрения инноваций. Напомним, что Владимир Путин в феврале заявил, что выбора нет — «придется становиться великой инновационной социально ориентированной державой, не отказываясь и от конкурентных сырьевых преимуществ». Для осуществления такого сценария концепция предусматривает использование Резервного фонда «в условиях последовательного сокращения нефтегазовых доходов». Преобразования пройдут в три этапа: 2008-2012 годы — подготовка к прорыву, 2013-2020 годы — прорыв, с 2020 года предполагается начать закрепление достигнутого. В частности, на первом этапе предлагается «расширять глобальные конкурентные преимущества в традиционных сферах — энергетика, транспорт, переработка природных ресурсов». Второй этап в минэкономразвития рассматривают как «рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу» — информационные, био- и нанотехнологии. На третьем этапе, с 2020 до 2020 года, предусматривается «закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве».

Поскольку стратегическим объектом инвестиций становится человек, концепция предполагает высокие стандарты жизни населения. В частности, траты государства на образование и здравоохранение достигнут уровня развитых стран. Поликлиники и больницы начнут конкурировать за пациентов, приоритетом медицины станет профилактика. При этом государство будет стимулировать развитие добровольного медицинского страхования (ДМС), включая создание возможности объединения взносов, уплачиваемых в рамках обязательного страхования. Предполагается, что смертность сократится в 1,5-2 раза, а доступность высокотехнологичной медпомощи возрастет с 10-20% до 70-80%.

В образовательной сфере вырастет роль техникумов. На их базе будут созданы программы подготовки бакалавров. Но при этом в России планируется построить пятнадцать университетских кампусов.

Уже к 2015 году в стране «будет решена в основном проблема беспризорности»: упростятся усыновление и прием детей в семьи. А к 2020 году облегчится жизнь одиноких пенсионеров: они будут полностью обеспечены уходом за счет некоммерческих организаций.

В мае документ, работа над которым по поручению президента РФ Владимира Путина продолжалась почти год, будет представлен на рассмотрение правительства. Подробности претворения концепции в жизнь должны содержаться в Прогнозе социально-экономического развития России к 2020-2030 годам. Над ним работает минэкономразвития. Собственно, этот прогноз должен стать руководством к действиям нового правительства, которое после инаугурации Дмитрия Медведева обещал возглавить Владимир Путин.

Стоит ли идти в армию по контракту: условия службы, возрастные рамки, плюсы и минусы

Все больше молодых людей задумываются о применении своих способностей на службе в армии по контракту. Можно ли доверять современной военной структуре, основанной на договорных началах? В нашей статье мы разберем условия контрактной службы, выявим ее основные недостатки и преимущества. Наконец, будет предоставлен ответ на главный вопрос: стоит ли идти в армию по контракту или в этом отсутствует всякий смысл?

Определение понятия в общем

Обширная правовая характеристика контрактной воинской службы дана в статье 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере государственных и муниципальных нужд». Здесь говорится, что создание контрактных профессиональных подразделений допускается лишь определенным заказчикам. Обязательным условием для них считается наличие годового объема закупок, превышающего сто миллионов рублей. Как несложно догадаться, заказчиком в случае с военной сферой является государство.

Государством также назначается свой контрактный управляющий. Им реализуется ряд важных полномочий, таких как разработка плана закупок, создание информационного плана-графика, подготовка и размещение в информационной системе ряда извещений о реализации контрактов, проведение консультаций с подрядчиками и исполнителями, а также осуществление иных законных полномочий.

Еще одно определение контрактной службы можно найти в толковых словарях. В одном из томов прописано, что государственная контрактная система являет собой совокупность организаций, реализующих формирование заказов на товары или услуги для нужд государства. Происходит это через выбор исполнителей и оформление соответствующей документации.

Итак, служба по контракту в армии России являет собой военную деятельность российских и в некоторых случаях иностранных граждан, осуществляемую на добровольной основе за установленное вознаграждение.

Заключение контракта без прохождения срочной службы

Любая военная службы трактуется современным обществом как достаточно престижный и высокооплачиваемый род деятельности. Служащим предлагается стабильная заработная плата, полный социальный пакет, различные поощрения, льготы и денежные преференции. А потому совсем неудивительно, что довольно большое число молодых людей горят желанием заключить договор с государством. Но возникает актуальный вопрос: есть ли возможность идти в армию по контракту без срочной службы?

В 2020 году Верховный главнокомандующий российскими вооруженными силами подписал постановление, согласно котором один год срочной службы может быть заменен двумя годами добровольной воинской службы, осуществляемой на контрактной основе. Так, гражданам было предоставлено право выбора. Отныне молодой человек может самостоятельно решить, где ему следует отдать долг Родине: на классической «срочке», где главенствует императивная система управления с дотационным поощрением, либо на контрактной службе, которую с уверенностью можно назвать работой с денежным довольствием.

Вопрос о том, стоит ли идти в армию по контракту, решать лишь самим молодым соотечественникам. Безусловно, договорная система военной службы дороже, качественнее и престижнее. Но и продолжительность ее превышает срок классической «срочки» в два раза. Если выбор все же пал идти в армию по контракту, то для начала следует посетить местный пункт по отбору призывников. Там всегда можно проконсультироваться об имеющихся вакансиях и нюансах.

При соблюдении всех условий в местный комиссариат будет подано рекомендательное письмо. Далее гражданина ждет медицинская комиссия, проверка на отсутствие уголовной судимости и выбор даты начала службы. При соответствии всех показателей норме будет оформлен военный билет и заключен соответствующий контракт. Далее гражданин будет обязан показать все свои физические и персональные качества с лучшей стороны.

На что влияет наличие образования?

Лица, закончившие среднее профессиональное учебное заведение, а то и вовсе вуз, нередко задумываются о том, стоит ли идти в армию по контракту. Все дело в том, что возможность замены срочной армейской службы контрактной предоставляется лишь лицам, у которых имеется на руках аттестат и диплом.

Гражданам, идущим в военную сферу по договору, будет предложено замещение определенных должностей — вроде прапорщика или сержанта. Но перед этим командование должно рассмотреть у новобранца физические, психологические, а в особенности лидерские качества.

Лиц с высшим образованием в военных комиссариатах принимают с большой охотой. Ведь на службу поступают уже взрослые серьезные ребята, не понаслышке знающие о возможных тяготах и проблемах обучения. Особенно ценятся в армии грамотные специалисты технического образца. Таким контрактникам будет предложены рабочие места в качестве мастеров, борттехников, конструкторов и т. д. Благодаря высокому уровню образования, человек скорее пройдет адаптацию, а потому быстро научится решать различные задачи.

Итак, стоит ли служить в армии по контракту? Как известно, большинство военных кафедр вузов уже ликвидированы либо находятся на стадии закрытия. Если человека не прельщает гражданская сфера, ему негде реализоваться или он попросту хочет послужить на благо стране, то оформление контракта с армией — наилучший выбор. Обойтись без медкомиссии и физподготовки не получится. Зато при поступлении на службу человеку с высшим образованием достаточно скоро будет присвоено престижное звание — например, лейтенант. На этом заканчиваются основные преимущества службы в военной сфере по контракту.

Срочная служба в армии для лиц с высшим образованием реализуется в обычном порядке. Гражданин приходит в военкомат по прописке, далее узнает про специальности в военной сфере на срочных условиях. Прохождение службы в армии без контракта займет всего год.

Виды и сроки контрактов

При первоначальном поступлении с гражданином оформляется первая версия договора. Это документ, актуальный для лиц, ранее не состоявших в государственной военной структуре на контрактной основе. Со временем исполняющее свои обязанности лицо может быть переведено из федеральной исполнительной системы в Министерство обороны. Военная служба будет временно приостановлена для заключения нового договора.

Вопрос о том, сколько идет контракт в армии, никак не влияет на постоянное переоформление соответствующей документации. Несмотря на общую продолжительность профессиональной службы в два года, рабочая деятельность предполагает регулярное заключение новых краткосрочных договоров. Это может быть связано с переводами, изменениями условий службы, повышением по должности, наконец, простыми чрезвычайными ситуациями. Выполнение разовых заданий во время масштабных государственных мероприятий, стихийных бедствий или восстановления мира в стране может сопровождаться постоянным переоформлением контрактов.

Немного иначе все со служащими, проходящими обучение в учреждениях среднего, профессионального или высшего военного образования. Вкупе с докторантурой или адъюнктурой первичные договоры будут заключаться каждые пять лет.

Условия службы по контракту в армии

К базовым условиям, прописанным в контрактном договоре военнослужащего, относится следующее:

  • обязанность гражданина находиться на военной службе в течение строго установленного договором срока;
  • беспрекословное соблюдение пунктов должностной инструкции, регламентированной законодательными и прочими нормативными документами;
  • получение права на льготы, компенсации и гарантии, а также соблюдение собственных прав и прав членов своей семьи.

Также в договоре прописан порядок присвоения и снятия новых должностей и званий. Параллельно указаны сроки и цели, необходимые для достижения того или иного звания. Продвижение бойца по своеобразной карьерной лестнице является неотъемлемым условием службы по контракту в армии.


К претендентам на военную службу контрактного характера предъявляются определенные требования. Во-первых, это свободное владение государственным языком. Во-вторых, наличие экспертного медицинского заключения о пригодности гражданина к несению военной службы. Особое внимание уделяется психологическому отбору. Специалисты выносят, по сути, решающее заключение о профпригодности лица к исполнению профессиональных обязанностей. Если все требования выполнены, то армия пополнится новым составом служащих.

Принятие на контрактную службу

Разобравшись с вопросом о том, стоит ли идти в армию по контракту, гражданин составляет соответствующее заявление. В нем он указывает следующую информацию о себе:

  • Ф. И. О., место проживания и дату рождения;
  • наименования инстанции, с которым происходит заключение договора;
  • продолжительность службы (этот пункт носит, скорее, предположительный характер).

Заявление о поступлении не является единственным документом. Вместе с ним необходимо собрать целый пакет бумаг, куда должны войти:

  • документ, удостоверяющий личность и место регистрации;
  • заполненная и подписанная анкета, выданная врачебными специалистами;
  • краткая автобиография в произвольной форме;
  • заверенные копии трудовой книжки или документов, подтверждающих наличие образования;
  • при наличии — свидетельства о браке и рождении детей.

По ряду причин гражданину могут отказать в принятии на военную службу контрактного характера. Среди причин тому могут быть:

  • Несоответствие гражданина заявленным требованиям. Проще говоря, он может не подходить по здоровью, физическим или психологическим показателям.
  • Наличие судебного решения о временном или полном запрете на замещение должностей в военной сфере.
  • Отбывание наказания в местах лишения или ограничения свободы, наличие непогашенной судимости.
  • Отсутствие вакантных должностей или специальностей (что бывает совсем уж редко).
  • Отрицательное решение по итогам конкурса. Иногда руководство может отклонить кандидатуру гражданина без объяснения причин. И это не будет считаться незаконным, в отличие от подобных ситуаций в гражданской сфере.

Любой гражданин, которому было отказано в принятии на воинскую службу, может оспорить свое право в вышестоящем армейском органе, судебной инстанции или прокуратуре.

Немногим известен маленький секрет, что заступить на службу по контракту после армии куда проще, чем после колледжа или университета. Представители военной структуры отдают приоритет тем лицам, что уже «нюхали порох» и примерно ознакомлены с устройством армии.

Досрочный уход со службы

Отдельно следует рассказать про досрочное расторжение контракта. С контрактниками можно разорвать отношения в следующих случаях:

  • обнаружение существенных, грубых или регулярных нарушений порядка;
  • неисполнение условий контрактного договора или пунктов сопутствующей должностной инструкции;
  • проведение организационно-штатных мероприятий, в ходе которых происходит сокращение трудоустроенных лиц;
  • переход на службу в исполнительную систему власти: МВД, региональные правительственные инстанции и т. д.;
  • обнаружение серьезных проблем с физическим или психическим здоровьем;
  • уход со службы по семейным обстоятельствам;
  • необходимость регулярного ухода за родственниками, по состоянию здоровья нуждающимися в заботе;
  • уход за ребенком, не достигшим возраста совершеннолетия, воспитуемого без другого родителя;
  • получение мандата депутата;
  • обвинительный судебный приговор;
  • наделение контрактника полномочиями высшего должностного государственного лица.

Таким образом, служба по контракту после армии или гражданского образования разительно отличается от всех остальных профессиональных сфер. Условия здесь достаточно жесткие и строгие. Сама система требует особой сосредоточенности и четкого исполнения всех возложенных обязанностей.

Оплата службы и социальный пакет

Разобравшись с вопросом о том, можно после армии идти по контракту или нет, следует перейти к теме более актуальной и глубокой — а именно, к оплате службы. По состоянию на 2020 год существуют два законодательных акта, устанавливающих размер и виды денежного довольствия, которые причитаются военнослужащим контрактной службы в ВС РФ. Это ФЗ от 2011 года «О денежном довольствии военным» и Правительственное постановление того же года «Об установлении денежного оклада военнослужащим».

Базовая заработная плата по контракту складывается из двух частей:

  • оклад по должности;
  • оклад по званию.

К основному довольствию прибавляются ежемесячные надбавки:

  • за квалификацию;
  • годовую выслугу;
  • риск жизни и здоровью;
  • условия несения военной службы;
  • работу с информацией секретного характера;
  • уровень физической подготовки;
  • за достижения в армейской службе;
  • за знание иностранных языков.

Если военный отлично справляется с возложенными на него обязанностями, то к базовой и дополнительной оплате будут приплюсовывать премии. Примерная таблица полной заработной платы выглядит следующим образом:

  • стрелок или рядовой с выслугой более 2 лет — 17400 рублей;
  • младший сержант 3 класса с выслугой от 2 до 5 лет — 33 тыс. рублей;
  • сержант 2 класса с выслугой от 5 до 10 лет — 42 тыс. рублей;
  • старший сержант с выслугой от 10 до 15 лет — 49 тыс. рублей;
  • командир взвода с выслугой от 15 до 20 лет — 55 тыс. рублей;
  • командир взвода с выслугой более 25 лет — 58 тыс. рублей.

Представленные выше суммы заработка являются минимальными. С дополнительными поощрениями и премиями доход каждого военнослужащего увеличится на 30-40 %.

Социальный пакет для военнослужащих предусматривает широкий спектр различных льгот. Сюда входят:

  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • наличие служебного жилья;
  • выход на пенсию спустя 20 лет выслуги — то есть примерно в 45 лет;
  • преимущества при поступлении в образовательные учреждения;
  • обеспечение формой и продовольствием;
  • страхование жизни и здоровья;
  • бесплатный проезд (лишь в некоторых регионах страны).

Казалось бы, плюсы службы в армии по контракту неоспоримы. Но так ли они очевидны? К сожалению, многие достоинства перекрываются некоторыми проблемами.

Преимущества контрактной военной службы

Заострить внимание на положительных моментах рассматриваемой профессиональной деятельности не так уж и сложно. Для большинства граждан служба в военной сфере — это прежде всего хороший заработок и престижное положение. Но это преимущество в некоторой степени субъективно, ибо финансовое довольствие имеет определенные пределы, чего не скажешь о любом виде заработка на так называемой гражданке. Престиж со временем также ослабевает. Связанно это с появляющимися пацифистическими настроениями и возрастающей изоляцией России на мировой арене.

Следующее преимущество — широкий социальный пакет. Он включает в себя многочисленные льготы, которыми вряд ли будет обеспечен простой гражданин. Опять же, за достоинство это примут лишь те люди, что не смогли хорошо обустроиться в гражданской среде. А потому здесь можно повторить тезис о субъективности.

Недостатки контрактной военной службы

В отличие от преимуществ, проблемы рассматриваемой профессиональной сферы являются неоспоримыми и объективными. Очевидный минус — риск военнослужащего здоровьем и жизнью. Об этом недостатке многие вспоминают лишь при начале непосредственно военных действий.


Второй недостаток связан с ограничением свободы и личного пространства. Постоянные подчинения, невозможность посетить многие страны мира, жизнь по уставу, ношение определенной формы, четко установленный заработок, отсутствие личного времени, проживание в полевых условиях, вынужденные командировки, а главное — необходимость исполнения любого приказа командования, порой даже противоречащего моральным принципам служащего лица. Все это отпугивает многих людей, вследствие чего они отдают приоритет самореализации в гражданской сфере.

Во всяком случае, контрактная служба представляет собой качественно новое решение государства, призванное поднять престиж российских вооруженных сил. Но прежде чем отдать жизнь армии, следует взвешено обдумать все за и против. Необходимо осознавать степень ответственности как за свою жизнь, так и за жизнь своих соотечественников.

Сроки военной службы по контракту в армии России в 2020 году

Срок службы в России по контракту зависит от условий его заключения. Вопрос регулируется Указом Президента, в котором наименьший срок службы по договору – 6 месяцев. Согласно статье 8 Указа, определяется порядок и сроки заключения первого контракта. Порядок заключения нового контракта и установление сроков регулируется по статье 9.

На основе учащения подачи заявлений о службе по контракту от учащихся вузов и средне-специальных заведений, Министерство обороны предусмотрело особую форму заключения контракта для данной категории граждан. Согласно нововведению, учащиеся вузов, не окончившие обучение на первом курсе, вправе заключить контракт сроком на 5 лет.

Срок службы по контракту в 2020

Первый контракт с поступающим на воинскую службу в качестве солдата, служащего морского флота, сержанта или старшины заключается сроком на 3 года. Контракт с поступающим на военную должность с воинским званием прапорщика, мичмана или офицера заключается сроком на 5 лет.

С военнослужащими, поступающими в военно-учебное заведение и обучающимся в нем, подписывается договор в период всего учебного процесса и на 5 лет военной службы после его окончания.

Срок контракта с гражданами, получившими образование по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральной организации высшего образования, а также поступающими сразу после окончания данного учебного заведения на службу в ВС с воинским званием офицера, составляет 3 или 5 лет.

Проходящие военную службу по призыву лица могут подписать первый договор на минимальный срок, если длительность военной службы данного лица по призыву и по первому контракту составляет 3 года или 5 лет.

Для уволенных в запас граждан, имеющих намерение поступить на военную службу по контракту во время чрезвычайных обстоятельств, срок контракта может составить от 6 месяцев до 1 года.

Иностранные граждане могут заключить контракт только на офицерскую должность сроком не менее 5 лет. По истечении срока первого контракта военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, в случае отсутствия российского гражданства увольняются с военной службы.

Новый контракт подписывается с военнослужащими:

  • Проходящими службу по договору на 3, 5,10 лет или на меньший срок до наступления граничного возраста, разрешенного для службы в ВС. Возможно, также заключение контракта на желаемый срок, до наступления граничного возраста, разрешенного для службы в ВС.
  • Проходящими службу по договору при поступлении в военно-учебное заведение и продолжении военного обучения с целью повышения учебной степени. Подписывается договор в период процесса обучения и на 5 лет военной службы после их окончания.

Новый контракт подписывается также с гражданами, прошедшими военную службу по контракту и пребывающими в запасе. Новый контракт заключается сроком от 6 месяцев до 1 года при желании поступить на военную службу во время чрезвычайных обстоятельств.

Срок службы по контракту, необходимый для выхода на пенсию

Пенсионные реформы, проведенные в государстве, затронули также и сферу военной обороны.С целью получения пенсионного обеспечения контрактник должен прослужить 25 лет (прежде – 20 лет).

Увеличение пенсионного возраста уделит возможность опытным специалистам использовать свои знания и навыки, приобретенные за долгие годы службы, во благо отечеству. Ныне военнослужащие будут выходить на пенсию в том же возрасте, что и сотрудники ОВД и прокуратуры. До сих пор пенсионный возраст в армии был меньшим, нежели в гражданских силовых структурах.

Срок службы по контракту после высшего образования

Для государства очень выгодно заключение контракта на службу в армию с грамотным и образованным человеком, исходя из того, что благодаря высокому уровню образования, он быстро адаптируется на фоне изменяющихся требований и за короткий срок может найти решение проблем.

Существует два варианта поступления на контрактную службу после вузовского обучения.

  1. Когда в образовательном учреждении имеется военная кафедра, которая дает право на офицерское звание. При наличии военной кафедры студентом подписывает контракт на службу в ВС на определенный срок.
  2. При намерении стать контрактным военнослужащим в высшем учебном заведении проводится медицинское освидетельствование, сдаются нормативы физической подготовки. После получения диплома, выпускник получает повестку туда, где он будет проходить службу в соответствии с профессией вуза и воинским званием. Служба оплачивается.

Если контракт не подписывается, то, завершив вуз, призывник вынужден пройти срочную службу со сроком 1 год.

  • Лица, обучающиеся на первом курсе вуза, вправе заключить договор сроком на 5 лет.

Виды контрактов на службу в вооруженных силах Российской Федерации

Существует три вида контрактов на службу в ВС РФ. Претендующий на заключение контракта гражданин, прошедший все необходимые комиссии, может заключить один из них, исходя из свободных вакансий.

Могут быть предложены следующие виды контрактов:

  • Контракт на общих основаниях без конкретного места назначения и специфики войск;
  • По договоренности на определенное мест службы;
  • По договоренности с определенной специальностью и местом назначения.

Служба по контракту имеет важное место в укомплектовании Вооруженных сил РФ.

Отзывы

Дорогие читатели, вы можете оставить свой отзыв о сроке службы по контракту в комментариях, ваше мнение будет полезно другим пользователям сайта!

Иван

Получил образование в колледже и после получения диплома подписал контракт на службу в армию. Вместо призывной службы сроком 1 год буду служить 2 года. Это уделит возможность заработать деньги и получить воинское звание.

Артем

Был иностранным гражданином, однако, владею русским языком и мне не отказали в подписании контракта на службу в армию. При первом подписании контракта срок договора составил 5 лет. Перед поступлением на службу в армию подал документы на получение гражданства РФ. По истечению времени контракта получил гражданство, и это позволило заключить новый контракт сроком еще на 5 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт