Она никогда не навязывала мне сои предпочтения, куда поступить и на какую профессию, я решила сама


Стоит ли ребенку навязывать профессию родителей?

Когда семья обзаводится детьми, возникает множество вопросов об их будущем, но сталкиваются с ними родители несколько погодя, когда детки вырастают, начинают сами соображать, тянутся к самостоятельности. Одним из таких вопросов является выбор будущей профессии чада.

Конечно же, все легко и просто тогда, когда ваш малыш собирает листики с деревьев для будущей «кассы» своего детского воображаемого магазинчика. Там он может примерить на себя множество ролей. Но всё гораздо сложнее тогда, когда подросток оканчивает школу и выбор профессии для него становится уже не игрой, а серьезным испытанием. Возможно, он уже определился со своим будущим и все для себя решил, вот и «несется на всех парах» в выбранный вуз. Вот тут-то во многих семьях и начитаются разногласия между родителями и их детьми.

Безусловно, хорошо, когда родители полностью доверяют и поддерживают выбор своего ребенка стать, например, пожарником. А почему бы и нет? Тут они мало того, что поддержат, но и, как говорится, чем смогут — помогут. Ну, а если ваш уже давно повзрослевший «малыш» надумал быть как раз тем самым пожарником, а вы пытаетесь его направить по своим стопам, к примеру, массажиста, вот тут нужно подумать, стоит ли оно того…

Не удивительно, что все (а если не все, то очень многие) подростки — мятежники. Такие вот бунтари, сражающиеся за справедливость. Поэтому первое, что сделает ваш повстанец, услышав ваше мнение по поводу его выбора, это попробует восстановить ту самую справедливость. Расставить точки над і. И услышите вы что-то наподобие: «Как так? Вы же сами выбирали себе профессию и строили свою жизнь как хотели. Почему же я не могу сделать это тоже сам?» Поговорите с ребенком, выслушайте его позицию
Фото: Depositphotos

Если же вы тоже настроены категорически, постарайтесь прислушаться к своему тинейджеру и понять, почему он остановился именно на таком выборе, что именно его на это подтолкнуло. Возможно, просто «лежит душа», что чаще, или он лучше всего разбирается именно в этой сфере. Ну разве ради интересов своего ребенка не захочется отступить?

Поверьте, если подросток уже настроен подобным образом, то переубедить его в чем-то будет крайне сложно. Он не станет прислушиваться к пустословным доводам, вроде «мы желаем тебе только добра» или «ты отучишься, но работы не найдешь и всю жизнь будешь мести улицы с дипломом в кармане». В таком случае лучше расскажите о своей профессии все тонкости и нюансы, и причем придется рассказать всю правду, со всеми достоинствами и недостатками, а не разрисовывать все в розовые краски. На этом ваша миссия и должна закончиться.

Сами подумайте, выбор профессии — это вся последующая жизнь человека. Здесь и круг общения, и опыт, и быт. Это первый шаг во взрослую жизнь, который каждый должен делать самостоятельно, только лишь прислушиваясь к вашим советам. Важно, чтобы работа была любимой!
Фото: Depositphotos

Если вы сделаете выбор за него, это может повлиять не только на его будущее, но и на характер и целеустремленность. И если ваш выбор совсем не будет восприниматься вашим отпрыском, это может наложить большой отпечаток на его существование, вплоть до депрессий и вечной неудовлетворенности своим статусом в обществе, в чем будете обвинены вы.

Ведь важнее все-таки, чтобы работа была, прежде всего, любимой, а если она будет таковой, то там будет все: и успех, и заработок, и желание чего-то добиваться.

Четыре истории студентов, которые разочаровались в профессии, но нашли выход

Что делать, если выбрал не тот вуз и не ту специальность?

Среди моих знакомых много тех, кто учится «ради корочки», много тех, кто по каким-то причинам отчислился, кто-то потом захотел вернуться, а кто-то нет, у каждого свои причины. Можно дискутировать на эту тему, искать пробелы в системе образования, критиковать вузы, преподавателей, обстоятельства. но лучше всего, как мне кажется, разбираться на примере реальных историй.

Александра, Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия, экономический факультет, специальность «Производственный менеджмент».

Восстановилась после отчисления в тот же вуз и на ту же специальность, с которой была отчислена:

«В 2014 году после школы я поступила на экономический факультет, и, проучившись первый курс, разочаровалась в университете, учебной программе и группе. Мне не нравилось, что некоторые преподаватели ставили зачёты и хорошие оценки только после того, как им преподнесут подачку в виде букета и коробки конфет (приходилось всей группой скидываться на это). Ещё было несправедливым, что девочкам, которые откровенно плохо отвечали на экзаменах, ставили хорошие оценки только за то, что они активистки, участвуют во всех мероприятиях и много времени проводят в профкоме.

После того как я забрала документы, я пошла работать в торговлю, а именно в зоомагазин. Раньше я жила в деревне, у нас там были кошки, собаки, куры, гуси и даже коза. Я привыкла с детства проводить время с животными, очень люблю их. Это меня и подтолкнуло к профессии, я прошла курсы при ветеринарной клинике и после этого приступила к работе.


Мне нравится общаться с людьми, помогать им подбирать правильные товары для своих питомцев, я и своих знакомых консультирую на этот счёт. Теперь я знаю всё о кормах, каким животным, с какими их особенностями здоровья что подойдёт, знаю какие корма дорогостоящие пустышки, а какие действительно лечебные. Так я работаю уже четыре года. Правда получаю мало, работаю с утра до вечера 2/2 и получаю всего 15 000 в месяц. И это при том, что я уже не новичок.

Поэтому в 2020 году я вернулась на учебу на заочное отделение. Сейчас я учусь сейчас там же, куда и поступала первый раз. Точнее пытаюсь учиться. Это не из-за того, что мне интересна экономика и менеджмент, а потому что нужно получить высшее образование, просто нужно. Я понимаю, что с такой зарплатой я не смогу себя обеспечивать, семья у меня не очень богатая и мне стыдно, что в 22 я до сих пор принимаю их финансовую помощь. Я думала о том, чтобы пойти учиться на ветеринара, но сейчас обучение только очное, а с очным я не смогу уже работать. Надеюсь, что после того как я получу диплом, мне уже легче будет найти более высокооплачиваемую работу».

«Честно говоря, сказать, что я разочаровалась, будет не совсем верно, потому что для того чтобы разочароваться надо сначала очароваться. Я сейчас понимаю, что моё желание поступать на журналистику и видение себя в этой профессии было не больше, чем самообманом. Я очень хотела и сейчас хочу быть врачом, считаю эту профессию самой гуманной и самой полезной из всех. Но понимаю, что по мозгам я не дотягиваю, с предметами, нужными для поступления в медицинский вуз у меня всё очень плохо. Физика, химия и математика – сплошные тройки (в ЕГЭ по математике базового уровня еле-еле перешла порог), не понимала никогда их. С гуманитарными предметами намного проще, я даже часто побеждала в школьных олимпиадах. В общем, осознавая свои возможности, я поступила на, как по мне, самую лёгкую специальность, по которой можно получить высшее образование (не считая физкультуры, ибо спортсменка из меня тоже никакая) – на журналистику.

Я просто хотела получить диплом, и набрав достаточно много баллов в творческом конкурсе, я воодушевилась этим и решила, что это моё. Но всё-таки отсутствие интереса к профессии дало о себе знать уже на первом курсе. К примеру, я никогда не интересовалась политикой, не посмотрела ни одного выпуска новостей, не знала, кто такой Алексей Навальный, Сергей Лавров, думала, что Валентина Матвиенко – это какая-то актриса. Также я никогда не интересовалась и журналистикой, такие знаменитые имена, как Анна Политковская, Влад Листьев, Ларри Кинг услышала впервые на первом курсе. Теорию я не особо учу и вообще «ботанить» не привыкла, литература в школе и литература в университете для меня как небо и земля, и я быстро поняла, что такие объёмы, как на филфаке, я не осилю. Ну нет у меня желания часами просиживать за книгами и читать минимум по две больших книги в неделю.

Конечно, очень много зависит от вуза, ознакомившись с учебными программами других университетов я понимаю, что журфак и отделение журналистики на филфаке – это совсем разные вещи. У нас слишком много филфаковского, а журналистских предметов мало. На мой взгляд, так быть не должно.

Сейчас я перешла на четвёртый курс, конечно, за все время учебы я много раз думала о том, чтобы уйти, но было жалко денег и времени. Я также думала перейти на заочку, но понимала, что так дольше ждать диплом и вообще на заочке ещё сложнее, ведь надо будет самостоятельно разбирать кучу материала в свободное от работы время. Практика, конечно, была, но и на ней я профессию журналиста не полюбила: не лежит у меня душа к тому, чтобы статейки написывать, а для радио и телевидения у меня голос не тот. Чем я буду заниматься после того как диплом получу? Честно, не знаю. Возможно, пойду работать туда, где вообще не нужно высшее образование».

«Сразу обозначу, что я принципиально не собираюсь платить за образование, поэтому лучше буду учиться там, где по баллам прохожу на бюджет, чем на более привлекательной для меня специальности платно. Сразу после 11 класса я, не определившись толком с профессией, поступил на исторический факультет, потому что проходил туда по баллам. История мне была интересна всегда, но учителем в школе или архивариусом я быть не хотел никогда. А в вологодском университете историк – это только педагогическая специальность. Вот как раз с педагогикой у меня и не сложилось, я по ней три раза сдавал зачёт, третий раз с комиссией не сдал. Я проучился на истфаке два года, так и не дойдя до практики учителем.

Заново потом учиться и сдавать снова эту злосчастную педагогику мне не хотелось. Мои результаты ЕГЭ на тот момент ещё не устарели, и я подал документы везде, где только мог, кроме истфака. На этот раз бюджетных мест было меньше, поступить было сложнее. Из того немногого, куда я проходил на бюджет, я выбрал гостиничный сервиз и туризм. Первый курс закончил этим летом, пока не жалею, учиться нравится, но не знаю, пойду ли я по этой специальности работать и дойду ли до диплома. Уже не строю никаких планов, живу настоящим».

«В школе я всегда была отличницей, но при этом никогда не знала, что же мне интересно. Я почти наугад выбрала ЕГЭ для сдачи: помимо русского и математики решила сдать географию, биологию и обществознание. Из родного города уезжать не хотелось, я подала документы только в один вуз и на один факультет, куда требовались мои ЕГЭ. Училась, как и всегда, хорошо, но без интереса, без души. В группе друзей у меня не появилось, отношения со всеми были просто хорошие.

Сдав сессию летом 2020-го, я поняла, что мне надоело. Просто надоело это всё. Хожу каждый день, не знаю зачем еду к восьми утра на первую пару, жду конца учебного дня, пытаюсь побыстрее скоротать перемены.

Я понимаю, что дело не в специальности, не в вузе, не в коллективе, а во мне. Я долго думала куда податься, мама отнеслась с пониманием, считает, что лучше уйти пока не поздно, чем учиться только ради корочки. После летнего отдыха я искала хоть какую-нибудь более или менее интересную работу, решила пойти на двухнедельные курсы флориста, там мне понравилось, научили оформлять букеты и подарки, составлять композиции, общаться с покупателями.

И вот уже третий год я работаю в небольшом цветочном магазине на окраине города и могу сказать, что мне очень нравится, я с удовольствием делаю свою работу, в свободное время, пока нет покупателей, читаю книги, смотрю фильмы, работаю 2/2 с 10 утра до 9 вечера, недалеко от дома. Пока ничего менять не хочу, зарплата небольшая, но мне на жизнь хватает».

Предпочтительность (Предпочтение)

Лучшее — враг хорошего.

Мир населен людьми, которые, по привычке сравнивая себя

с окружающими, всегда отдают предпочтение себе

и поступают соответственным образом.


Испытания никогда не приходят к нам в той форме, в которой мы предпочитаем.

На грани (The edge)

Любовь – это безусловное предпочтение одного человека всем остальным.
Философские афоризмы

Предпочтительность (Предпочтение) как качество личности – способность ума и разума признавать преимущества перед кем-либо, чем-либо другим; делать выбор в пользу того, кого ум или разум признал лучшим в сравнении с кем-либо, чем-либо другим.

Из числа женихов своей дочери Фемистокл отдал предпочтение хорошему человеку перед богатым, сказав: «Лучше человек без денег, чем деньги без человека».

Решил мужчина создать семью и покончить с холостяцкой жизнью. И было у него три возлюбленных, и долго думал он кого из них взять в жены. И решил он проверить их и дал каждой 5000 долларов.

Первая решила сделать все, чтобы выглядеть сногсшибательно: накупила дорогой и стильной одежды, посетила элитный салон красоты, приобрела самую лучшую косметику: — Я люблю тебя и хочу, чтобы ты всегда гордился своей красивой женой – сказала она ему.

Вторая потратила все деньги на возлюбленного: купила ему дорогой костюм, рубашку и галстук, заказала нужный инструмент для его автомобиля. — Ты – все, что есть у меня, я живу только тобой и потому истратила все деньги на тебя! – услышал мужчина от нее.

Третья пустила полученные деньги в оборот, удвоила их и отдала мужчине. — Я готова ради тебя на все. Я поступила так, чтобы ты знал, что я самостоятельна, умна и экономна! И задумался мужчина. Нелегок был его выбор. В итоге он отдал предпочтение той девушке, у которой грудь была больше!

Предпочтение – способность разума распознать преимущества одного объекта над другим. Реальные, психологические предпочтения тряпкой не сотрёшь. Их определяет сознание. Они идут из прошлых жизней. Один предпочитает быть воином, второй – врачом, а третий – кузнецом. Даже новорожденный младенец уже имеет предпочтения. Ему уже что-то нравится, что-то не нравится, он уже улыбается или плачет, уже имеет предпочтения.

Если мы уважаем предпочтения другого человека – значит, мы уважаем его ум. Личные предпочтения у всех индивидуальны. Предпочтение показывает, что нам ближе, понятнее и роднее. Всё познаётся в сравнении. Предпочтение основано на сравнении. Ум скажет, что ему нравится больше, чем всё остальное. Разум подскажет, что полезнее, эффективнее, безопаснее, выгоднее.

Когда предпочтения и личные желания соблюдены, человек радостен и доволен. Это правильно. Глупо отдавать предпочтение тому, что не нравится, что вредно и неэффективно. Мы не может долго заниматься самообманом и заставлять себя верить, что мне нравится то, что на самом деле не нравится. Энергия души будет нас неизбежно подталкивать отдавать предпочтение тому, кто нравится.

Предпочтения не терпят насилия. Невозможно по своему усмотрению менять предпочтения другого человека. Нравится другому что-то, вы не в силах это изменить. Кому-то не нравится манная каша, и вы хоть что ему говорите, всё бес толку. Его от неё тошнит. Поэтому навязанное предпочтение нежизнеспособно.

Даже на смертном одре предпочтение остаётся в сознании человека. Великий философ Чжуан-цзы лежал на смертном одре, и ученики собирались устроить ему пышные похороны. Чжуан-цзы сказал: — Небо и Земля будут мне внутренним и внешним гробом, солнце и луна — парой нефритовых дисков, звёзды — жемчужинами, а вся тьма вещей — посмертными подношениями. Разве чего-то не хватает для моих похорон? Что можно к этому добавить? — Но мы боимся, — ответили ученики, — что вас, учитель, склюют вороны и коршуны. Чжуан-цзы сказал: — На земле я достанусь воронам и коршунам, под землёй пойду на корм муравьям. За что же муравьям такое предпочтение?

На духовное предпочтение не влияет ни семья, ни нация, ни страна. У души нет национальности, а именно она определяет предпочтения. Философ Вячеслав Рузов говорит: «Ни семья, ни нация, ни страна не определяет духовное предпочтение. То есть, состояние души определяется именно предпочтениями души. Невозможно ни по нации, ни по стране, ни по семье определить духовное предназначение. Это называется, в общем-то, свободой вероисповедания, т.е. абсолютно спокойно может быть другое мировоззрение в одной и той же традиции, в одной и той же семье, в одной и той же нации, в одной и той же конфессии.

Могут быть разные мировосприятия. Поэтому, это именно свобода. Любовь – она не может быть по традиции. По традиции любовь не может быть. Еще призвание может быть по традиции, а вот любовь точно никак не может быть. Т.е. любовь – это всегда свободный выбор, всегда. Поэтому, нет никаких предварительных предпосылок, чтобы как-то ввести в рамки любовь человека. Ввести в какие-то рамки. Поэтому, в общем-то, на этом уровне и начинаются проблемы, потому что мы пытаемся обусловить духовную жизнь, обусловить любовь какими-то историческими фактами. Ну, тут начинаются проблемы. Нет, душа человека полностью свободна в своем выборе, и нельзя ее заставить, бесполезно. Можно, конечно, внешне заставить, в принципе, проблем нет, но это не изменит ситуацию.

Если, действительно у человека есть духовная жизнь, то он не сможет ее поменять. Если любовь есть, то ты ее не вышибешь из сердца. Он может вести себя так, чтобы на него не ругались, это да. Факт, почему нет, но это не уйдет из сердца, поэтому это не решит проблемы. Нужно быть аккуратным, поэтому мы должны понимать, что ни у кого нет никаких причин принимать нашу точку зрения. Они могут иметь свою точку зрения, это свобода. Когда мы принимаем чужую свободу, то другие принимают нашу свободу. Если мы не принимаем чужую свободу, то наша свобода тоже не принимается, так начинаются войны – внутрисемейные, межгосударственные, какие угодно, межрелигиозные. Нужно уметь принимать чужую свободу воли.


Анекдоты в тему.

В мединституте идет лекция. Профессор говорит: — Прежде чем назвать вам тему сегодняшней лекции, я вам расскажу случай из собственной жизни. Когда я был студентом, мне нравилась одна девушка. Нравилась она и еще одному студенту. Девушка отдала предпочтение тому студенту. Я остался с носом, а тот молодой человек — без носа. Теперь я вам объявлю тему сегодняшней лекции: «Сифилис и его последствия».

— Дорогая, а что ты сделаешь, если я сегодня ночевать не приду? — Напишу на твоём надгробии: «У него было светлое будущее, но он предпочёл светлую память!»

«Не делайте выбор за меня…». Почему родители решают за взрослеющих детей

Сложный период подготовки к экзаменам, выбора предметов для сдачи единого государственного, в конце концов, профессии, наверное, невозможен без поддержки и советов родителей. Но, как показывают истории из жизни, иногда взрослые перегибают палку – делают выбор за детей, пытаются угадать факультет и профессию, где ребенку будет наиболее комфортнее, выгоднее, перспективнее учиться. Желание «подстелить соломку» понятно, особенно в случае, когда ребенок сам мешкает: ни экономика ему не претит, и медицина по душе, но определенно «горящий взор» не вызывает ни одна профессия?

«Не знаю, чего хочу»

«Они никогда меня не слушают, делают все за меня. В школе договаривались насчет оценок, чтобы мне ставили «пятерки», а мне этого не было нужно. Они всегда хотели, чтобы я училась на «отлично», неважно каким путем, неважно, что я хочу. После сдачи ЕГЭ хотела за год подготовиться и поступить на желаемый факультет, но они заставили поступить на другой», – жалуется блогер под ником «Шла_босиком_не_жалея ног». Ситуация, хоть и не хрестоматийная, но довольно классическая.

Кандидат педагогических наук, доцент Педагогического института СВФУ Светлана Панина считает, что мнение родителей играет большую роль при выборе профессии. Она поделилась итогами исследования профориентационных предпочтений школьников: оказалось, дети выбирают свою будущую профессию, ссылаясь на помощь родителей и родственников (36% опрошенных), на мнения в интернете (32%). Около трети детей – 27% полагаются на опыт друзей и знакомых. «У школьников отсутствует полноценная психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения. У каждого молодого человека должен быть навык выстраивания стратегии своего профессионального развития и самоопределения», – поделилась мнением эксперт.

Похожее исследование о профессиональном самоопределении провели молодые ученые национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в 2014 году. Они опросили 170 московских школьников и студентов, в частности, задали вопросы о том, кто помогал им определиться с выбором профессии. Самостоятельный выбор сделали 49% человек, остальным помогли мать (32%), отец (28%). Немаловажным оказалось и влияние бабушек и дедушек, сестер и братьев (по 4%).

За свободу во всем

На помощь старшеклассникам приходят сайты, посвященные выбору профессии и профессиональной ориентации – можно пройти тесты, подсказывающие способности и склонности будущего выпускника, ознакомиться с итогами исследований и социологических опросов. Так, портал «Мое образование» в 2015 году опубликовал рейтинг профессий, которые будут востребованы в России в 2020 году по версии консультационного агентства PennyLane. В тройку наиболее перспективных вошли специалисты в области инноваций, IT-специалисты и эксперты, изучающие мозг человека. Современному школьнику есть из чего выбирать, но, к сожалению, это обилие возможностей может вконец запутать.

Катерина Спиридонова, мама девятиклассника, считает, что ребенку нужно доверять и дать свободу выбора во всем. «Мы, хоть и не застали советские времена, воспитывались довольно строго. Родители внушали, что хорошая специальность всегда обеспечит хлеб с маслом, так и вышло. Но своим детям ничего навязывать не буду. Если у них будут творческие наклонности, пусть поют и танцуют – рано или поздно они найдут свой жизненный путь, попробуют себя во всем. Так же будет, надеюсь, и с выбором спутников жизни – это будет их осознанный выбор, у меня нет права критиковать», – считает родитель.

Если ребенка, который пока не определился с желаниями и не спешит сделать серьезный выбор, родитель может направить, дав верный совет или отговорив от чего-то, то профессию, для которой необходимо призвание, навязать сложно. В Малой медицинской академии Медицинского института СВФУ обучаются будущие врачи: их готовят по биологии, химии, специальным предметам по усиленной программе. «В академию мы принимаем всех желающих, но основное условие – знание химии на должном уровне, чтобы вся группа выпускников могла работать в командном темпе. В процессе обучения, особенно среди 9-10 классов становится ясно, кто слабее, кто сильнее. Если и бывают случаи, когда ребенок пришел по настоянию родителей, то без собственного искреннего желания ему будет трудно учиться», – комментирует руководитель академии, доцент института Ирина Малогулова.

Профессия методом тыка

По мнению заведующего кафедрой экологии Института естественных наук СВФУ Михаила Черосова, родители не поспевают за изменениями рынка труда. «Для них поступление ребенка в престижный вуз становится чуть ли не смыслом жизни. А найдет ли потом выпускник работу в то время, когда стране нужны совсем другие специальности, их не волнует. Профориентационная работа поставлена настолько из рук вон плохо, что большинство выпускников школ выбирают предметы на сдачу ЕГЭ в последние дни, спонтанно», – считает он.

Выпускница Городской классической гимназии города Якутска, ныне студентка одного из чешских вузов Милана Альбрехт готовилась к поступлению в вуз осознанно, в старших классах углубленно изучала математику, химию и физику, посещала консультации вузовских преподавателей. «Большинство учеников выбирают специальности, которые считают перспективными, но, думаю, один из десяти человек все равно поступает по воле родителей. Наверное, такое бывает, когда человек не может решить, что ему по душе. Значит, он просто еще не нашел «свое», – думает девушка.

«Я знаю, что тебе нужно»


Психолог проекта «Сноб» Катерина Мурашова разобрала десять типичных ошибок родителей в воспитании детей. Позиция «Я лучше знаю, что ему нужно» оказалась в числе лидирующих. Родители считают, что, раз они взрослее и умнее ребенка, лучше представляют, что нужно маленькому человеку. «Логически это непротиворечиво, у ребенка действительно гораздо меньше информации, сил, способностей формировать причинно-следственные связи. Но он – не вы. То, что нужно вам, ребенку может совсем не пригодиться, потому что он другой, у него могут быть совершенно другие потребности. Можно пробовать рассказать ему о своих взглядах, но при этом показывать, что это ваше мнение: «мне кажется», «я так думаю», – пишет психолог.

Одна из таких несуразностей – устроить жизнь ребенка таким образом, чтобы в ней не осталось ни малюсенького просвета на глупости. Родители обычно этим даже гордятся. Спросишь, например, мол, как ваш? На улицу с друзьями ходит? В кино? Или там потрещать с приятелями куда-нибудь? «Нет!» – рапортуют родители радостным дуэтом. «У него вся жизнь расписана по минутам. Времени на глупости, слава Богу, нет!». Современным подросткам, тем, кому сейчас лет по 11-16, скорее всего, учиться пришлось лет с двух: читать раньше, чем ходить; получать бесчисленные энциклопедические знания, учиться музыке и иностранным языкам. Эти дети проводили с педагогами больше времени, чем с родителями и друзьями. Но проблема в том, что этот подросток, обучаясь и набираясь знаний, не имел свободного времени для того, чтобы его душа и психика развивались. Заботясь о том, чтобы оградить ребенка от дурного влияния, родители перестарались и оградили его от самого себя. Вита Малыгина, психотерапевт, Mel.fm

Надо сказать, что родителям тоже приходится нелегко – сегодня посоветуешь одно, завтра окажется, что наставление было неправильным. Взрослые так же затрудняются в принятии решений, которые впоследствии повлияют на судьбу уже другого человека. Мать троих детей Елена Шерман делится, что ее дочери увлечены своими делами: одна мечтает стать гимнасткой, вторая успешно занимается живописью. Но есть «но». «Я объективно вижу, что, несмотря на упорство дочери, есть много факторов, которые говорят: спортивное будущее не для нее. Отсутствует супергибкость, нет хорошей секции. У нее много других способностей и талантов, она в принципе целеустремленная. Но как быть в ситуации, когда ты видишь, что ребенок горит и все силы, эмоции, нервы тратит на то, от чего ему потом, очевидно, придется отказаться?» – задается вопросом родитель. Семья в итоге пришла к выводу, что торопить детей не будет: старшая поедет на сборы по любимой ей гимнастике, младшая получит дополнительное образование у профессиональных художников. «Возможно, время поменяет их планы. Мы стараемся искать другие пути реализации их желаний, но, если честно прислушаться к себе, вижу совсем другой путь развития своих детей», – говорит Елена.

Во многих случаях будущую профессию своему ребенку выбирают родители. Выбор профессии родителями – палка о двух концах.С одной стороны, они таким образом удовлетворяют свои несбывшиеся амбиции, нереализовавшиеся мечты. Конечно, они в этом случае не считаются с мнением ребенка, думают о престижности будущей профессии, вуза, денежной стороне будущей профессии; хорошая профессия ребенка – это повод хвастовства, гордости. И не секрет, что те дети, выбор профессии которых сделали родители, бросают учебу, все это отражается на качестве образования.

С другой стороны, родители хотят своим детям лучшего, они руководствуются прагматичным подходом: найдет ли ребенок работу по специальности, будет ли конкурентноспособным. За их плечами огромный опыт, они знают своего ребенка, его способности, возможности.

Надо дать возможность ребенку сделать свой собственный выбор, учить ребенка с малых лет самостоятельности. Современный мир диктует такие условия, когда одной профессии, специальности недостаточно, чтобы реализоваться. Пусть ребенок сделает выбор по зову сердца, затем на базе первой специальности он может поступить в любую магистратуру, пройти курсы переподготовки. Яков Титов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного филологического факультета СВФУ

Что думают о профориентации нового поколения эксперты разных областей – читайте здесь.

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тест: Расскажи о своих вкусовых предпочтениях, и мы скажем, какую профессию тебе стоит выбрать

Актриса или учитель?

Текст: Лиза Рыбкина · 26 июня 2020

Интерактивная версия журнала ElleGirl

Журнал ElleGirl

Твой любимый журнал в удобном формате

Журнал для девочек ElleGirl.ru – твой проводник в мир моды, красоты и драйва. Если тебя интересует актуальный гардероб, модный макияж, новости кино, шоу-бизнеса, жизнь звезд, личные отношения и их перспективы – твой виртуальный журнал для девочек всегда под рукой. Один клик и ты узнаешь, как будут развиваться отношения героев сериала, как выглядят в реальной жизни любимые актеры, где их можно увидеть в ближайшее время, какие молодежные мероприятия ждут тебя, как к ним подготовиться и многое другое. Чтобы быть в курсе модных событий достаточно читать самый модный журнал для девочек — ElleGirl.ru.

© 2020 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт