Он тоже живет с родителями и работаем на трех работах. С кем из нас она будет проживать, если он


Родители требуют вернуться к ним в маленький город без перспектив и ставят ультиматумы.

Добрый день! Я родом из маленького города в Башкирии. У нас нет никаких перспектив, нет даже рабочих мест, средняя з/п в районе 15000 рублей. И к тому же, имеется языковой барьер, с которым сложно справиться (я русская, в нашем провинциальном городе почти все говорят на башкирском). Уже 8 лет живу в Питере с молодым человеком и работала здесь все это время (больше половины з/п высылала родным, но они деньги не трогали). Сейчас пришлось уволиться, т.к. наша организация переезжает в другой город. То есть, я в поиске работы. Как только я потеряла работу, родители стали насильно тянуть меня назад. Они знают, что у меня есть билет на самолет, к новогодним праздникам, и настаивают на том, чтоб я забрала совершенно все свои вещи и больше не возвращалась. Нашли мне работу с достойной для нашего города з/п 15 тыс. рублей в каком-то супермаркете, хотя здесь я трудилась риэлтором. Постоянно где-то о чем-то договариваются, куда меня пристроить. Говорю им прямо, что не готова оставаться там. К тому же, развитие отношений с моим парнем их не волнует совершенно; говорят, что «если ему будет нужно, он ради тебя приедет». Но я даже не хочу предлагать ему это, зная, чего он добился здесь и как тяжело ему давалось то, что он имеет. Каждый разговор с родными заканчивается фразой: «ты стала чужой, ты нас не слышишь, ты нас не понимаешь; тебя наверное в роддоме поменяли; лучше с родителями и одной, чем без нас и с парнем». И когда они говорят все это, то естественно пропадает все желание общаться, но и тут есть выход: «ты такая грустная стала, это потому что ты там без нас». Они сами переехали от родителей, но всю жизнь жалеют об этом и говорят, что нужно было жить рядом, а не семью создавать. Получается, я должна исправить их ошибки.

У меня есть старшая сестра. Она без семьи и детей, ей почти 35, но и она настроена против меня. Говорит, что лучше быть одной, чем всю жизнь жить с первым попавшимся парнем.

Отношения с родителями всегда были идеальными и видимо, все 8 лет они просто терпели мои отъезды (приезжаю я домой почти каждый месяц). Последний месяц превратился в ад.

Говорят, что если уеду снова, могу не возвращаться назад. Как наладить отношения с родителями?! Уже нет сил каждый день все выслушивать по новой. Когда я говорю с ними, они просто молчат и потом продолжают свою речь, будто я и не говорила ничего.

Автор вопроса: Вероника Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Уманец Дарья Сергеевна.

Здравствуйте уважаемая Вероника.

Анализируя Ваше сообщения и изложенную в нем информацию, сформировала следующие выводы.

Во-первых, для более детального и верного обзора необходима дополнительная информация от Вас, конечно, по Вашему желанию. Поэтому все что укажу здесь, является только первичными «ключами» к разрешению ситуации.

Согласна с Вами, что ситуация разлада с родителями является непростой — Вы стали заложницей нереализованных родительских амбиций.

Разберу Ваше сообщение по цитатами, которые считаю наиболее ключевыми.

«Они сами переехали и всю жизнь жалеют об этом. » — может быть они на самом деле жалеют о том, что не уехали дальше, в более перспективное место? Как это не печально, но подсознательно родители с большой ревность относятся к удачам детей..Ведь у Вас ещё все в перед!

«Одинокая старшая сестра» из того же «лагеря» латентных завистников. Старайтесь не прислушиваться к советам людей, которые сами не достигли успеха в том, о чем советуют. Спросите её, действительно ли она счастлива?

Думаю, в детстве Вы были очень послушный ребёнком, ведь Вам тяжело даётся противоречивое решение. Согласна, мать и отца надо почитать (согласно 5 заповеди), но помните и такие слова «оставит человек отца и мать и прилепится к женесвоей (мужу), и будут два одною плотью», думая об отношениях со своим парнем.

Реальное решение в этой ситуации — это возможный брак с Вашим парнем. Не думайте, я не советую и не призываю к этому решению, но так родителям станет ясно, что у Вас все серьёзно. Родители все же советской закалки и только штамп в паспорте они признают. Это лишь один из вариантов.

Расставляя приоритеты в данной ситуации, постарайтесь сохранить мир и добрые отношения с родителями и с парнем. Отстаивайте свою позицию, если, конечно, она у Вас есть. Говорите с родителями и давайте понять о том, что Вы — взрослый и самостоятельный человек. И оставьте иррациональные мысли о том, что Вы должны родителям что либо, кроме уважения и любви (почитания).

Такой мой ответ, приношу извинения за возможные опечатки. Искренне желаю разрешить Вашу ситуацию. Если Вас заинтересует подробный анализ и разбор ситуации, буду рада помочь.

Он тоже живет с родителями и работаем на трех работах. С кем из нас она будет проживать, если он захочит ее у меня отобрать?

Приходит время, когда родители становятся старыми, больными, немощными, нуждающимися в постоянном уходе и присмотре. Если они живут отдельно, можно попытаться забрать их к себе. А если условия не позволяют или те не соглашаются? Значит, ездить к ним почти каждый день? Но ведь и у самих детей есть семья, работа, дети. Как быть тогда? В развитых странах давно существует выход. Это пансионаты для престарелых. Там пожилые люди, требующие постоянного присмотра, получают необходимые услуги по уходу. Однако в российской ментальности такой выход считается чуть ли не преступлением. Такое мнение сложилось потому, что у нас эти интернаты имеют крайне низкий уровень. В средствах массовой информации то и дело появляются сообщения о том, что сгорел еще один дом престарелых, есть жертвы и прочее. Видеокадры из этих заведений красноречиво свидетельствуют и о бытовых условиях, которые, мягко говоря, незавидны.

Жизнь вместе: испытание для тех и других

Когда старые, больные родители живут вместе с детьми, то для всех это становится тяжелым испытанием. Слишком уж несовместимы привычки, ритм жизни, потребности разных поколений. Престарелые больные родители нуждаются в постоянном уходе и чьем-то присутствии. Из-за этого дети не могут нормально строить свою жизнь, они вынуждены быть постоянно привязанными к дому.

«Старый человек зачастую становится недееспособным, это сопровождается разложением личности и не слишком приятными физиологическими моментами, — говорит семейный психолог и психотерапевт Екатерина Ракитина. — Это приводит к изменению его взаимоотношений с близкими, особенно с теми, кто за ним ухаживает. Старый человек начинает существовать на примитивном уровне, уровне ребенка, это накладывает сложности на контакты с ним. Еще одна причина в том, что мы — дети своих родителей, сколько бы лет нам ни было. Всегда есть некое ощущение, что те, кто нас вырастил и воспитал, стоят выше по иерархической лестнице. Когда родители становятся старыми и немощными, они превращаются в детей. Эта смена ролей также усложняет отношения между поколениями».

Одна моя знакомая много лет ухаживала за своей лежачей мамой. При этом сама уже вырастила троих детей (те жили со своими семьями отдельно), затем стала вдовой. Ухаживая за мамой, она была постоянно привязана к дому: не могла никуда уехать, нельзя было оставить пожилую женщину одну больше чем на 3 — 4 часа. Несмотря на болезнь, ее мама прожила очень долго, казалось, что этой взаимной зависимости не будет конца…

Другая приятельница пятнадцать лет назад переехала с семьей на ПМЖ в Германию. Ее родители остались в Питере. Пока они были бодрыми и относительно здоровыми, все было хорошо: отец продолжал работать, мама занималась домом, ходила в театры, на концерты. Дочка предлагала родителям переехать к ней в Германию, но те бывали в гостях, а перебираться туда насовсем не собирались. Но возраст постепенно брал свое. Отец попал в больницу, перенес операцию. Дочь сходила с ума от беспокойства и постоянно летала в Питер. Потом, когда родители совсем уже состарились, перевезти их в Германию стало невозможно, да и для них такая смена обстановки была непосильна. Вся надежда оставалась только на сиделок…

Знаменитости тоже не застрахованы от подобных ситуаций. Известная актриса Марина Дюжева в течение нескольких лет моталась между Москвой и родной Одессой. Там жила ее мать, которая потеряла зрение и нуждалась в уходе. Три месяца актриса проводила с мамой, три месяца в Москве. (В своих интервью Марина потом признавалась, что ей приходилось отказываться от многих ролей, что о ней как об актрисе стали забывать. И однажды, когда слепая женщина узнала, что Марина все же хочет принять участие в съемках фильма, и стала пенять дочери, что за ней снова будет ухаживать не Марина, а кто-то другой, та взмолилась: «Мама, мне уже давно за сорок, ну отпусти меня, дай мне немножечко тоже пожить. ») Когда Марина уезжала, за мамой ухаживал муж актрисы. Так они и подменяли друг друга. На руках зятя мама и умерла…

Старики на Западе

В цивилизованных странах проводить старость в пансионатах для престарелых — обычное явление. Эти дома в большинстве случаев являются частными заведениями, их владельцы заинтересованы, чтобы клиенты жили как можно дольше, тогда бизнес будет приносить прибыль. Деньги за содержание пожилых людей платят или их дети, или сами обитатели (конечно, если у них есть средства). Поэтому и уход там соответствующий. Родственники могут контролировать качество ухода, они видят, как тратятся их деньги. Поэтому хозяева заведений заинтересованы в сохранении клиентов, ведь в этом бизнесе, как и в любом другом, существует конкуренция.

Условия в западных пансионатах достойные. Каждый день — душ, смена постельного белья и одежды. Всюду — безукоризненная чистота. Пожилые люди могут читать книги, смотреть телевизор, гулять на прилегающей территории. Каждый день для них проводятся занятия, позволяющие поддерживать память и интеллектуальные навыки, к ним регулярно приезжают лекторы, артисты. Родственники могут забирать их на семейные торжества, дни рождения, юбилеи.

Короче, там созданы цивилизованные условия, благоприятные для жизни пожилых людей. Конечно, как и большинство стариков, они все равно хотят к себе больше внимания. Но это уже зависит от членов их семей. Некоторые родственники посещают своих близких каждые выходные. Есть и те, кто приезжает редко. Но это уже другая история: ведь подчас родители, живущие в собственных квартирах, не видят своих детей месяцами и годами…

Почему дети сдают своих родителей в пансионаты для престарелых? Потому, что они сами целый день работают: утром уходят, вечером приходят. Их собственные дети давно живут отдельно, нередко в других городах. И получается, что ухаживать за стариками и быть с ними целый день просто некому. А оставлять старого, больного человека одного без присмотра нельзя.

Можно еще нанять сиделку на то время, пока члены семьи на работе. Но это не решает проблему, ведь сиделка не всегда может обеспечить квалифицированную медицинскую помощь, если понадобится. К тому же ее услуги — это недешевое удовольствие. Поэтому во многих случаях единственным выходом становится пансионат.

Кстати, в России услуги сиделок тоже достаточно дороги. В среднем они стоят 150 рублей в час, то есть 1200 рублей за рабочий день, плюс деньги на проезд.

. Либо забыть о себе

По некоторым данным социологов, в России проживает около 30 миллионов пожилых людей. При этом 1,5 миллиона из них перешагнули возраст 75 лет. Треть пожилых людей признаются, что им бывает трудно себя обслуживать. А многие из тех, кому больше 80 лет, страдают ослаблением памяти и интеллекта.

Большинство отечественных домов престарелых — это не частные, а социальные учреждения. Как и все государственные заведения подобного типа, они финансируются по остаточному принципу. Отсюда результат, который мы видим в телерепортажах: бабушки и дедушки в поношенной одежде, обшарпанные стены, отсутствие уюта. Одно слово, казенный дом…

Поэтому самый лучший вариант из подобных заведений — это частный дом престарелых, обеспечивающий пожилым людям комфорт и полный уход. Такие дома у нас уже есть, но, к сожалению, их пока еще очень мало. Например, в подмосковном Зеленограде работает подобный пансионат, который по уровню комфорта не уступает западным интернатам для престарелых. Это благоустроенное здание на берегу озера, прекрасно оборудованные номера, отличное питание, постоянное медицинское наблюдение. Проживание в таком пансионате обходится около 2000 рублей в сутки (цена стандартного номера). Недешево. Но дети с высоким уровнем доходов в состоянии поместить туда своих родителей.

Много и на разных уровнях говорят о необходимости в России развивать систему частных пансионатов для пожилых людей, с достойными условиями обслуживания и проживания, как это делается на Западе. Тогда старые люди, нуждающиеся в постоянном уходе, смогут жить в благоприятных условиях. В противном случае — либо страшный казенный дом, либо — забыть о своей карьере, работе, о своих детях, которые еще тоже нуждаются в поддержке, и полностью отдать себя пожилым родителям.

Психолог пояснил, почему хорошие отношения с родителями — это крайне трудная штука

Очередной выпуск программы «Психология навынос» посвящен проблемным ситуациям в отношениях взрослых детей и родителей.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Просмотрев или почитав стенограмму программы, вы узнаете:

на какие периоды можно разделить детско-родительские отношения;

почему хорошие отношения с родителями — это крайне трудная штука по самой природе этих отношений;

как себя вести, если родители начинают учить тебя, взрослого, жизни и критиковать любой твой выбор;

почему уходить из родительской семьи сразу в собственную, минуя период отделения и жизни в одиночестве, — это не лучший вариант;

правда или нет, что мы неосознанно подбираем себе партнеров, похожих на наших родителей;

почему мы не имеем права требовать от родителей любить нас больше, чем они любят друг друга;

почему так сильно иногда стараясь построить свою жизнь «от противного» и не быть похожими на своего однополого родителя, мы потом с ужасом ловим себя на мысли, что повторяем их поведение и воспроизводим их взгляды;

как выйти из манипулятивной игры «ты плохой сын (дочь)» и не считать себя виноватыми, даже если мама/папа настойчиво пытаются убедить вас в обратном.

Ответы на эти и многие другие вопросы — в программе «Психология навынос» с психологом Павлом Зыгмантовичем и журналистом Ольгой Какшинской.

— Отношения детей с родителями — это по природе своей крайне сложная вещь. Чтобы сделать их хорошими, нужно прикладывать огромное количество усилий.

Так происходит, потому что отношения родителей и детей иерархические. Можно ли дружить со своим начальником? Это не просто дарить друг другу мелкие подарки, а прийти в гости, взять денег в долг, рассказать о проблемах в браке, пожаловаться на жизнь. Отношения с родителями допускают некоторые разногласия. По аналогии: можно ли допустить некоторые разногласия с начальником, наорать на него?

Современное 35-летнее поколение вряд ли скажет, что нынешние 15-летние молодцы, у них хороший вкус и они с ними одной крови. Не сходятся ни музыкальные вкусы, ни взгляды на моду. Из-за разрыва в возрасте 35-летний никогда не будет наравне с 15-летним. Человек даже нехотя выстраивает иерархию исходя из этого. Такое же поведение — и со стороны родителей.

Представим, что у 35-летнего сотрудника появился 23-летний начальник, только вышел после вуза. Ничего хорошего такой работник про руководство не скажет, хотя что, в сущности, произошло? Он может быть умнее, лучше что-то знать, и что, что вы проработали на этой работе на 12 лет больше него? Но вопрос иерархии важен для человека. С родителями то же самое. Они очевидно старше вас на некоторое количество лет, они были на Земле, пока вас не было. Эту иерархичность трудно преодолеть, поэтому хорошие отношения с родителями — это всегда активный, трудоемкий и не всегда успешный процесс навстречу друг другу. Требуются серьезные усилия со стороны младшего и старшего поколения. Если никто ничего не делает, отношения не будут хорошими.

— Можно ли разделить детско-родительские отношения на периоды?

— Выделить четкие периоды сложно. Когда ребенок маленький, он хочет одобрения со стороны родителей. Это включает в себя опеку, поддержку, удовлетворение каких-то нужд — все, что делает родитель для выживания ребенка. Вдобавок к этому ребенок хочет свободы. Пока ребенок маленький, он хочет больше одобрения и любви. Когда он становится старше, ему все больше нужно свободы. Это не значит, что ему не нужно одобрение, но акценты меняются.

У родителей все по-другому. Они ожидают от детей послушания и уважения. При этом родителю хочется ощущать свою необходимость этому ребенку. С возрастом у родителя сохраняются оба эти желания, но чем ближе к старости, тем больше потребности в собственной нужности. И если у детей с возрастом снижается потребность в одобрении, то у родителей снижается потребность в уважении.

Получается, ребенок хочет свободы, а родитель — уважения, которое проявляется в подчинении. Такое противоречие заложено самой природой, и его надо решать по доброй воле: договариваться, размышлять, понимать нужды другого.

Отношения ребенка к родителям можно разделить на этапы. Первая стадия — это обожание. Он длится примерно до пяти лет. Дети обожают родителей, даже если последние не очень хорошие. В большинстве случаев, когда в неблагополучную семью приходят забирать ребенка, ребенок до пяти лет прячется и не хочет уходить от родителей.

Потом обожание сменяется некоторым протестом. Это начинается со школы, когда на первое место выходит учитель, и усиливается к подростковому возрасту. Но кризисы протекают у всех по-разному. Переходный возраст — это не всегда катастрофа. К примеру, диснеевский мультфильм «Русалочка» прекрасно раскрывает этот этап жизни. Шестнадцатилетняя русалочка Ариэль мечтает о жизни на земле, хочет узнать, как ходят люди, ее пленит тот мир. Папа Ариэль возмущен и запрещает ей. Но в подростковом возрасте для ребенка нормально считать место, где он живет, плохим, а какое-то другое — хорошим. Иначе он просто не захочет уйти, а когда-то он должен встать на собственные ноги. Этот процесс может протекать мягко, ребенок может считать, что родители молодцы, но они не все понимают. Тем более это касается нынешней ситуации, когда развитие технологий настолько быстрое, что ребенок освоил компьютер, а мама боится к нему приближаться. 15 лет — нормальный и нужный период бунта. В идеале лет в 16 ребенок должен встать на ноги, жить своей жизнью и за свой счет.

Третий период — дистанцирование. Ребенок не вдается в подробности жизни родителей, возможно, уезжает учиться в другой город. Они не воюют, но у каждого своя жизнь. Этот период может длиться до бесконечности, как и протест. Но если от бунта человек переходит к дистанцированию, у него большие шансы рано или поздно выйти на четвертый этап — принятие.

Ребенок понимает, каково это — быть родителем. Чаще всего это связано с появлением собственных детей, но не обязательно. Когда ходишь по квартире с ребенком в три часа ночи, наутро у многих появляется желание позвонить родителям и извиниться. Человек понимает, что пережили его родители с ним. В возрасте 14 лет своего ребенка родитель начинает понимать, почему его мама все время звонила ему и спрашивала, где он.

— Нам пришло письмо, в котором девушка рассказывает о напряженности, которая возникает при совместном проживании с родителями после 20 лет. Например, ребенок поступил в университет в том же городе, снимать квартиру дорого, и он остается жить с родителями. Но в воздухе начинает витать напряжение. Вроде никто не гонит из дома, но тебе не очень и рады. Нужно ли уезжать от родителей после 20?

— На самом деле важно не то, с кем человек живет, а то, как он живет. С одной стороны, лучше, чтобы ребенок уезжал. Это самостоятельность, проверка на готовность к взрослой жизни. Но это не всегда возможно. Если ребенок живет с родителями на полном пансионе, это проблема. Но если дети перестроили отношения с родителями по принципу «я ваш младший партнер, квартирант», тогда все гораздо лучше. Квартирант платит какие-то деньги за коммуналку, квартиру, он оплачивает какие-то продукты. Если бы этот ребенок снимал где-то комнату, кто бы ее убирал? Кто бы убирал места общего пользования? В партнерстве эти обязанности распределены равномерно: есть график, кто, что и когда моет. В таком формате неважно, живете вы с родителями или отдельно, вы живете как взрослый человек.

А если мама за вас все моет, стирает, готовит для вас, вы берете из холодильника все что угодно и ничего не кладете взамен, это проблема. Так нельзя. Может быть, нашей читательнице намекают, что пора участвовать в коммунальной жизни на других основаниях. Когда человек приезжает на два дня в гости, можно лечь на диване, и вам будут рады. Но если мы говорим о постоянном проживании, будьте добры жить как взрослый человек с другими взрослыми людьми, без мыслей, что вам кто-то что-то должен.

— Хороша ли ситуация, когда из родительской семьи девушка выходит замуж и сразу переходит в свою собственную семью, минуя период становления и адаптации жизни в одиночестве?

— Скорее нет, чем да. В этом варианте больше шансов создать не очень счастливый брак. Это зависит от причины вступления в брак. Если вы женитесь или выходите замуж, чтобы сбежать из родительской семьи или чтобы был кто-то, чтобы заслонил вас от «ужасной действительности», брак долго не продержится. Нельзя вступать в брак из страха, и нельзя в нем оставаться из страха. Брак, пропитанный страхом, отравляет обоих. Как ком накапливаются взаимные претензии, люди выражают их некрасиво и не могут нормально обсудить, потому что им страшно. Когда человеку страшно, он ведет себя неадекватно.

Когда женщина вступает в брак, чтобы мужчина защитил ее от этого «ужасного большого страшного мира», как она с ним будет общаться? Он же наверняка не сможет ее защитить так, как она хочет. Когда-то он обязательно проколется. Как она себя поведет, когда это произойдет?

Или мужчина женился, чтобы уйти из родительской семьи. Теперь он глава семьи, все должно быть по его желанию. А так не происходит, потому что он живет с живым человеком, у которого есть свои интересы. Он сбежал, чтобы им не командовали, а им все равно командуют. Человек будет бояться разрешить ситуацию, потому что это чревато разводом, а это значит, что человек останется один, вернется к родителям или его некому будет защищать.

Но если это делается не из страха, это хороший вариант.

— Существует устойчивое мнение, что мы очень часто выбираем себе партнеров по жизни, похожих на наших родителей. И потом, будучи в браке, вдруг понимаем: как муж похож на вашего отца или жена — вылитая мама.

— Рациональное зерно в этом есть. Например, есть два вида уток. У одного вида самцы — с зелеными головами, а у второго — нет. Если взять этих самцов, еще в яйцах перенести их в гнездо другого вида и их высидит наседка, эти самцы никогда не пойдут к своим самкам. Они будут считать своими местных самок, потому что самки этих видов очень похожи, а самцы отличаются. Но если проделать подобное перемещение с самками, она поймет, где чей самец.

Безусловно, образ родителя очень важен. Самцы, которых перенесли от одного вида в другой, не возвращаются к своему виду, потому что по мелким признакам они привыкли, что самка их вида выглядит вот так. Учитывая, что самки их вида отличаются незначительно, они выбирают ту, что похожа на маму.

Но когда мы говорим, что выбираем партнеров, похожих на наших родителей, о каком сходстве мы говорим? По внешности, повадкам, характеру, вкусам и интересам? Это уже четыре критерия, а если вдаваться в подробности, деталей еще больше. Поэтому нельзя сказать, что мы выбираем партнеров, похожих на родителей. Мы из частности делаем обобщение. Можно говорить: в этом ты похож на моего папу (или маму), а в этом непохож.

На образ будущего партнера сильно влияет первая влюбленность или образ, запавший в сердце в детстве. Тогда мужчина ищет партнерш, похожих на этот образ, а не на маму. А еще чаще влияют все вместе взятые факторы.

— Нам написала читательница: «Мама любит больше отца, чем меня. Даже в три года я понимала, что она меня как будто не любит. Подозреваю, что и родила она меня и брата в угоду ему, чтобы привязать, а не потому что хотела детей. Она спокойно может подставить меня перед отцом, даже присвоить мой труд себе, например, по уборке дома. Сейчас у меня самой ребенок, но возиться с внуками она не хочет. Что делать?»

— Так и хочется спросить, а что нашу читательницу удивляет? В конце концов, мама папу узнала гораздо раньше, чем вас, и, вполне возможно, любит его больше, чем вас. Что тут такого удивительного? Может, у нее материнское поведение не так обусловлено, как у других женщин. Папе в этой ситуации повезло.

Это иллюзия, что у женщины есть материнский инстинкт. У нас есть материнская программа, которая заложена в качестве дистрибутива. Ее еще надо запустить, чтобы она заработала. Но нет материнского инстинкта, который однозначно привязан к заботе о потомстве. У нас есть выделения окситоцина и пролактина, когда мы видим маленьких существ с большой головой — ребенка. Это вызывает умиление, но это рефлекс. Наша родительская программа рефлексивна, и то, что родители полностью выкладываются ради потомства, отказывают себе во всем, это больше социальное, а не врожденное явление. Да, мама в этом письме местами ведет себя нечестно. Но сама по себе любовь матери не обещана. Мама, вполне возможно, любит эту девочку на своем уровне, просто девочке хочется большего. Снизьте планку ожиданий. Мама не обязана вас любить настолько сильно, как вам этого хочется.

— Следующее письмо: «Очень властная мать. У нас дома не жизнь, а хронический скандал. В детстве она меня часто била, а отца выгнала. Сейчас, когда я взрослая, постоянно лезет в мои отношения, критикует мой выбор. Мужчины просто сбегают от меня из-за нее. Что делать?».

— Если женщина живет вместе с матерью, надо разъехаться. Хорошие отношения родителей — это работа обеих сторон. Если одна из сторон не старается, можно разойтись и не позволять матери критиковать. Например, если она в разговоре по телефону перешла черту, сказать, что больше вы не хотите этого терпеть, это неприемлемо, и договориться, что больше она так делать не будет. А если будет, то класть трубку. Это воспитательная мера. Может быть, чувство вины из-за когнитивного диссонанса: вы хороший человек, поступаете плохо, значит, вы плохой человек. Но это не плохой поступок. Мама будет недовольна. Но у нее что, есть эксклюзивное право портить вам жизнь? Она могла бить в детстве и сейчас тоже может? Совершенно нормально класть трубку, уходить из гостей. Три, пять, шесть, семь, десять таких раз, и человек начнет думать. Он может обидеться, но зато точно не будет лезть в отношения.

Звучит дико, но если человек заигрывается, имеет смысл донести до него некоторую реальность. Каждое прерывание контакта дает сигнал, что это неправильное поведение. Если вы не делали ничего плохого, а родитель обиделся, вы не виноваты. Точно так же, если родители не делали ничего плохого, а ребенок обиделся, они не виноваты. Откровенно плохая вещь, когда вы бьете человека, оскорбляете его, воруете деньги, вещи, делаете пакости. Но если вы говорите, что вы не хотите разговаривать в таком тоне, это не плохое поведение, это нормально. Конечно, это вызовет бурю эмоций, но это не плохое поведение. Прерывание контакта после договоренности, предупреждения, напоминания — это нормальное поведение.

— Почему так сильно стараясь построить свою жизнь от противного и не быть похожим на своего отца или мать, вдруг в какой-то момент понимаешь, что ведешь себя точно так же?

— Ребенок — это не чистая доска, на которой можно написать все, что захочешь. Формирование личности ребенка — это сложное взаимодействие внутреннего (того, что заложено природой) и внешнего. К внешнему относится даже гормональный фон матери, когда ребенок был в утробе. Ребенок учится, снимает какие-то модели с окружающих людей или персонажей. Причем мы не знаем, сколько именно и с кого он снимет. Ребенок — это самообучающаяся машина. В ходе обучения у него выстраивается когнитивная схема — инструкция по взаимодействию с информацией. Туда входят четыре элемента: восприятие, оценка, эмоциональное реагирование и действие, которое возникает из этих эмоций. Допустим, девушка написала парню сообщение в мессенджере, а он не отвечает. Она фокусирует все внимание на его ответе. Если она увидит, что он прочитал и молчит, она может подумать: «Я тебе не нравлюсь, ты не хочешь отвечать». В этот момент она обидится, придет в отчаяние, разозлится. После этого она может ему позвонить и сказать, что он мерзавец.

Теперь вернемся к родителям. Ребенок вырос и сам стал родителем. Выросший ребенок приходит со своим ребенком с прогулки. Первое, что он замечает, это грязные коленки на комбинезоне, а не веселое настроение ребенка или ветку, которую он принес с улицы. Он обращает внимание именно на это, потому что в его опыте родители всегда акцентировали внимание на чистоте одежды. В этой когнитивной схеме у него сформирована оценка, что грязная одежда — это плохо.

Возможно, когда его воспитывали, стиральных машин не было или плохо стирали, и за грязную одежду ругали. Ребенок выучил, что это плохо. Раз это плохо, значит, реакцией на грязные коленки ребенка будет злость и раздражение. В результате он может накричать на ребенка.

Это хорошая новость, потому что можно проследить за собой: что вы воспринимаете, что вы при этом думаете и как оцениваете происходящее, что вы при этом чувствуете и делаете. Например, ребенок приходит из школы. Что у него спрашивают родители? Что было интересного в школе или какие оценки он получил? Если человек начинает это осмысливать, похожесть на родителя ослабевает.

— Периоды, когда мы усваиваем родительские оценки, продолжаются всю жизнь или только в детстве?

— Сензитивный период — время, когда человек наиболее восприимчив к чему-либо. Сложность в том, что мы никогда не знаем, когда наступит сензитивный период. Наверное, есть периоды, когда мамино внушение доходит до адресата, но это совпадение. Поэтому в детских садах детям стараются дать много: и лепка, и рисование, и движение, и музыка, и пение. Есть шанс, что зацепит сензитивный период.

— Письмо от мужчины: «Мама — больной человек по нервной части. Чуть что — слезы, крик или надуманные претензии. Живем в разных городах. Не позвонил вовремя — обида. Не приехал — обида. Такое впечатление, что она отказывается понимать, что у взрослого человека есть своя жизнь и разрываться надвое невозможно. Что делать?».

— Звоните маме сами и спрашивайте: что надеть, что поесть. Через две недели мама скажет: «Живи уже своей жизнью, что ты как маленький». Второй вариант связан с чувством вины. Наш читатель чувствует вину, что он неправильно себя ведет. На самом деле в этой истории не очень правильно ведет себя мама. Взрослый человек живет своей жизнью, и важно это понимать. Мама обижается, наш читатель чувствует себя виноватым. Нужно понимать, что вы не плохой и ничего плохого не сделали. Мама обиделась, но ничего страшного. Детям и родителям нужно понимать, что все уже выросли. Если один не понимает, второй ему об этом говорит. Это трудно, но напомню, что хорошие отношения родителей и детей — следствие огромной работы. Нужно вырасти и детям, и родителям. Когда оба выросли, становится легче. Если кто-то не вырос, ему надо помочь вырасти. Это не будет сопровождаться бурной радостью, но никто и не обещал, что будет легко.

Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь!

Не могу жить с его родителями.

Вопрос психологам

Спрашивает: Ирина

Категория вопроса: Семья

ТОП лучших советов психологов

Получено 6 советов – консультаций от психологов, на вопрос: Не могу жить с его родителями.

Ответов на сайте: 7609 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 14

Советую — выйти замуж.

За-муж. За него, за его семью, за его обычаи.

(могу даже с Вами согласиться с тем, что они живут «не правильно»)

В чужой монастырь.

Или еще вариант — приходите на прием — будем разбираться и помогать Вам.

Хороший ответ 8 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Ирина. Вы ведь так и не написали конкретно, что именно Вы хотите. Какого совета ждете? Вы и с мужем так договариваетесь – просто жалобы и претензии, а никаких конкретных вопросов и действий? Если Вас интересует вопрос как быть в этой ситуации – то здесь 2 варианта: либо смириться с текущим положением вещей и вязнуть вместе с мужем в вашей общей инфантильности, либо начать действовать самой – ремонт начать делать и т.п. Возможно, и муж подключится. Т.е. уже начать взрослеть – обоим. Такое ощущение, что Вы ждете, что родители дадут разрешение, а муж все начнет делать. Но Вы здесь единственное заинтересованное лицо в том, чтобы разъехаться с родителями, Вам и действовать. Вы, пока живете с родителями, до сих пор не приняли на себя роли мужа и жены. Поэтому до сих пор находитесь в детской позиции – обвиняющей и ожидающей, что кто-то что-то для вас будет делать. Соответственно, и настоящего брака как такового нет, и рушится нечему. А вот Ваши отношения разрушится могут, потому что до сих пор на старом уровне, а за 2 года должны были перейти на новый. Вы быстрее взрослеете (условия для Вас более сложные, Вы же в чужой семье), так попробуйте посмотреть на ситуацию с позиции взрослого человека, а не маленькой обиженной девочки.

С уважением, Лариса.

Хороший ответ 7 Плохой ответ 2

Ответов на сайте: 18963 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 6

Здравствуйте,Ирина.Вопрос может легко решиться при Вашем общем с мужем решении об отдельном проживании.Но муж не хочет,потому что,видимо,сильно зависит от родителей.Это проявление инфантильности.Станьте требовательней.Говорите ему,что у Вас ухудшается здоровье,копится злость на него и на его родителей.Что он своей нерешительночтью может все испортить.И что ребенка из за этого у Вас не будет.Вообще,странно.Если родители тоже испытывают неудобства,то почему они Вас не отселяют.Гните свою линию.Ссорьтесь с ним.Уезжайте на время к маме.Этим Вы будите ростить вашего мужа до взрослого.А будите терпеть-он не повзрослеет.Решительные действия заставят его подумать о Вас и принять мудрое решение.А вообще,как Вы догадываетесь,что он Вас любит,если не способствует облегчению вашей жизни.Любовь-это не только поцелуи,но и поступки ради своей любимой.Не копите много в себе.Не бойтесь своей агрессии и чаще разговаривайте с мужем о Ваших трудностях.Мудрости Вам!

Хороший ответ 8 Плохой ответ 2

У меня сложилось впечатление, что Вы очень энергичная женщина. Здесь, конечно много вариантов, но думаю не лишним будет осмотреться: чего же так сильно опасается Ваш муж? Может он сохраняет Вас, не переезжая . Постарайтесь услышать его.

Всего Вам доброго,

Хороший ответ 8 Плохой ответ 2

Вы, на мой взгляд, требуете слишком многого от родителей — чтобы они были такими, как удобно Вам. Но они никогда такими не будут, и имеют полное право жить, как хотят. А Вы почему-то им этого не разрешаете. Попробуйте разрешить им внутри себя быть другими, не такими, как Вы. При этом Вам тоже не надо под них «переделываться», оставайтесь собой. Просто признайте разницу в Ваших взглядах и жизненных позициях и ищите способ совместить их в совместном проживании. Делать это надо путём переговоров и договоров. И тогда Ваше неадекватное и бесполезное раздражение уйдёт. Оно есть, потому что Вы считаете, что родители всё время нарушают Ваши границы, мешают Вашему комфорту. Измените к этому отношению, признайте, что ничего они не нарушают, просто живут по своим правилам, и тогда раздражение уйдёт. Ну, а в перспективе, конечно, надо уходить жить отдельно, потому что это не Ваше гнездо, и пора уже вить своё собственное, где всё будет уже как Вы хотите. Всего наилучшего, Елена.

Текст книги «Социально-педагогические задачи»

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Автор книги: Минненур Галагузова

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Текущая страница: 5 (всего у книги 14 страниц)

Вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету

1. В чем, с точки зрения студента, заключается развивающая роль преподавателя при решении социально-педагогических задач? Как это соотносится с точкой зрения, высказанной в настоящем пособии?

2. В чем, с точки зрения студента, заключается диагностическая роль преподавателя при решении социально-педагогических задач? Как это соотносится с точкой зрения, высказанной в настоящем пособии?

3. На чем основано (чем обусловлено) качество решения задач?

4. Каково главное качество решения задачи как процесса?

5. Что должно оцениваться при рассмотрении качества решения задачи?

1. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Д.Н. Социальная педагогика: Практика глазами студентов и преподавателей: Пособие для студентов. – М., 2003.

2. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.

Сборник социально-педагогических задач

Приведенные ниже задачи предназначены для демонстрационного, аудиторного и самостоятельного решения студентами с целью усвоения и закрепления предложенного в настоящем пособии подхода. Кроме того, эти задачи направлены на развитие умений и навыков формирования и преобразования моделей проблемных ситуаций.

При подборе задачи они были классифицированы в соответствии с уровнем простоты изначально заложенных в них моделей проблемных ситуаций. Такая классификация и, соответственно, комплектация блоков задач обеспечивают следующие возможности.

1. Восхождение «от простого – к сложному» при формировании умений и навыков решения социально-педагогических задач в соответствии с подходом, предлагаемым в настоящем пособии.

2. Построение в процессе образовательных упражнений простых моделей проблемных ситуаций и преобразование изначально заложенных в задачах моделей проблемных ситуаций как в сторону упрощения, так и усложнения (например, при «присвоении» задачи в процессе ее эмоциональной постановки).

Авторы настоящего пособия сочли нужным сохранить для нескольких задач каждого уровня сложности моделей проблемных ситуаций вопросы и указания, сопровождающие эти задачи в источниках, из которых они взяты. Таким образом можно было подчеркнуть существующие традиции в решении социально-педагогических задач. В частности, мы надеялись, что это позволит студентам сопоставить «поиски решения» с решением на основании рассмотренного в настоящем пособии алгоритма. Очевидное преимущество системного подхода, по мнению авторов, будет обеспечивать дополнительную мотивацию в отношении его усвоения.

1. Задачи элементарных моделей проблемных ситуаций

Такие задачи, как правило, соответствуют откровенно девиантным ситуациям, в которых хорошо просматриваются элементарные, наиболее «грубые» модели. Поэтому они развивают у студентов навыки ситуационного обобщения и ситуационного модельного мышления. Специфика педагогических и социально-педагогических задач заключается в том, что их постановка в предлагаемой констатации фактов, как правило, отсутствует. Педагогу необходимо уметь самому строить модель проблемной ситуации, искать направление ее решения, ставить цели, составлять планы и программы их достижения. Такой поиск осуществляется всегда в форме вопросов, которые педагог задает себе.

Несколько приведенных в этом разделе задач снабжены «демонстрационными» вопросами, предложенными авторами источников, из которых они заимствованы. Ответы на них ни в коем случае не являются решениями. По-видимому, авторы предполагали с их помощью содействовать постановке задачи для предлагаемых проблемных ситуаций. Чаще всего такие вопросы соответствуют сразу пятому и последующим шагам алгоритма. Каким образом субъект решения может выходить на этот уровень – непонятно: по-видимому, предполагаются интуиция, озарение и т. п. «За кадром» остаются «присвоение задачи», построение модели, установление (выбор) законов. Без этого трудно, а то и невозможно осуществлять планирование виртуальных действий, предлагаемых составителями задач и задачников в виде упомянутых вопросов. Непонятны способы речемыслительной обработки виртуальных действий, представления достигаемого конечного результата и его эмоционального переживания. Таким образом, при решении задач этого уровня студентам необходимо полностью, четко и педантично следовать рассмотренному в настоящем пособии алгоритму, самостоятельно ставя перед собой вопросы, соответствующие его шагам. Главным при этом является умение обучающегося формулировать вопросы, содействующие постановке задачи, направленной на разрешение проблемной ситуации.

Задача 1

Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.

1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей?

2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?

1. Социальный педагог должен выявить причину злоупотребления алкоголем у юноши.

2. Провести работу с матерью и помочь ей пересмотреть свои отношения с сыном.

Задача 2

В школе организовалась группа, состоящая из мальчиков 14–16 лет (из параллельных классов). Время вне школы они проводят вместе. Самому младшему в этой группе – 14 лет. Еще недавно он хорошо учился и был «благополучным» ребенком. Теперь он поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем.

1. Кто является объектом для социального педагога в данной ситуации?

2. В каких видах помощи нуждается семья мальчика?

1. Социальный педагог должен определить причину алкоголизации подростка как в семье, так и в школе.

2. Дать рекомендации родителям подростка по коррекции его поведения.

Задача 3

В больницу привезли шестилетнего ребенка в состоянии алкогольного опьянения. Пьяный малыш бил стекла в здании местного техникума, пока его не задержали. В больнице протрезвевший ребенок рассказал, что водкой его много раз угощал мамин сожитель.

1. Что необходимо сделать социальному педагогу в данном случае?

2. С какими специалистами должен работать социальный педагог для разрешения проблемы?

1. Провести беседу с матерью и определить проблему аморального образа ее жизни.

2. В первую очередь необходимо привлечь медиков для лечения ребенка на начальной стадии алкоголизма.

Задача 4

Сыну 16 лет, он бросил школу, не работает. В квартире постоянно собираются шумные компании, где курят, сквернословят, пьют алкогольные напитки. В этой семье пять лет назад скончался пьяный отец, отравившись суррогатным спиртным напитком. Мать – «тихая алкоголичка», никому не мешает, но и сыном не занимается.


Задача 5

Группу подростков арестовали за то, что они избили случайного прохожего. Ребята сдали экзамен, купили две бутылки вина, распили и пошли гулять. Захотелось курить, попросили у проходившего мимо мужчины. Он в ответ что-то буркнул, им показалось, что мужчина им грубо ответил, тогда они догнали его и избили.

Задача 6

Мать, несильно пьющая, но «легкого поведения», своего сына сразу после рождения подкинула деду с бабушкой. Дед сильно пил, в свои десять лет мальчик украл у него водку и пил с приятелями. Дед с бабушкой развелись, но к этому времени мальчик уже мог выпить две бутылки водки за один раз. Бабушку он стал обижать, а сам семь раз лечился. Из школы ушел после 8 класса.

Задача 7

В семье, где муж – алкоголик, жена неоднократно пыталась поменять место жительства в надежде, что он бросит пить. Поняв, что это бесполезно, перестала обращать внимание на бесконечное пьянство. Стала жить и терпеть ради детей.

Задача 8

Полная семья, отец – священнослужитель. В состоянии алкогольного опьянения он совершил развратные действия со своей девятилетней дочерью, после чего скрылся в неизвестном направлении.

Задача 9

Мать-пьяница заставляла свою семилетнюю дочь попрошайничать на улице, а сама стояла в стороне и подсчитывала, сколько подавали ее ребенку. Если сбор был неудачным, она избивала дочь. Девочка, постоянно избитая и голодная, боялась матери.

Задача 10

Неполная семья. Мать постоянно устраивает дома пьянки, приводит в дом посторонних мужчин. Дети: старший – учащийся лицея, младший – дошкольник; они мешали матери при ее развлечениях. Дети ночевали, где приходилось, и часто были избитыми. Старший сын написал заявление с просьбой дать разрешение на проживание в общежитии.

Задача 11

Женщина, от которой сбежал отец ребенка, всю свою злость и ненависть к этому мужчине вымещала на собственной дочери. Мать била девочку предметами, которые попадались ей под руку, мыла ее ледяной водой или на ночь выгоняла раздетую на балкон. А когда мать стала заниматься проституцией и пить, девочка перестала ходить в школу; у нее не было ни книг, ни игрушек.

Задача 12

В семье, где трое детей, мать сильно пьет. Старший сын, отслужив в армии, по возвращении домой собирается ехать в город учиться. Мать препятствует этому и пропивает деньги, собранные им на учебу. В бешенстве сын избивает мать, а она, чтобы облегчить чувство боли, случайно выпивает яд, предназначенный для борьбы с насекомыми.

Задача 13

Ребенок растет в «трудной семье»: отца нет, мать иногда выпивает. Воспитанием мальчика занималась бабушка. В 1 класс ребенок пошел с желанием учиться. Но у учительницы сложилось предвзятое мнение о ребенке. Если в классе что-то случалось, виноват всегда был он. К третьему классу за ним закрепился ярлык «трудный ребенок».

Задача 14

После очередной пьянки мать обнаружила, что исчезли все четверо детей. Оказалось, что старшая дочь (20 лет) забрала пятилетнего брата и сестер восьми и девяти лет и скрылась в неизвестном направлении. До этого она предупреждала, что если мать не прекратит пить, все дети уйдут из дома.

Задача 15

Муж в семье много лет пьет. В присутствии детей он оскорбляет и бьет свою жену. Детей в семье четверо, возраст – от шестнадцати до двадцати четырех лет.

Задача 16

Неполная семья. Ребенку 6 лет. Мама и бабушка иногда выпивают. В дом приходят разные люди, часто нетрезвые. Ребенок все это видит. После таких веселий мама часто не выходит на работу.

Задача 17

В детский дом привезли девочку, возраст которой было трудно определить. Она не говорила, не ходила, была страшно истощена, не приучена к элементарной гигиене, не переваривала нормальную пищу. Ее родители, признанные вменяемыми, запирали девочку в кладовке, и она жила в коробке с опилками.

Задача 18

В семье муж пьет уже 15 лет. От разовых выпивок это перешло в постоянное пьянство. В семье начались проблемы: сначала материальные, а затем и личные, прекратились отношения с детьми. Муж отказывается прекратить пить. В случае развода невозможно разделить эту квартиру на две отдельные. Приходится жить всем вместе и терпеть пьянство мужа.

Задача 19

В семье отец пьет несколько лет – каждый день. В последнее время пьянство приобрело запойный характер. После очередного запоя у него произошел паралич, но и это его не остановило. Все происходит на глазах у дочери. Отец решил сохранить семью и стал посещать клуб анонимных алкоголиков.

Задача 20

Разведенная семья. Отец сильно пил. Дочке 11 лет. Матери не дают пособия на ребенка. Алименты от отца также не получают, поскольку отец скрывается от их уплаты.

Задача 21

Впервые глава семьи выпил водку в 16 лет. Никакого отвращения не было. Возможно, сказалась наследственная предрасположенность (отец и дед пили). Постепенно выпивки перешли в запои. Имели место даже попытки пробовать наркотические средства. Постоянно меняет места работы, в семье нездоровая обстановка.

Задача 22

Семья, в которой отец находится в местах лишения свободы, отбывает срок за ограбление ларька. Мать стала пить, пропадать из дома на двое – трое суток. Сын-подросток в поисках еды попрошайничал и жил на рынке, где ему подавали деньги и еду.

Задача 23

Неполная семья, мать пьет уже 9 лет. Двое детей-школьников. Во время очередной пьянки мать зарезала ножом собутыльника. Детей определили в разные детские дома.

Задача 24

Подросток – наркоман с трехлетним стажем – ехал с родителями на дачу. Во время остановки на бензоколонке он сделал себе инъекцию героина, передозировка которого привела к потере сознания. Родители повезли сына в ближайшую больницу, где врачи отказались принимать такого больного. Приняли подростка только в третьей по счету больнице. Сейчас он лечится от наркомании.

Задача 25

Молодому человеку 20 лет. Впервые попробовал наркотики в 14 лет. Иногда он курит, принимает наркотические вещества в виде таблеток, употребляет алкогольные напитки, но не прибегает к инъекциям наркотических средств. Бросить прием наркотиков совсем – не может, да и не пытается. Начал курить марихуану, чтобы избавиться от проблем.

Задача 26

Девочка-школьница стала увлекаться наркотиками. Родители, узнав об этом, сообщили в милицию. Девочку поставили на учет как наркоманку. Там ее обзывали и несколько раз ударили, после чего она уходила из дома на несколько дней, а иногда и на месяцы. Совершила кражу.

Задача 27

Неполная семья. Ребенок – школьник, наркоман. Мать борется с болезнью сына в одиночку. Узнает точки продажи наркотиков и сообщает о них в милицию. После этого милиция предлагает семье уехать в другой город в целях безопасности. Семья уезжает.

Задача 28

Женщина средних лет, имея сына 18 лет, знакомится с мужчиной, с ее точки зрения воплощающим ее мечты. Вначале все было прекрасно, но по истечении некоторого времени она стала замечать, что между мужем и сыном появилась напряженность, которая со временем всё усиливалась. Наступил критический момент, когда сын, а затем и муж, поставили ей ультиматум: или он, или я. Как быть женщине в этой непростой ситуации?

Задача 29

В стационар госпитализирован больной 70 лет с диагнозом «сахарный диабет». В результате проведенного лечения состояние больного улучшилось, однако больной отказывается выписываться домой, ссылаясь на невнимание и жестокое обращение к нему со стороны родственников.

Задача 30

К социальному работнику обратилась отчаявшаяся женщина, у которой единственный 17 сын стал наркоманом. Муж на этой почве начинает спиваться. Что ей делать?

Задача 31

К социальному работнику обратилась 18-летняя девушка, воспитанница детского дома с ребенком восьми месяцев. Она просила помочь ей устроиться на работу, так ей не на что содержать себя и ребенка, нет денег на оплату квартиры. По ее словам, если она не устроится на работу в течение месяца, будет вынуждена сдать ребенка в детдом. Чем может социальный работник помочь девушке?

Задача 32

Малоимущий человек попадает в больницу. Необходима срочная дорогостоящая операция, на которую у родственников нет средств. Они приходят в социальную службу с просьбой о помощи. Чем может помочь социальная служба в такой ситуации?

Задача 33

Пенсионерка получает пенсию 768 рублей. За квартиру ежемесячно приходится платить 450 рублей (с учетом льгот). Кроме того, нужны деньги на лекарства. На питание денег практически не остается. Как выжить в подобной ситуации?

Задача 34

К социальному работнику обратился пожилой человек. У него умерла жена и он остался вдвоем с сыном. Сыну 20 лет, и у него синдром Дауна. Он практически не может себя обслуживать, и отцу приходится все делать самому. До последнего времени отец самостоятельно справлялся с бытовыми проблемами и уходом за сыном-инвалидом, но сейчас это становится для него очень сложным. Сын с возрастом стал агрессивным, и его нельзя оставить дома одного. Он не контролирует свои действия, что может привести к непредвиденным последствиям. Что посоветовать человеку в такой ситуации?

Задача 35

На приеме у специалиста по социальной работе многодетная мать. Семья испытывает материальные затруднения. Старший сын заканчивает школу, и у него большое желание учиться в высшем учебном заведении. Но средств на обучение и содержание ребенка в областном городе нет. Поступление в вуз на бюджетной основе для ребенка предполагается практически невозможным. Что в этом случае можно посоветовать матери?

Задача 36

В комнате вашего ребенка беспорядок, пыль и грязь на полу. Вас это раздражает. Ваши действия в данной ситуации.

Задача 37

Матери-одиночке на работе задерживают заработную плату более 5 месяцев. Ребенок посещает детский сад. Плату за детский сад взимают строго ежемесячно. Без оплаты ребенок посещать детский сад не имеет права. Возможности отдать ребенка бабушкам и дедушкам – нет. Сменить работу, по мнению женщины, не представляется возможным. Как помочь женщине улучшить материальное положение семьи? Как восстановить её морально-психологическое состояние?

Задача 38

Многие взрослые люди полагают, что подлинный, искренний гнев родителей и учителей без оскорблений – одно из самых сильных средств для коррекции поведения ребенка. Согласны ли Вы с этим положением? Обоснуйте свою точку зрения.

Задача 39

Родители велели своей 16-летней дочери вернуться домой в 22.00. Она же появилась в 23.30, не предупредив о том, что задерживается. Что бы Вы предприняли на месте родителей?

Задача 40

Представьте себе, что Ваш 14-летний ребенок становится непослушным, неуправляемым, явно бунтует, в конфликтных ситуациях не реагирует ни на какие уговоры, не откликается ни на просьбы, ни на строгие приказания и продолжает упорствовать в своем неповиновении. Что бы Вы предприняли в данной ситуации?

Задача 41

Р. Киплинг сочинил сказку о Маугли, который грудным младенцем оказался в джунглях и был вскормлен и «воспитан» дикими зверями. Когда Маугли вырос, он наряду с повадками животных усвоил и человеческое сознание и мышление. Возможна ли такая история в реальной жизни?

Задача 42

Семья среднего достатка состоит из мамы с дочерью-старшеклассницей. Отпускных денег мамы хватает на отдых только одного из членов семьи. Каждый из членов семьи много работал в течение года. Дочка заканчивала 9 класс, занималась с репетиторами. Мама, воспитывая дочку одна, работала на трех работах, чтобы обеспечить материальный достаток в семье. Кому необходимо отдать деньги на отдых?

Задача 43

Вы – студент очного отделения вуза. Должны ли Вам материально помогать родители? В каком размере? Должен ли сам человек стремится зарабатывать себе на жизнь? Обоснуйте свою точку зрения.

Задача 44

Человек лишился семьи и имущества в результате стихийного бедствия. В какой помощи он нуждается? Кто должен ему помогать?

Задача 45

Ваша подруга время от времени позволяет себе зарабатывать деньги, занимаясь проституцией. Как Вы к этому относитесь?

Задача 46

Ваш друг начал употреблять наркотики. Его семья об этом не знает. Как Вы поступите в данной ситуации?

Задача 47

Родители-алкоголики лишены родительских прав. Ребенка передали на воспитание в детский дом. Однако при каждом удобном случае он убегает и находит своих родителей-алкоголиков. Как Вы считаете, всегда ли нужно лишать родителей-алкоголиков родительских прав?

Задача 48

Вы с помощью своих знакомых и друзей собрали для детского дома вещи и игрушки. Является ли это дело благотворительной акцией? Что такое благотворительность? Кто должен ей заниматься?

Задача 49

Старшеклассники хотят провести в школе дискотеку. Обращаются с просьбой о разрешении к учительнице. Она отвечает, что это возможно, если кто-нибудь из родителей будет дежурить на вечере. Каковы возможные дальнейшие действия ребят?

Задача 50

В последнее время появилось много мошенников, которые под видом страховых агентов входят в доверие к пенсионерам и забирают у них деньги и ценные вещи. Каким образом можно избежать подобного мошенничества? Что могут сделать в этой ситуации социальные работники?

Задача 51

Одаренный мальчик 12 лет, скрипач. Обучался в специализированной музыкальной гимназии при консерватории. Полгода назад получил травму кистей рук, частично восстановил подвижность кистевых суставов, прошел медицинскую реабилитацию, однако полноценное выздоровление, по мнению врачей, невозможно. Перспектива карьеры музыканта-скрипача отсутствует. Родители обратились к социальному педагогу с просьбой составить программу ресоциализации подростка.

Задача 52

Мальчик 15 лет, воспитывается одинокой мамой. Семья проживает в небольшом рабочем поселке. В последние полгода мальчик стал заметно хуже учиться, пропускать уроки, дерзить близким, не ночевать дома. Классный руководитель и мама обратились за консультацией к социальному педагогу.

Задача 53

Девочка 14 лет, отличница, спортсменка, после гибели родителей в автокатастрофе стала посещать вместе с любимой бабушкой собрания секты. В настоящее время психические и поведенческие реакции девочки не изменились, однако старшая сестра-опекун, проявляя обеспокоенность, обратилась за консультацией к социальному педагогу.

Задача 54

Беспризорная девочка 12 лет была обнаружена в результате рейда в подземном коллекторе тепловых сетей. Девочку доставили в детский приемник-распределитель для несовершеннолетних. Каковы дальнейшие действия социального педагога по социальной поддержке и реабилитации данного ребенка?

Задача 55

Девочка 10 лет имеет слабое здоровье и часто находится на стационарном лечении. В 6 лет она поступила в школу с углубленным изучением английского языка, однако успешно закончить начальную ступень образования не смогла. Учитель предлагает оставить девочку на второй год в 4 классе. Родители не согласны с таким решением и обратились за консультацией к социальному педагогу.

Задача 56

В неблагополучной семье (мать и отец – алкоголики) двое детей. Старший сын, 17 лет, недавно освободился из колонии для несовершеннолетних. Младший сын, 14 лет, хорошо учится, занимается спортом, принимает активное участие в жизни школы и класса. Мальчик стыдится своих родителей, последние несколько месяцев стал реже бывать дома, зачастую не ночует. Бабушка, которая проживает вместе с данной семьей и переживает за судьбу мальчика, вместе с классным руководителем обратилась за помощью к социальному педагогу.

Задача 57

Мальчик 10 лет, воспитанник детского дома. На летние каникулы хочет поехать к матери, недавно вернувшейся из мест лишения свободы. Мать родительских прав не лишена, ребенка воспитывать хочет, но не устроилась на работу. Директор детского дома не разрешает мальчику поехать к матери, так как не верит, что та социально адаптировалась в новых условиях и может принять ребенка. Мать решила проконсультироваться с социальным педагогом.

Задача 58

Юноша 16 лет, бывший наркозависимый, освободился из колонии для несовершеннолетних. Имеет неполное среднее образование, некоторые профессиональные навыки разнорабочего. Испытывает затруднения с ресоциализацией и профессиональным самоопределением. Родители юноши обращаются за помощью к социальному педагогу.

Задача 59

Девушке 15 лет, учится в средней школе в 9 классе. В начале учебного года выясняется, что она беременна. Имя отца ребенка молодая мать скрывает. Родители девушки настаивают на аборте, но она против этого. Родители обратились за консультацией к социальному педагогу.

Задача 60

Мальчику 14 лет, хорошо учится, быстро усваивает материал. Год назад родители за хорошую учебу купили ему компьютер. В настоящее время подросток все досуговое время проводит за компьютером. Стал хуже есть, наблюдаются нарушения сна, нервозность, агрессивность. Классный руководитель посоветовал родителям обратиться к социальному педагогу по вопросам организации досуга.

Задача 61

Девочке 8 лет. Семья 5 лет прожила в Казахстане, где девочка пошла в начальную школу и окончила два класса.

В настоящее время семья переехала в Россию и испытывает сложности с определением ребенка в школу. Девочку не берут в 3 класс гимназии по месту жительства, объясняя это разницей в образовательных стандартах. В то же время вступительное тестирование пройдено девочкой на отлично. Родители обратились за помощью к социальному педагогу.

Задача 62

Девушке 15 лет, юноше 16 лет. Молодые люди влюблены, по стечению обстоятельств скоро станут родителями. Пара хотела бы узаконить свои отношения, однако родители с обеих сторон категорически против, считая подобный брак преждевременным и настаивают на аборте. Молодые люди не согласны, однако они еще учатся в школе и им негде жить. Будущие молодые родители обратились за помощью к социальному педагогу.

Задача 63

В неполной семье семеро детей. Мать беременна и ожидает появления двойни. Отец будущих малышей неизвестен. Основная нагрузка по уходу за детьми лежит на плечах 15-летней старшей дочери. Девушка категорически против рождения еще двух детей и угрожает матери уходом из дома. Мать обращается за консультацией к социальному педагогу.

Задача 64

Юноше 17 лет, оканчивает школу. Он был женат, но жена погибла и осталась 6-месячная дочь. Родителей у него нет, в воспитании девочки помогает бабушка. Юноша обращается к социальному педагогу за разъяснением его прав в получении социальной помощи от государства и возможностей профессионального становления.

Задача 65

Девушка 15 лет вместе с мамой обращается за помощью к социальному педагогу после изнасилования. Медики установили, что девушка беременна, и мать настаивает на аборте. Девушка смущена и пока не может принять окончательного решения.

Задача 66

В семье из двух пенсионеров один умирает. Родственников у них нет. Второй супруг не знает, куда обратиться за оказанием помощи в похоронах; полагается ли денежное пособие на похороны и кто выплачивает это пособие; существует ли специальная служба, осуществляющая все церемонии похорон в такой ситуации.

Задача 67

В семье из двух человек умирает один из супругов. Выяснить, может ли семья в законодательном порядке рассчитывать на помощь в организации похорон и может ли семья рассчитывать на денежную компенсацию затрат на похороны.

Задача 68

В автокатастрофе погибли родители. Осиротели дети 5 и 7 лет. Неизвестно, кто в этом случае должен взять на себя заботу об организации и оплате похорон в законодательном порядке. Необходимо уточнить, какие организации в этом случае должны принять участие в судьбе детей. Родственники и знакомые теряются в догадках, споря о том, кто имеет право на опекунство детей; сохраняется ли за детьми право на жилплощадь, если: а) дети после смерти родителей определены в детский дом; б) дети после смерти родителей взяты под опеку и проживают на жилплощади опекуна.

Задача 69

Сгорел дом, семья осталась без жилья, временно проживает у родственников. Никто не знает, имеет ли право семья на оказание срочной помощи в строительстве нового дома; какие организации социальной сферы оказывают помощь в получении кредита на строительство; имеет ли семья первоочередное право на получение жилья в муниципальном жилищном фонде.

Задача 70

По вине одного из квартиросъемщиков сгорело имущество в трех квартирах. Могут ли семьи в равной степени рассчитывать на оказание материальной и социальной помощи и какие учреждения социальной защиты принимают участие в оказании помощи потерпевшим, в какой форме может быть оказана помощь погорельцам? Существует ли законодательно предусмотренная гарантия на право получения социальной поддержки в данной ситуации?

Задача 71

В службу занятости обратился клиент, потерявший работу в связи с сокращением рабочих мест на одном из конверсируемых предприятий, с просьбой о консультации по следующим вопросам:

A. В течение какого времени он может рассчитывать на пособие по безработице?

Б. Сохраняется ли за ним очередь на право получения квартиры в доме, который строит его предприятие?

B. Имеет ли клиент какие-либо льготы на получение социальной помощи?

Задача 72

Клиент, мужчина 55 лет, инженер, потерял работу, зарегистрировался как безработный, в течение трех месяцев получал пособие по безработице. За указанное время он не нашел работы по специальности, к тому же состояние его здоровья не позволяет ему заниматься физическим трудом. Необходимо выяснить, имеет ли он право на получение каких-либо денежных пособий в последующее время; имеет ли он право оформить пенсию; имеет ли он право на занятие свободной вакансии, если таковая есть на предприятиях города, в первую очередь по сравнению с более молодыми конкурентами.

Задача 73

За консультацией и помощью обратился мужчина 35 лет. В настоящее время он имеет статус безработного, получает пособие по безработице. У него семья – жена и ребенок. Он надеялся получить возможность участвовать за определенную плату в общественно полезных работах в городе. Но количество рабочих мест невелико, и ему отказали в найме. Необходимо установить: имеет ли он первоочередное право на такую работу, пока не найдет постоянную?

Задача 74

Пока женщина находилась в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком предприятие ликвидировали. С момента ухода женщины в отпуск по беременности прошло 2 года. Ее интересует: имеет ли она право на пособие по безработице; имеет ли она право на бесплатное обучение профессии в центре переподготовки; гарантировано ли ей получение рабочего места после окончания курсов переподготовки.

Задача 75

Членов коллектива небольшой фабрики предупредили, что через два месяца часть рабочих будет уволена в связи с закрытием старого производства, так как на месте старых цехов будет размещено новое оборудование, которое потребует рабочих совершенно новой квалификации, к тому же рабочих мест станет значительно меньше. Работников интересует: имеют ли они право на переподготовку с целью получения новой специальности; должно ли предприятие за свой счет организовать такое обучение; кто имеет первоочередное право на рабочие места на новом производстве – люди «со стороны» или бывшие рабочие данного предприятия?

Задача 76

Молодой человек, 18 лет, после окончания школы не работал, так как не может получить работу, не имеет специальности. Обратился в службу занятости за помощью.

Задача 77

Пятнадцатилетнему Алексею срочно необходима пересадка костного мозга. Такую операцию делают только в дальнем зарубежье. Значит, нужны деньги в рублях и в валюте.

Задача 78

Николай, студент, инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата, ежедневно тратит 4 часа на дорогу до университета и обратно, добираясь общественным транспортом. Обратился в Центр социального обслуживания населения за помощью.

Задача 79

Восемнадцатилетний Андрей – инвалид 2 группы по зрению – обращается в службу занятости за информацией о возможности трудоустройства и/или получения среднего специального, высшего профессионального образования.

Задача 80

Клиент – женщина, коренная россиянка. Волей судьбы оказалась в Приднестровье: вышла замуж. Брак распался 7 лет назад, она оказалась одна с двумя сыновьями в чужом городе. Мечтает вернуться на Родину, пробовала разные варианты – результат отрицательный. Просит помочь всем троим вернуться в Россию.

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт