Он тебе не друг! — ребенок, друг, обучение, талант, способности


Содержание

Как распознать и развить способности у детей: талантливый ребенок — это норма!

Как обнаружить способности в ребенке? Смотрите в оба!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст — пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка — малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке .

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери — внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей — не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше — делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря — ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка — навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики раннего развития вместе взятые. Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но — при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования ( в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Развитие способностей у детей — дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее — шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка — это лишь полдела. Самое главное — правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник — тренер, педагог, балетмейстер.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка — мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, — дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить — каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке — прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса — диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность — количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа — полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность — необычность образов;
  • качество выполнения рисунка — аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.


Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны . Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала — весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она — правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще — за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

ТЕМА 8 КАК РАСКРЫТЬ ТАЛАНТЫ И СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА

Вместе с игровыми занятиями можно использовать ещё один метод, который помогает определить в какой области жизни ребенок способен максимально проявить свой потенциал в данных обстоятельствах его жизненного пути. Этот метод не заменяет игры, а позволяет более точно узнать область деятельности, в которой человек может раскрыть себя в большей степени, чем в других областях, занимаясь которыми, он не будет испытывать ни радости, ни удовлетворения, оставаясь посредственным работником, не способным привнести в эту сферу никаких новых идей и открытий. И наоборот, если узнать, понять, почувствовать направление, в какое устремлены способности человека ещё в раннем возрасте и намеренно развивать их, доставая из глубин Души с помощью игры, радостных, творческих занятий, то, повзрослев, человек обязательно сможет найти себя.

Метод, с помощью которого можно определить способности ребенка, похож на тест. Он не новый, хотя в него включен более широкий перечень областей деятельности, и приведён он здесь для понимания того, что выявление способностей и талантов ребенка скорее следует отнести к области чувствознания и интуиции, а не полагаться только на разум. Для того чтобы человек нашёл себя в этой жизни, нужно гармонично использовать все возможности, имеющиеся в распоряжении человека. Этот тест следует проводить, пока ребенок еще мал, но уже умеет говорить и различать цвета и цифры Чтобы результаты теста были правильными, необходим спонтанный ответ, без размышлений, без участия разума, чтобы Душа смогла донести его до мозга, пока разум еще не успел отреагировать на вопрос. Поэтому чем меньше ребенок, тем правильнее ответ. Взрослому человеку труднее ответить правильно. Он будет думать, размышлять и своими мыслями закроет путь от Души к мозгу, и ответ в таком случае даст не Душа, а разум. А разум – обманщик. Спонтанность ответа даёт больше шансов на то, что он будет более правильным. Это должно быть примерно так, как будто вас разбудили и тут же задали вопрос, и вы отвечаете не задумываясь.

А теперь перейдем непосредственно к тесту, который поможет всем, кто еще не открыл в детях или в себе способностей и талантов, тайными сокровищами хранящихся в глубинах нашего естества, распознать скрытые внутри каждого из нас знания и умения, накопленные веками, и достать их из ларцов своих, направляя на благо и процветание всему живущему. И главным в этом должен быть вопрос не «Кем ребёнок хочет стать?», а «Кем он может быть?», в соответствии со своими свойствами и способностями.

Цвета Область деятельности Цифры
красный воин первооткрыватель, путешественник любитель рискованных занятий идущий не традиционным путем увлекающийся новыми идеями открывающий новое в известном увлекающийся фантастикой
.оранжевый изготовитель музыкальных инструментов изучение звуковых регистров, вибрации акустика изучение музыки сфер звукооператор специалист по звукозаписи изучающий звучание природы
желтый проводник знаний о Мире педагогика составитель учебников воспитатель организатор учебных заведений организатор учебного процесса учитель для учителей – Мастер
зеленый человек, медицина, животный Мир растительный Мир ландшафтный дизайн цветоводство садоводство сельское хозяйство, ремёсла
голубой музыка, пение живопись театр, кино скульптура танцы дизайн, одежда искусствоведение
синий литература ораторское искусство знание языков числа, математика, пропорции, кибернетика геометрия, архитектура, механика астрономия физика, химия
фиолетовый учитель Духовных знаний оракул хранитель тайных знаний оккультные науки служитель культов Духовное водительство посланник космический

Каждому цвету соответствует семь областей деятельности. В зависимости от того, какой цвет и какую цифру ребенок выберет, в той области и лежат его способности, которые если развить и активизировать, то смогут они распуститься в сердце цветком необычайным, радуя и давая внутреннее удовлетворение человеку. Неожиданность вопроса, спонтанность ответавот ключ, позволяющий открыть дверцу Души, заглянуть в нее. То есть, не предупреждая ребенка, вы спрашиваете его, например, так: «Какого цвета шарик ты бы сейчас выбрал, если бы тебе предложили на выбор несколько шариков?» Перечислите все цвета, какие приведены в таблице. Еще вы можете взять настоящие шарики, надуть их и предложить ему на выбор. Тогда ребенку будет интереснее участвовать в этой игре. Получив у ребенка ответ, вы смотрите в табличке, какие области деятельности соответствуют этому цвету. Затем вы должны спросить ребенка, какую он выбирает цифру. Именно в этой области ребенок и способен максимально проявить свой потенциал, если намеренно в игре и упражнениях, о которых будет рассказано ниже, активизировать, развить эти способности. Через какое-то время вы опять можете задать ребенку тот же вопрос. Если цвет и цифра, которые назовет ребенок, будут отличаться от первоначально им названных, то можно сказать, что область, которой соответствует этот цвет и цифра, является второй, где человек способен проявить свой потенциал. И так далее, по убывающей, по мере уменьшения опыта Души, который был накоплен ею за тысячелетия своего существования.

Так же есть простой способ, с помощью которого можно развить, активизировать, разбудить способности детей. Для этого используется та же цветовая палитра, в зависимости от того, какой цвет или последовательность цветов выбрал ребенок, если вы неоднократно обращались к нему с этим вопросом. Чтобы подтолкнуть способности ребенка проявиться во всем великолепии необходимо, каждый день в течение 3 – 7 минут, время дня значения не имеет, представлять шарик, окрашенный в тот цвет, который был выбран, будто вы играете с ним, как в мячик, только мячик этот должен быть как живой, излучать радость, нежность, теплоту, свет. Надо закрыть глаза и представлять, как вы подбрасываете этот шарик, ловите его, опять подбрасываете, позволяете ему покружиться около вас, а по истечении указанного времени как бы растворить его в руках. На следующий день, когда вы вновь будете с ним работать, начинать надо с того, что видеть, представлять, как тот же шарик появляется в ваших ладонях и дальше игра с ним как в первый день.

Всё это вы должны объяснить ребенку, чтобы он мог самостоятельно играть со своим воображаемым шариком один раз в день от 3 до 7 минут. Ребенок очень хорошо справится с этой задачей. Ведь детям очень легко удается представить, вообразить всё, что угодно. Обычно у детей очень хорошо развита фантазия. И здесь в работе, связанной с пробуждением Души и талантов ребенка используются его природные способности – игра и воображение, поэтому результат не замедлит проявиться. Нужно только правильно поставить задачу перед ребенком. И еще очень важно, чтобы были оговорены сроки, в которые развиваемая способность должна быть максимально активизирована, например, за один месяц. Ребенок сам должен сказать об этом перед началом работы – игры с воображаемым шариком. Если ему трудно будет поставить задачу, или ребенок еще мал, чтобы использовать подобные слова, то вы должны помочь ему это сделать, сказав за него или попросив его, чтобы он повторял за вами: «Желаю пробудить свои способности», если ребенок сам ставит задачу, или «Прошу помочь моему ребенку пробудить его творческие способности». и дальше называете область, соответствующую цвету и цифре, названных ребенком. Маленькие дети могут сказать вместо первой фразы такую: «Желаю, чтобы мой (например, голубой, оранжевый, зеленый, соответственно области) цветок проснулся».

А дальше вы стараетесь предоставить ребенку возможность соприкоснуться с этим видом творчества. Если он назвал цвет, соответствующий танцам, то вы можете играть под музыку в подвижные игры, фантазируя, что вы в театре или на сцене, придумайте костюмы из тех материалов или одежды, что есть у вас дома – ленточки, платки. Так же можно отдать ребенка в группу танцев, но к сожалению, там с ними обращаются как со взрослыми, заставляя их учить разные движения в строгой, напряженной обстановке, отбивая всякое желание у детей заниматься танцами. Зачастую, это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается ходить на занятия. Если вы все же отдаете ребенка в какие — то группы, будьте очень внимательны к преподавателю и к атмосфере, царящей на занятиях. При первой жалобе ребенка на то, что ему там не нравиться, не задумываясь, прекращайте его туда водить. И поищите другую группу или студию, где царит другая непринужденная, раскованная атмосфера, где бы вашему ребенку было комфортно, интересно, весело. Только в такой обстановке он сможет раскрыться и проявить свой талант. То же самое относится и к любой другой области творчества. При способностях к точным наукам можно познакомить ребенка с интересными физическими явлениями, рассказать о строении материи, попросить ребенка, чтобы он, закрыв глазки, попробовал посмотреть, как устроены вещества, из которых состоит наш организм, как устроена Вселенная, что удерживает планеты около солнца. Часты случаи, когда маленькие дети могут видеть то, что не доступно нашему зрению, у них еще не закрыто видение тонких Миров и энергий, восприятие тонких звуков, прозрение в суть явлений. Нужно использовать время, пока ребенок еще мал, чтобы показать ему истинное построение Мира.

Также попросите ребенка, закрыв глазки, заглянуть в глубины своей Души или внутрь клеточек своего тела, может быть, он увидит устройство материи или тонких сфер Души. К сожалению, если родители не интересуются возможностями своих детей, которые заложены в них от рождения, то они закрываются не развиваясь. И ребенок превращается в обычного, ничем не выдающегося человека. И его необнаруженный дар так и остается неиспользованным. Но дар – это цветок, способность – это цветок. Родители должны сделать всё, чтобы обнаружить его семя и помочь этому цветку, этому дару, этой способности, и быть может не одной, открыться, прорасти и распуститься в ребенке своими божественными цветками. Для этого родителям нужно не пожалеть сил и времени. Поверьте, это очень важно для вашего ребенка. Если у вас нет времени самим заниматься со своим ребенком, учитывая реалии нашей жизни, тогда обязательно найдите группы, студии, школы, профессионально занимающиеся раскрытием творческих и интеллектуальных способностей ребенка в соответствии с его наклонностями.

Но не забывайте, что все игры-занятия – это радость, смех, любовь. Ни в коем случае нельзя на ребенка воздействовать грубостью, кричать на него, иначе он закроется, и вам уже будет не легко добраться до его сердца, до его Души, пригласить его к познанию себя и Мира. Только любовь, только радость, только общение с ребенком на равных. Важно не подавлять природные свойства ребенка своим авторитетом, а усиливать их любовью, игрой, радостью, оптимизмом. Будьте детям друзьями, любящими, мудрыми, видящими в ребенке Личность, несущую в себе Искру Бога.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Как понять, есть у ребенка талант или нет

Большинство родителей видят в своем ребенке гения, но чаще всего они выдают желаемое за действительное. Как же определить, одарен ребенок или нет? Оказывается, существуют вполне определенные признаки «одаренности» и сегодня мы о них поговорим.

Многие родители настолько восхищаются достижениями своего ребенка, что принимают каждое слово, которое он мяукает, или каждую нарисованную им загогулину, как доказательство его исключительной одаренности. Хотя по большинству детей трудно определить, есть ли у них талант, до того, как они пойдут в школу, все же существуют некоторые признаки одаренности и в очень раннем возрасте.

Например, одаренный ребенок Бен Хеллерштайн из Ларчмонта, , в года уже читал научную литературу и запоминал различные данные и факты. Его мать жалеет, что вовремя не осознала весь талант своего сына. «Если бы так, то в первом классе он не был бы так несчастен».

Теперь мама Бена знает то, что известно многим учителям: если ребенок талантлив, ему не столько нужно всеобщее признание, сколько подходящее его возможностям образование.


Что такое одаренность?

Нет никакого универсального стандарта для определения одаренности. В каждой стране и в каждой отдельно взятой школе есть свои критерии для определения ребенка на программу для одаренных детей.

Тем не менее, мы знаем, что наличие таланта у ребенка не всегда связано с его IQ. По данным Национальной ассоциации для одаренных детей, такие дети демонстрируют исключительную способность рассуждать и познавать.

У них особые способности, по крайней мере, в одной из областей знаний и творчества, таких как математика, музыка, язык, живопись, танец, или спорт. И хотя точное определение нет, существуют некоторые характеристики чаще встречаются у одаренных детей.

Признаки одаренности у ребенка в возрасте от 2 до 4 лет:

У него специфический талант, например, художественные способности или необычная «дружба» с цифрами. Дети, которые рисуют очень реалистичные картины, или те, кто умеет совершать математические действия в уме, скорее всего, имеют дар.

Ребенок значительно опережает сверстников в развитии.

У ребенка особо развита речь, например, он имеет обширный словарный запас или способность говорить предложениями гораздо раньше, чем другие дети того же возраста.

Ребенок чересчур любопытный, не переставая, задает вопросы.

Ребенок демонстрирует необычную активность (не путать с гиперактивностью)

Ребенок способен концентрироваться на одном задании в течение длительного отрезка времени.

Любит сложные задачи.

Имеет яркое воображение. У талантливых детей часто бывают воображаемые друзья.

Ребенок легко запоминает факты и может вспомнить не совсем понятную информацию, полученную из телевизионных шоу, фильмов или книг.

Одаренные дети часто сталкиваются с эмоциональными и социальными проблемами. Многие понимают, что они «отличаются» от своих сверстников. Это может заставить их чувствовать себя изолированным и замкнутым. Они также часто становятся мишенью для насмешек.

Такие дети могут чувствовать разочарование, потому что они думают быстрее, чем выражаются — словесно или физически. Если ребенок расстроен или зол, возможно, стоит обратиться со советом психолога.

Как определить наличие таланта у ребенка

Детям предлагают пройти тест на IQ и другие способности. Обычный интеллект соответствует баллам от 85 до 115, а вот те у кого больше 130 — считаются одаренными. Иногда, с результатом в 120 баллов ребенка также могут определить на программу для одаренных.

Но IQ — это только один из факторов. Часто, для определения одаренности у ребенка, родителей и воспитателей просят написать отзыв о ребенке. То есть, учитывается и тест, и отзыв, и беседа с ребенком.

Когда сложно определить, талантлив ребенок или нет

Ребенок одновременно может быть одаренным, но иметь проблемы с обучением. В большинстве случаев, определяют как раз неспособность к обучению, а вот талант проходит незамеченным. Часто талант детей, которые имеют другую национальность или происходят из неблагополучных семей, не замечается.

Если ребенок подпадает под одну из этих категорий, подыщите сведущего в таких вопросах психолога. Также важно убедиться, что учитель ребенка наблюдает за его развитием и талантами, которые невозможно определить стандартным тестом.

Как найти талант у ребенка

Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Принято считать, что все дети талантливы с рождения. Но это известное высказывание справедливо лишь отчасти. Родившись, ребенок имеет задатки определенных способностей, которые обязательно нужно развивать. В противном случае, эти природные предпосылки не принесут заметных плодов. Важно их вовремя заметить, развить и не дать затеряться. Поэтому, правильнее было бы говорить, что талантливыми дети все-таки не рождаются, а становятся.


Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Главную роль здесь призваны сыграть родители, которые много времени проводят с ребенком, лучше его знают, чувствуют и понимают. Наблюдая за тем, чем малыш предпочитает заниматься, в какие игры играет, чем интересуется и какие вопросы задает, можно составить представление об его интересах и способностях.

Теоретически все довольно просто, но в обыденной жизни сложно подняться над суетой. Детские интересы и наклонности часто мешают и даже раздражают взрослых. Например, мало кто обрадуется, если по дороге в садик сын остановится, чтобы наблюдать за работой грейдера или экскаватора. Еще меньше будет восторгов по поводу разобранного на запчасти планшета.

Но ведь таланта без интереса не бывает! А талантливый ребенок очень нуждается в великодушном проводнике, направляющем его способности в нужное русло. Поэтому родителям нужно смотреть и видеть, слушать и слышать и очень важно – не навредить.

Как помочь развитию таланта ребенка

Помня, что талант – это более высокая ступень способностей, необходимо разобраться к какой области деятельности человека относятся наклонности конкретного ребенка и исходя из этого их развивать.

У ребенка музыкальные способности, если он:

  • при звуке мелодии устремляется туда, где она звучит, пританцовывает, улыбается;
  • пытается повторить услышанную мелодию, легко ее запоминает;
  • чувствует ритм;
  • очень эмоционально поет;
  • учится играть на музыкальном инструменте;
  • сочиняет сам мелодию.

Для того, что развить музыкальный талант ребенка нужно знакомить малыша с различными музыкальными произведениями, ходить с ним на концерты, рассказывать о композиторах и музыкантах. Для детей постарше можно скачать программу для создания музыки, ведь очень важен элемент созидательности.

Ребенок обладает художественными способностями, если он:

  • любит рисовать, раскрашивать или лепить;
  • осознано комбинирует краски и материалы;
  • любит создавать предметы, имеющие прикладной характер;
  • со временем может высказать свое мнение о произведениях искусства.

В таких случаях родители могут показать малышу, как сделать интересные предметы или картины из подручных средств, и тем самым не только поспособствовать развитию художественного таланта ребенка, но и приобщиться к его интересам. Кстати, эти работы могут послужить хорошей основой для домашней выставки.

У ребенка – спортивные способности, если он:


  • очень энергичный, подвижный, ловкий и готов играть на детской площадке по нескольку часов подряд;
  • спокойно относится к синякам, ссадинам и шишкам;
  • любит различные состязания;
  • физически сильный;
  • чтению предпочитает соревнования или бесцельную беготню.

Имея такого ребенка, имеет смысл познакомить его с различными видами спорта и предоставить ему возможность выбора. Кроме того, для того чтобы развить спортивный талант ребенка, а также еще больше объединить семью, можно ходить в бассейн, совершать велосипедные прогулки или смотреть спортивные программы по выходным дням всей семьей.

Литературное дарование ребенка может проявляться в том, что он:

  • любит слушать, читать и листать книги;
  • имеет богатое воображение, фантазирует и сочиняет сказки;
  • обладает богатым словарным запасом, интересуется значением новых слов.

Для дальнейшего развития литературного таланта рекомендуется записать ребенка в библиотеку и ходить туда с ним. Но книги малыш должен выбирать самостоятельно. Уместны разговоры о литературных произведениях и их героях. Можно и нужно устраивать семейные чтения вслух и сочинять стихи, придумывая рифмы.

Ребенок имеет очевидный артистический талант, если он:

  • умеет говорить ярко и эмоционально;
  • владеет выразительной мимикой и жестикуляцией;
  • любит подражать героям сказок, фильмов, обычным людям, изменяя голос;
  • хочет и умеет вызывать эмоции у людей, рассказывая о чем-то;
  • любит, чтобы его слушали.

Как развивать артистический талант? Можно создать домашний театр, читать детские произведения по ролям, посещать всей семьей театральные и школьные спектакли.

Ребенку присущи технические способности, если он:

  • обожает собирать и разбирать механические предметы;
  • старается самостоятельно найти причину поломки механизмов;
  • может отремонтировать игрушки, применить имеющиеся запчасти для сборки других поделок;
  • конструирует;
  • увлекается специальной литературой.

Отметим, что способности к технике проявляется, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Занятия с отцом в разных технических кружках или совместные ремонтные работы по дому будут способствовать дальнейшему развитию технического таланта, а также еще больше сблизят друг с другом папу и сына.

Способности к научной работе можно распознать, если ребенок:

  • демонстрирует неподдельный интерес к числам и счету;
  • увлекается настольными играми и ребусами;
  • разбирает игрушки, выясняя, как они функционируют;
  • может легко концентрироваться;
  • обладает способностью к абстракции и обобщениям.

Чтобы развить научный талант нужно постоянно вовлекать ребенка в хозяйственную деятельность, где требуется что-то считать. А еще желательно совместно с ним решать головоломки, играть в настольные игры, складывать пазлы, придумывать математические игры, что-то строить из разных геометрических фигур. Можно скачать бесплатные компьютерные математические игры для соответствующего возраста.

Что еще нужно учитывать при развитии природных способностей ребенка?

Активная деятельность по выбранному направлению поможет развитию способностей ребенка. Важную роль в этом процессе играют не только воспитание и характер, но и отношения в семье.

Занятию творчеством детей лучше всего мотивируют совместные с родителями мероприятия. Семейные праздники, походы, экскурсии в музеи, театры и выставочные залы, совместное прослушивание музыки, чтение книг, игры и многое другое помогает прогрессу творческой активности. Благодаря этому ребенок становится уверенным в себе и более склонным ко всем начинаниям. Талант останется нераскрытым, когда между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Если родители равнодушны к занятию ребенка, то у него может легко пропасть интерес к своему увлечению. Но, если семья поддерживает его, то способности получат быстрое развитие и могут перерасти в нечто большее – в талант.

При выборе кружка, секции, студии нужно учесть способности ребенка, не забывая об его пристрастиях и желаниях. Если малыш не имеет определенных способностей к занятию, которое для него выбрали взрослые, то у него может развиться комплекс неудачника. Чем больше старшее поколение будет заставлять ребенка, тем больше вероятность того, что они сами будут недовольны полученными результатами. Очень важно – не совершить ошибку и не выдать собственный выбор за выбор ребенка.

Каждому возрастному периоду соответствуют определенные умения. Уже в первые два года ребенок начинает проявлять первые задатки творческих способностей. В возрасте трех или четырех лет малыш расположен к знаниям и охотно занимается многими видами творчества. В пять — шесть лет происходит формирование интересов и способностей в результате каких-либо занятий. Поэтому приветствуется посещение различных студий по интересам. Достигнув семи — восьмилетнего возраста, ребенок, как правило, уже определяется с увлечением к какому-либо одному виду деятельности. Подростковый возраст характеризуется формированием устойчивых интересов и самостоятельного творческого мышления.

Однако важно отметить, что иногда способности проявляются не в детские, а в юношеские годы. И к этому тоже нужно быть готовыми.

Он тебе не друг! — ребенок, друг, обучение, талант, способности

Умница! Как раскрыть таланты вашего ребенка

«Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они стали еще умнее, читайте им больше сказок».

Для всех родителей, дедушек и бабушек, дядюшек и тетушек, которые не осознают, что они – самые важные учителя для ребенка.

UNLOCKING YOUR CHILD’S GENIUS: HOW TO DISCOVER AND ENCOURAGE YOUR CHILD’S NATURAL TALENT

Internal illustrations by Fiona Katauskas and Meg Dunworth

Permissions: The illustration of Clyde Beatty is reproduced from Harvard University (MS Thr 675, Houghton Library, Harvard University). Every effort has been made to identify and contact the copyright owners.

© Черепанов В. В., перевод на русский язык, 2020

© ООО «Издательство «Э», 2020

Самое важное послание, которое вы только можете передать своему ребенку

Дорогой друг, ты – замечательный человек! У тебя есть разум, и ты способен к поистине гениальным свершениям. Назови мне имя умнейшего и способнейшего человека, которого ты только знаешь, и осознай одну простую вещь: у тебя есть все, чтобы стать таким, как он. Ты наделен таким же умом и такими же яркими творческими способностями. Однако тебе нельзя полагаться только лишь на свой ум. В жизни тебе придется снова и снова проходить через различные испытания. Не жди, что будешь с блеском выдерживать все экзамены, одерживать победу в каждом соревновании или что тебя будут принимать в любую команду, членом которой ты хочешь стать. Тебе придется много работать, учиться, практиковаться и постоянно совершенствовать свои умения и навыки. Тебе совсем не обязательно быть успешным во всем, что ты делаешь. На самом деле тот опыт, который ты получаешь, когда совершаешь ошибки, недопонимаешь что-то или не добиваешься желаемого, может быть использован для того, чтобы стать еще умнее, еще способнее. Порой тебе захочется отказаться от своих целей. В такие моменты проверяются твоя стойкость и сила воли. Что бы ты ни чувствовал, нужно продолжать идти вперед. Найди в себе силы двигаться дальше. А они есть, нужно всего лишь поискать. Иногда на пути будут попадаться такие препятствия, которые, по твоему мнению, окажутся тебе не по зубам. У тебя может возникнуть соблазн отказаться от выполнения какого-либо плана, так как ты вообразишь, что лучше не делать совсем, чем попробовать и потерпеть неудачу. Временами именно твой взбудораженный мозг будет пытаться отговорить тебя делать что-то. Если речь идет о чем-то, чего ты в самом деле хочешь добиться, или о чем-то, что имеет для тебя большую ценность, не позволяй отчаянию влиять на твой выбор. Рискуй, если нужно, и даже если ты не получишь желаемого сразу, ты узнаешь нечто такое, что поможет тебе достичь поставленной цели в следующий раз. Учиться – это самое большое наслаждение в жизни, самое приятное, что только есть в ней. Попробуй найти способ сделать учебу интересной, пусть даже она вызывает у тебя скуку. Если тебя всегда будут окружать хорошие книги, великие произведения искусства, интересные фильмы, если в твоей голове всегда будут роиться блестящие идеи, а рядом с тобой будут находиться умные люди, способные поддержать интересную беседу, твой мозг окажется способен на такое, что несказанно удивит тебя. Порой легко зажечься интересом, познавая что-то новое, но иногда единственный способ научиться чему-либо – испытать себя, бросить себе вызов и проверить, насколько хорошо ты можешь овладеть знаниями в той или иной области.

И наконец, самое важное: ты должен помнить, что я буду любить тебя независимо от того, победил ты или проиграл. Я хочу, чтобы ты прожил яркую жизнь, потому что знаю, что ты способен на это. Я люблю тебя и верю в тебя.

«Ребенок – это огонь, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить».

Обширные территории бескрайней австралийской пустыни населяют десятки туземных племен, в жизни которых огонь играет очень важную роль. С приближением сезона дождей небо застилают черные клубящиеся тучи, по ночам земля сотрясается от ударов грома, а в воздухе вспыхивают разряды молний, пробегающих от одного края горизонта до другого. Аборигены говорят, что в такие беспокойные дождливые ночи в небе танцует Человек-молния. По словам Билавары, женщины, занимающей пост старейшины племени ларракия, извлечение и поддержание огня всегда играли первостепенную роль в жизни ее народа. Добывание огня требует терпения и усилий. Правда, иногда его получают благодаря удару молнии, и такое пламя воспринимается как дар небес, ниспосланный на землю Человеком-молнией своим земным братьям. Таким подарком нельзя распоряжаться как попало, поэтому тлеющие угли бережно переносятся от становища к становищу, и таким образом «пламя небес» путешествует вместе с австралийскими кочевниками из одного места в другое.

Процесс раскрытия дарований ребенка очень похож на этот ритуал сохранения пламени у австралийских аборигенов. Точно так же, как туземцы хранят огонь, переносят его с одной стоянки на другую и не дают ему погаснуть, постоянно подкидывая дрова в костер, так и родители могут поддерживать в ребенке тягу к знаниям и развивать его способности, исследуя и открывая окружающий мир заново вместе с ним, разжигая в его душе искру гениальности и не давая ей потухнуть. На первых порах развитие природных талантов маленького человека хоть и требует много времени, но является относительно легкой задачей. Когда вы поймете, чем интересуется ваш ребенок, увидите, как он зажигается идеями, воплощает их, и станете поощрять его начинания и поддерживать в нем уверенность в собственных силах, вы сами удивитесь, к чему это может привести.

К сожалению, очень часто случается так, что в один прекрасный момент ярко горящее в душе ребенка пламя начинает угасать и может совсем потухнуть. Если это происходит, ребенок постепенно охладевает к жизни, в душе его поселяется страх перед неизвестностью, у него вдруг пропадает желание пробовать делать что-то новое из-за боязни совершить ошибку. Самое страшное случается потом: человек вдруг остается наедине с собой с целым ворохом великолепных, но так и не развитых до конца способностей, и сожалеет о многих упущенных возможностях.

В такие моменты помощь родителей, которые могут снова раздуть в своем сыне или дочери затухающую искру гениальности, становится поистине незаменимой. К счастью, в их распоряжении имеется лучшая лаборатория, которую только может пожелать себе любой ученый, и называется она окружающий мир. Исследуя его, занимаясь творчеством и придумывая совместные игры, родители могут расширять знания и развивать интеллект ребенка. Если радоваться и удивляться вместе с ним, проявлять любознательность, можно зажечь в его душе искру, из которой возгорится пламя, и оно будет пылать в течение всей жизни. Лучшего подарка нельзя и пожелать!

Эта книга поможет родителям раскрыть и развить таланты и природные склонности ребенка. Все дети обладают гораздо большими способностями и внутренними резервами, чем мы (или они сами) можем предположить. Эта книга подскажет, как реализовать потенциал ребенка. Автор не предлагает ускорять естественные процессы развития, подгонять, стимулировать и подстегивать детей. Здесь вы также не найдете ни строчки о том, как побыстрее окончить школу, сдавая экзамены экстерном. Речь пойдет о том, как воспитывать ребенка, чтобы его способности и дарования расцвели во всем своем великолепии. Эта книга о создании комфортных условий жизни, которые способствуют процветанию ребенка, его свободному развитию, формированию самобытной, неординарной, интересной, творческой и талантливой личности. Как вы поймете далее, прочитав последующие главы, речь пойдет о том, чтобы больше играть, веселиться и исследовать мир, а не о том, чтобы как можно упорнее и больше работать. Труд, конечно, важен, но он с наибольшей вероятностью принесет плоды, если частично превратить работу в игру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт