Они такие одинаковые… Часть 2 — близнецы, двойняшки, воспитание, психология


Содержание

Дуэт по жизни

Журнал «Kinder-bazaar», 2002 г.

Все родители двойняшек считают, что выиграли у судьбы двойной приз, и они совершенно правы: за терпеливое девятимесячное ожидание чуда мама и папа вознаграждены вдвойне: не один, а два ребенка сразу!

В совершенно исключительной ситуации оказываются и сами дети: им предстоит абсолютно уникальный опыт — прожить жизнь в сопровождении спутника. Известно, что близнецовая связь — узы не менее прочные, чем те, что связывают мать и ребенка. Жизнь крошек началась в тесном соседстве друг с другом, и далее — день за днем — они ни на минуту не разлучаются.

Строго говоря, двойня — понятие не совсем точное. Двойняшки могут быть моно- и дизиготными близнецами, в зависимости от того, развивались ли малыши из одной или двух материнских яйцеклеток. В первом случае дети всегда однополые: ведь в генетическом смысле они представляют собой точные копии друг друга. Во втором случае двойняшки могут быть как одного, так и разного пола, и сходство между ними не больше, чем между родными братьями и сестрами, рожденными в разное время: у них совпадает всего от 40 до 60% генов.

Один человек в двух экземплярах?

Однояйцовые (монозиготные) близнецы с самого детства растут и развиваются в необычной атмосфере. Повышенное внимание близнецовая пара вызывает буквально у всех: ими восхищаются бабушки на улице и врачи в поликлинике, воспитательницы в саду и учителя младших классов. В этом как раз и состоит проблема: окружающие впечатляются этой картинкой сходства, забывая о том, что перед ними — два разных человечка, каждый из которых — отдельная личность. Чем сильнее это восхищение, тем больше дети подсознательно убеждаются: их главное достоинство в том, что их двое и они такие «одинаковые».

Когда взрослые обращаются к детям по фамилии и во множественном числе, как бы забывая, что у каждого из них есть свое имя, установка на то, что близнецы — одно целое, закрепляется. Зачастую окружающие с легкостью путают имена малышей или весело подчеркивают своим поведением, что карапузов «различить невозможно». Тем самым тенденция к психологическому «слиянию» внутри близнецовой пары усиливается.

Психологическая связь близнецов и правда, чрезвычайно сильна. Малыши идеально подходят друг другу в качестве партнеров во всех играх: ведь они развиваются почти синхронно. Они проводят вместе гораздо больше времени, чем братья и сестры разных возрастов и могут похвастаться отменным взаимопониманием. Казалось бы: что может быть лучше? Родители получили от судьбы в качестве щедрого дара сразу двух чудных детей, а каждый из карапузов в комплекте с родителями получил еще и превосходного друга. Но не все так просто.

Чем больше близняшки похожи между собой и чем лучше им друг с другом, тем меньше у них потребность учиться контактировать с окружающими. Случается, что однояйцовые близнецы-терхлетки, обожающие каждый свою копию, совсем не говорят «по-человечески». Общаясь со своим «Альтер-эго» на птичьем языке, они прекрасно себя чувствуют. Карапузы играют в свои особые игры и им неясно, зачем существуют такие странные и непохожие на них, другие дети. Каждый из малышей зачастую даже откликается на оба имени по очереди, не отдавая себе отчета в том, что ему принадлежит лишь одно из этих имен. Иные мамы и папы не видят в этом ничего плохого, да еще и одеть детей норовят одинаково! В результате возникает так называемая «близнецовая ситуация», когда крохи отождествляют себя друг с другом и рассматривают себя как единое целое. Близнецовая пара как бы создает свой «микрокосм», куда не может быть допущен посторонний. И даже для мамы не всегда делается исключение.

Монозиготные близнецы, зачастую, развиваются очень своеобразно. Они позже, чем обычные дети, начинают узнавать себя в зеркале и пользоваться собственным именем. Подрастая, маленькие хитрецы особым образом делят между собой необходимые для жизни навыки. Например, контактировать с внешним миром умеет лишь один из них, выражая интересы обоих («Мама, мы хотим в зоопарк!»). Зато другой умеет читать и знает, на какую кнопку следует нажать в лифте. Умения, необходимые каждому человеку в полном объеме, близняшки распределяют в паре поровну, как будто и не планируют расставаться друг с другом! В результате близнецы овладевают взаимодополняющими функциями, и каждый из них оказывается совершенно беспомощен отдельно от другого. Кроме того, впоследствии они оказываются разочарованы потому, что ждут от окружающих того же уровня взаимопонимания, что и от со-близнеца.

Черно-белое кино

Один из самых вредных и деструктивных мифов относительно монозиготных близнецов — это миф о том, что близняшки рождаются «в комплекте» — один хороший, другой плохой. И к сожалению, есть люди, которые верят в него. Бессознательная идея состоит в том, что близнецовая пара — это один человек, но «хороший» близнец воплощает все положительные качества этой личности, а «плохой» — все отрицательные. Может показаться, что сказанное — не более чем чья-то глупая шутка, однако любая мама близняшек может рассказать вам, как в парке (супермаркете или на улице) к ней, лучезарно улыбаясь, обратилась какая-нибудь тетушка. Со словами: «Очаровательные милашки, и похожи, как две капли!», она ткнула пальцем в одну из крошек и продолжила: «Ну, эта, наверное, плохая, а эта — хорошая?».

С биологической и психологической точек зрения такое полярное распределение личностных качеств в близнецовой паре — явление фантастическое, но дети вырастают такими, какими их видят родители. И если мама с папой и вправду будут интерпретировать своих малявок, как «негатив» и «позитив» одного и того же «фотоснимка», детишки рано или поздно начнут подстраиваться. Иногда родители, сами того не осознавая, подталкивают детей к тому или иному распределению ролей. Например, к близнецу, родившемуся первым, относятся, как к «старшему», в результате чего он принимает на себя роль лидера, подавляя «младшего» своей инициативой.

Они похожи, но такие разные!

Разумеется, разнополые близнецы — это дети, развивавшиеся из разных материнских яйцеклеток, то есть — близнецы разнояйцовые или дизиготные. Они могут быть совсем не похожи, но иногда разнополые близняшки поразительно напоминают друг друга. Вероятно, потому, что никто не стремится подчеркивать их различия: ведь все и так знают, что они разные. Каждый из них ощущает свою особенность, осознавая свои отличия от брата или сестры. Условия, в которых малыши появились на свет, оказывают на них сильнейшее влияние. Отношения в разнополой близнецовой паре бывают более тесными, а взаимопонимание более глубоким, чем у братьев и сестер, родившихся в разное время. Характер этих отношений ярко и однозначно повторяет семейный образец: малыши принимают на себя родительские роли. Для мам и пап это уникальная возможность увидеть себя со стороны.

Такие брат и сестра проводят все детство рука об руку и чувствуют себя вместе превосходно. Возможно, дети начнут слегка отдаляться друг от друга в подростковом возрасте, когда девочки опережают по развитию мальчишек, но это — временное явление. Пройдет всего пара лет, и прежний подлинный и глубокий контакт вернется. Мужчины, выросшие из таких мальчиков, тонко чувствуют женщин, а женщины, имеющие братьев-близнецов, прекрасно понимают мужчин.

Мальчишки и девчонки, а также — их родители…

Монозиготные близнецы-мальчики, как правило, имеют очень тесную психологическую связь в паре и чувствуют себя ближе к отцу, чем к матери. Сорванцы понимают друг друга совершенно без слов, солидарны во всех подвигах, и на любое «дело» идут вместе. И если маме вдруг захотелось узнать, кто же перекрасил несчастную соседскую кошку масляной краской «под тигра», единственный ответ, которого она сможет добиться, будет ответ: «Мы». Теперь вы понимаете, что без папы тут не справиться? Папа в такой семье напоминает либо командира небольшого взвода, либо — главаря небольшой банды потому, что лишь ему под силу обуздать неукротимую энергию детей. Отец мальчиков-близнецов всегда при деле.

Удивительно, но если мальчики — разнояйцовые близнецы, ситуация в семье меняется радикально. Дизиготные братишки, осознают, что они разные и ощущают себя ближе к маме, чем к отцу. Ведь та гораздо тоньше чувствует их различия и подходит к каждому индивидуально. Папы здесь, не улавливая всех этих тонкостей, зачастую оказываются слегка в изоляции.

Монозиготные близнецы-девочки — это настоящее театрализованное шоу. Малышки с раннего возраста привыкают к повышенному вниманию окружающих и научаются учитывать его. Они кокетливы и пользуются своим сверхъестественным взаимопониманием, чтобы «вконец обаять» вас. Четырехлетние артистки хором прочтут длинное стихотворение, сорвав шумные аплодисменты гостей, а шестилетние барышни, устремив на папу с мамой две пары прекрасных глаз, всегда добьются того, чего им хочется. Эти сестрички — лучшие подруги.

Дизиготные девочки ведут себя примерно также, однако в этой паре больше различий, сильнее конкуренция и ярче выражена ревность. Юные леди даже могут ссориться и использовать маму и папу как средство влияния друг на друга. Малышки дипломатичны и, как правило, не оказывают предпочтение кому-либо из родителей. Если же в семье есть другие дети, девочки устанавливают более тесную связь со «свободным» родителем.

Перетягивание каната

Одной из специфически близнецовых проблем является проблема соперничества, и корни ее уходят в ситуацию постоянного сравнения карапузов. В глубине души дети хотят отличаться один от другого и когда возникает ситуация «уравнивания», они зачастую бунтуют. В скрытой форме соперничество также может проявляться и в обратном: в стремлении малышей иметь все одинаковое, одновременно, и поровну, а также — в их ревностной борьбе за «справедливость». Если один просит пить, стремглав прибегает и второй, один нашел желудь, а у второго горе: поблизости желудей больше не оказалось. Один крошит голубям свою булку, а второй свою уже съел и теперь не знает, как же ему быть. Единственный путь выхода из подобных ситуаций — «воззвать к разуму» детей. Попытайтесь объяснить малышам, что лучше не повторять все друг за другом как обезьянки, а прислушиваться к собственным желаниям. Скажите: «Игорь, проси пить, если ты и правда этого хочешь, а не только потому, что этого просит Петя. Ведь ты — не Петя!». Хороший способ научить детей быть внимательными именно к себе — это индивидуально предупреждать некоторые желания. Так, не стоит спрашивать: «Дети! Вы хотите есть?». Гораздо лучше спросить: «Кто голоден? Ты, Артем? А Андрей? Кому купить булочку? А кому — мороженое?» и подтолкнуть детей сделать разные выборы.

Некоторые родители жалуются, что дети устраивают «звездные войны» даже в ситуации, когда следует представиться. Для малышей оказывается принципиально важным, в какой последовательности будут названы их имена и обижен до глубины души окажется тот, кого представили последним. В качестве «выхода из клинча» вам могут предложить некий «ход конем»: первым представляется тот, чье имя короче (длиннее), чье имя начинается на букву, стоящую в алфавите раньше или тот, кто первым родился. Мне кажется категорически неверным, когда мам и пап подталкивают использовать уловки и хитрости вроде этого. Самый простой способ воспитать в ребенке личность — это обращаться с ним, как с личностью, а не как с говорящим попугаем. Думаю, стоит просто поговорить с карапузами и объяснить им, что это совершенно не важно, как представляться, а спорить и дуться некрасиво. Необходимо понять, откуда у детей такое напряженное желание выделиться: возможно, каждый из них чувствует дефицит родительского внимания и пытается таким образом «наверстать упущенное». Возможно, им просто не хватает того времени, которое мама и папа проводят с ними.

Семьям, где актуальна проблема близнецовой ревности, категорически противопоказаны любые соревновательные забавы вроде: «А ну-ка! Кто первый съест суп?». Во-первых, есть второпях вредно, во-вторых, — половина супа окажется не в животах, а на столе, а в-третьих, — проигравший близнец будет чувствовать себя несчастным до самого вечера! Таким малышам, напротив, полезно играть в партнерские игры, развивающие воображение, в которых необходимо сотрудничество. В этом качестве подойдет гигантский конструктор: одному ребенку играть в него просто неинтересно.

Чудесная игра — самое настоящее садоводство, которое зимой может разворачиваться и в пределах квартиры. Пусть дети посадят вместе комнатные растения (отростки которых вы заблаговременно приготовили) в горшки. Обеспечьте их своим чутким руководством и, как режиссер, распределите роли: один может придерживать сей рододендрон (или фикус), а другой — наполнять горшок землей, и так далее. Ваши неутомимые мичуринцы поймут всю ценность сотрудничества и осознают, что помощь каждого была незаменимой: в результате все трое (близнецы и вышеупомянутый фикус) лишь выиграли от этого.

Путь к себе

Перед мамами и папами всех однополых близняшек стоит сложная, но весьма интересная родительская задача. Им предстоит, не нарушив уникальных близнецовых уз, воспитать в каждом ребенке отдельную личность. Особенно сложно это бывает в случае, когда близняшки монозиготные.

Становление самоидентификации малыша не может протекать нормально, если взрослые не видят в нем уникального человека, отличного от других. Согласитесь, в ситуации, когда карапуза непрестанно путают с сестренкой или братом, это довольно сложно. Но главное — даже не это. Родители должны забыть то, что кто-то когда-то наверняка хоть раз сказал им: «монозиготные близнецы — это одно человеческое существо в двух экземплярах».

Двух одинаковых людей быть не может, ведь помимо генетической информации каждый из нас несет в себе личный опыт пребывания на этой земле. Опыт сей уникален и формирует каждого человека непохожим на других образом. Наверняка и вам случалось вдохнуть весной запах тополиных почек и замереть под шквалом нахлынувших воспоминаний или, спеша по незнакомой улице, вдруг в изумлении почувствовать что, вы здесь уже были. Каждый из нас ежедневно плетет свое, невидимое, тонкое кружево шагов, поступков, взглядов, сделанных выборов, сказанных и несказанных слов. Каждый человек проживает свою жизнь сам, и никто не может сделать это за него.

Главный «психологический шаг», который предстоит совершить родителям близнецов — уйти от самого момента сравнения детей. Ведь упорный поиск и коллекционирование различий — признак родительской тревоги, а попытка непрерывно сравнивать малышей — это сохранение ситуации, когда детки рассматриваются не по отдельности, а именно в паре. Мамы и папы должны твердо уяснить: несмотря на то, что у них родились близняшки, их дети — это разные люди, и каждого из них следует рассматривать по отдельности.

В особых случаях подойдут и особые меры, и здесь в первую очередь прилагается родительская изобретательность. Пусть мамам и папам даже в голову не придет купить в магазине две одинаковых игрушки. У детей должна быть разная одежда и личные вещи. У каждого — своя кровать и свой ящик для игрушек. А у девочек, разумеется, и разные прически! Конечно, дни рождения карапузы отмечают, все же, в один день, но подарки и праздничные торты должны быть у каждого свои. Не забудьте про именины — это прекрасная возможность уделить детям «адресное» внимание. И попросите, чтобы дедушка никогда не обращался к ним «Эй, клопы!».

Когда настанет время вести детей в детский сад, в течение первого адаптационного месяца полезно водить туда малышей не только вместе, но и по очереди. Так дети в группе познакомятся отдельно с каждым из малышей и уже не спутают их, а близнецы получат опыт «самостоятельной жизни» в коллективе. Однако, не переусердствуйте, поощряя независимость детей. В близнецовых парах сильно выражена ревность, поэтому, подчеркивая индивидуальность каждого малыша, распределяйте свое внимание поровну.

Слово потерпевшему

Рождение близнецов в семье — это событие, выходящее из ряда вон. Родителям предстоят непростые испытания на терпение, мудрость и изобретательность, а детям — жизнь, полная увлекательных приключений. Но для старших детей появление в семье близнецов может стать настоящим ударом. Малыш, являвшийся еще вчера единственным объектом внимания для своих родных, теперь отодвинулся даже не на второй, а на третий (если не пятый) план. Ему кажется, что мир перевернулся, и покой уже никогда не вернется в его дом, недавно такой уютный и тихий. И поддержать маленького страдальца — важнейшая задача. Ему необходимо развлекаться отдельно от близнецов и иметь свой «уголок неприкосновенности». Помните, что первенцу может причинить боль, если он увидит, как забытыми, но некогда любимыми игрушками теперь играют новоявленные братья по крови. Не позволяйте молодому поколению «пускать в расход» вещи старших детей, даже если объективно они и не представляют ценности. Возможно, многое вам придется купить заново, если же вы хотите воспользоваться сокровищами старшего чада, думаю, стоит сначала заручиться его согласием. Пройдет какое-то время, и мир в семье восстановится вновь.

Мир психологии

психология для всех и каждого

Особенности психологического развития детей-близнецов.

Феномен близнецовости.


Из энциклопедического словаря: «Близнецы, два плода, одновременно зачатые одною матерью, в особых яйцевых оболочках, редко в одной общей. Обусловливается или одновременным оплодотворением и развитием двух женских яичек-зародышей, или тем, что один зародыш путем деления дает начало нескольким. Близнецы рождаются недостаточно развитыми, уменьшенного веса и слабого сложения; смертность близнецов значительно выше смертности других детей.

Из-за особенного отношения к близнецам они с раннего детства растут в несколько необычной атмосфере. Все проблемы, связанные с воспитанием ребенка, в «близнецовых» семьях выражены ярче, а их разрешение требует от родителей гораздо больших усилий. И дело здесь не только в том, что проблемы умножаются на два. В чем же истоки специфически “близнецовых” трудностей развития?

Многие окружающие воспринимают близнецовую пару как единое неразделимое целое, игнорируют различия детей, зовут их по фамилии или одним именем, не придают значения отношению детей к тому, что их путают и т.п. Близнецы живут в своем собственном микромире. С самого рождения между ними устанавливаются более близкие, интимные отношения, чем между обычными братьями и сестрами. Эти связи настолько сильны, что даже на временную разлуку (например, если один из пары попадает в больницу), близнецы реагируют так же остро, как на разлуку с матерью.

“Реакция близнецовости” может приводить даже к замедлению развития личности. Близнецы нередко распределяют между собой различные функции и навыки. Например, один может отвечать за общение с внешним миром, полностью беря на себя функцию представителя пары при общении с другими людьми. Другой же при этом может вообще не развивать у себя навыки общения. Близнецы, воспринимающие себя как единое и неразделимое целое, считают, что овладеть соответствующими навыками достаточно кому-то одному. Устойчивое распределение ролей в близнецовой паре может сохраняться на всю жизнь и приводить к нарушению социальной адаптации во взрослом возрасте.

Чтобы избежать этих нежелательных последствий, родителям лучше с самого раннего возраста поощрять в детях независимость, осознание своего “я”, придавать значение их различиям, стараться называть каждого собственным именем, то есть относиться к детям как к двум отдельным различным индивидам, а не как к “одному человеческому существу в двух экземплярах”. Желательно, чтобы у детей были разные игрушки, разная одежда, разные кроватки и т.д. Самый легкий способ подчеркнуть индивидуальность детей — сделать им разные прически. Иногда довольно трудно приобрести разные вещи для детей, а иногда они сами этого не хотят, но всегда можно использовать какие-то небольшие различия, например, разный цвет одежды. В дни рождения также необходим индивидуальный подход: у близнецов должны быть отдельные именинные пироги, подарки, поздравления. Хорошо, если у каждого есть свои игрушки, которые хранятся в его собственном ящике.

Однако, замечая и поощряя различия детей, следует соблюдать осторожность, так как близнецы могут ревностно и даже болезненно относиться к успехам и достижениям партнера. Иногда это порождает обостренную соревновательность в их отношениях, вплоть до развития не утихающего конфликта. Особенно это свойственно подростковому возрасту, когда близнецы начинают отдаляться друг от друга.

Во все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим удивление и любопытство. Во многих культурах тема близнецов отразилась в мифологии (достаточно хотя бы вспомнить основателей Рима — Ромула и Рема).

В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В разных этнических группах существуют довольно широкие (пока не объясненные) различия частоты многоплодных родов. Как известно, приблизительно одну треть всех близнецов составляют монозиготные и две трети — дизиготные пары.

Жизнь близнецов необычна тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют схожий жизненный опыт. Такая пара — это, прежде всего, уникальная социальная ситуация. Французский исследователь Р. Заззо был первым психологом, который глубоко исследовал «близнецовую ситуацию». Он рассматривал ее как фактор умственного и личностного развития близнецов.

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Дети-близнецы в дошкольном возрасте часто отстают в речевом развитии от своих «обычных» сверстников. Это может привести в дальнейшем к их отставанию в общем интеллектуальном развитии. Родители слишком рано начинают считать маленьких близнецов полноценными партнерами по общению и часто предоставляют их самим себе. Но чему могут научить друг друга два полуторагодовалых ребенка? Ведь через общение со взрослым малыш познает окружающий мир во всем его многообразии. Общаясь друг с другом, близнецы вырабатывают понятный только им двоим язык, в котором преобладают жесты, мимика и другие невербальные средства общения. Нередко их не понимают даже родители. Чем больше близнецы общаются таким образом, тем сильнее они привязываются друг к другу и как бы отгораживаются от других. Позже, в подростковом возрасте, именно протест против такой излишней идентичности может привести к возникновению конфликтных отношений между близнецами.

Задержка в речевом развитии может сочетаться с социальной незрелостью, затрудненным общением со сверстниками и воспитателями, а в школе — и с учителями. К тому же у близнецов бывают проблемы в личностном развитии. Им очень трудно отделить себя от своего соблизнеца. Это приводит к тому, что один из них рассматривает другого как часть себя. Некоторые черты личности, развитые у одного, не развиваются в достаточной мере у другого. При этом близнецы не ощущают своих недостатков. Подчеркивая сходство таких пар, окружающие тем самым формируют у них еще большую психологическую идентичность.

Близнецы с трудом привыкают к изменению обстановки, к коллективу. Они довольствуются общением с братом (или сестрой) и не стремятся к сближению с другими детьми, а иногда — активно противятся контакту.

ВМЕСТЕ ИЛИ РАЗДЕЛЬНО?

Все эти проблемы так или иначе проявляются, когда близнецы приходят в школу. По нашим сведениям, в школах Северного административного округа г. Москвы обучаются более 400 детей-близнецов.

Уже при формировании первых классов школьному психологу нужно обратить внимание на близнецов. Вместе с родителями обсудить вопрос о том, поместить ли детей в один класс или в разные. Однозначного ответа на этот вопрос нет. При принятии решения нужно учитывать несколько факторов.

Обучение в одном классе нежелательно, если внутри пары складывается ярко выраженная конкуренция или один из близнецов является явно доминирующим; если близнецы не склонны к общению с окружающими. Тем не менее при очень близкой «симбиотической» связи в паре или при заметном отставании в развитии разделение детей станет для них стрессовым фактором. Это может негативно отразиться на их эмоциональном состоянии и на школьной успеваемости.

Решение о совместном или раздельном обучении должно положительно восприниматься не только родителями, но и детьми. Если родители решили разделить близнецов, то желательно до начала учебного года дать им возможность познакомиться с обстановкой в классе, с будущими одноклассниками.

Близнецов постоянно сравнивают друг с другом учителя, родственники, дети. Монозиготные близнецы, несмотря на одинаковый набор генов, все же отличаются друг от друга по многим параметрам. Поэтому нереально ожидать от них одинакового поведения во всех случаях жизни. Но подобные ожидания со стороны окружающих мешают личностному развитию.

Как уже было сказано, у многих близнецов наблюдаются речевые трудности. Но при этом они не являются интеллектуально отсталыми. Им просто необходимы занятия по развитию речи. Нужно помнить, что задержки речевого развития могут сказываться и на формировании навыков чтения.

Независимо от яйцевости, оба близнеца, родившись одновременно, в одной семье, в дальнейшем, как правило, оказываются в сходных социально-экономических условиях, в сходных условиях воспитания и образования; поэтому основное различие между однояйцевым и двуяйцевым партнером преступника сводится к тому, что первый по генотипу идентичен преступнику, а второй отличен от него примерно по половине генов. Материалы, собранные в Европе, США и Японии на протяжении тридцатилетия, ясно показывают, что эта разница решающим образом влияет на судьбу партнера: при генотипической идентичности (однояйцевая близнецовость) он в 2/3 случаев оказывается тоже преступником, а при неполном генотипическом сходстве (двуяйцевая близнецовость) он становится преступником лишь примерно в четверти случаев.

Частота преступности второго близнеца при преступности первого среди пар однояйцевых и двуяйцевых близнецов

Автор, год Страна Однояйцевые близнецы Двуяйцевые близнецы
Число пар тоже преступник не преступник Число пар тоже преступник не преступник
Ланге, 1929 Германия 13 10 3 17 2 15
Розанов, 1941 США 45 35 10 27 6 21
Легра, 1932 Голландия 4 4 0 5 0 5
Кранц, 1936 Германия 31 20 11 43 23 20
Штумпфель, 1939 Германия 18 11 7 19 7 12
Боргстрем, 1939 Финляндия 4 3 1 5 2 3
Иосимасу, 1957 Япония 28 14 14 26 0 26
Всего, % 143 — 97 68 46 32 142 — 40 28 102 72

Детальное изучение каждой пары близнецов показывает, что однояйцевые близнецы-преступники чрезвычайно сходны по характеру преступления. В случае же преступности одного однояйцевого близнеца и непреступности другого они оказываются несходными либо из-за травматического заболевания лишь одного из них, либо же «преступность» виновного имела случайный, легкий, не рецидивный характер. Цифры и анализ преступлений привели бы к выводу, что название книги, посвященной исследованию близнецов-преступников — «Преступление как судьба», — действительно оправдано. Но оба однояйцевых близнеца почти всегда попадают в сходную социальную обстановку, окружение, компанию (что, впрочем, тоже генетически обусловлено), тогда как разнояйцевые — в разные. Это обстоятельство не позволяет решительно отделить конституционально-наследственную компоненту преступности от социальной.

Как часто рождаются близнецы у представителей разных стран и народов:

  • Европейки 1 на каждые 69 родов
  • Чернокожие американки 1 на каждые 60 родов
  • Японки 1 на каждые 150 родов
  • Китаянки 1 на каждые 250 родов
  • Другие азиатки 1 на каждые 125 родов
  • Жительницы Нигерии 1 на каждые 22 родов
  • Жительницы Норвегии, Дании и Нидерландов 1 на каждые 49 родов
  • Англичанки 1 на каждые 76 родов

В четверти случаев близнецовости, как установили исследования, обязательно проявляется феномен так называемого зеркального отображения, когда один близнец — точная зеркальная копия другого, включая направление завитков волос на голове и отпечатки пальцев. Поскольку один близнец есть внутриутробный «клон» другого близнеца — этот факт позволяет предположить, что примерно четверть правшей несут в себе генетически скрытое левшество. Может быть, они-то при открытом выявлении своего потенциала и есть «оберукие» амбидекстеры.

Двойняшки и близнецы — в чем разница? Они одинаковые и настолько разные

Встречается довольно много семейных пар, которые мечтают о рождении сразу двух детей, то есть деток-двойняшек или деток-близнецов. Одного малыша им кажется маловато для полного счастья, а вот два комочка тихой радости одновременно — как раз по силам и возможностям. Любящим родителям совершенно не важно, кто у них родится: близнецы или двойняшки. Главное, что они будут. Конечно же, двое деток сразу — это вдвойне радости и беспокойства, нежности и опасений, достижений карапузов и беспорядка в квартире. Но рассуждения на тему «Двойняшки и близнецы — в чем разница?» частенько возобновляются, когда сталкиваешься с практически одинаковыми малышами на улице, в парке, сквере или детском садике. Попробуем ответить на этот вопрос.

Что глаголют книги?

Исходя из данных всяческих словарей, близнецами считаются дети, которые одновременно родились от одной беременности у одной и той же матери. Встречаются близнецы:

  • Однояйцевые — те, которые развивались в утробе мамы из одного оплодотворённого яйца. Они однополые и практически идентичные.
  • Разнояйцевые — те, которые в утробе мамы развивались из разных яиц. Могут быть разнополыми, и схожесть совсем небольшая. Согласно своей генетической структуре, они являются абсолютно разными людьми.
  • Сиамские близнецы — это такие близнецы, которые родились, соединенные между собой какой-то частью тела — ножкой, ручкой, головой.

Отвечая на заданный вопрос: «Двойняшки и близнецы — в чем разница?», надо знать следующее.

Двойняшками являются два близнеца. Двойняшки могут рождаться разного пола, у них различные склонности, разные характеры, разные группы крови. Говоря проще, двойняшки представляют собой абсолютно разные личности. Следовательно, близнецы могут и не быть двойняшками, а вот двойняшки – всегда близнецы.

Наследственность и возраст

Итак, двойняшки и близнецы — в чем разница между такими детками? Медицине давно известно, что рождение близнецов обусловлено наследственностью. Если у кого-нибудь из семейной пары в роду были случаи появления на свет близнецов, то вполне вероятно, что такое может произойти и у них.

Кстати, у медиков не существует понятия «двойняшки». Есть однояйцевые или разнояйцевые близнецы – двое или более деток, развитие которых происходило в одной матке вместе, и свет они увидели практически одновременно. Разнояйцевых близнецов в простонародье и называют двойняшками.


Зачатие двойни или тройни не является итогом какой-то странной мутации, это вполне обычное и объяснимое явление. Двойняшки и близнецы — в чем разница или, напротив, что похожего в их появлении? Развитие их в организме женщины может происходить по двум сценариям. В случае деления яйцеклетки после оплодотворения образуется однояйцевая двойня. Это близнецы. У них схожая ДНК, но отпечатки пальцев у каждого индивидуальные.

На рождение двойняшек и близнецов огромное значение оказывает и возраст матери. Именно после «перешагивания» женщиной 30-летнего рубежа гораздо чаще может случиться многоплодная беременность. Это происходит благодаря естественным гормональным изменениями в женском организме.

ЭКО: современная палочка-выручалочка

Если роды откладываются «на потом», самостоятельно забеременеть может не получиться. В этой ситуации выручит ЭКО. Главной частью такого метода является гормональная стимуляция яичников женщины. Это необходимо для получения как можно большего количества яйцеклеток.

После того как оплодотворение произошло, будущей мамочке переносят в матку несколько эмбрионов, чтобы выжил хотя бы один. Но часты случаи, когда приживается больше одного эмбриона. Так получается многоплодная беременность, в результате которой рождаются двойняшки.

Сыроежкин и Электроник: найди 10 отличий

Сотни и тысячи лет человечество удивлялось, а взоры людей были устремлены на близнецов. Ведь это же действительно необычно и даже волшебно: видеть идущих рядом или просто знать, что в другом конце города или в другой стране есть человек, очень сильно похожий на тебя. И в наши дни, когда есть семьи, в которых рождается шесть, семь деток, интерес привлекают не они, а близнецы. Но не все понимают и могут прочувствовать, что это такое и каково оно: быть близнецом.

В среде ученых бытует мнение о том, что синдром близнецов распространен намного шире, чем это представляется. В преобладающем количестве вариантов другая оплодотворенная яйцеклетка в матке женщины растворяется и дальнейшее развитие не происходит.

На территории Советского Союза самые любимые народом братья-близнецы это Владимир и Юрий Торсуевы. Именно они сыграли в горячо любимом детьми и взрослыми фильме «Приключения Электроника». Владимир исполнил роль Электроника — робота с человеческим сердцем, а Юрию досталась роль Сыроежкина — немного безалаберного, но доброго школьника. Пока длились съемки, мальчики развлекались тем, что постоянно менялись местами. Их было абсолютно невозможно отличить друг от друга. На помощь приходила та самая родинка, которая была только у Юры.

Еще одни не менее известные братья-близнецы уже постсоветского пространства, благодаря которым народ научился взлетать, хлопая ресницами, и разбираться в фильмах Кустурицы, — Борис и Константин Бурдаевы. Да-да, это все они — «Братья Гримм» из Самары. Их музыка была незатейливой, тексты простые и трогательные. Поэтому очень быстро они стали знаменитыми, а их песни распевали повсюду.

Ура! У нас близнецы!

Рождение близнецов однояйцевых, идентичных, является событием случайным, а не обусловленным наследственностью. Если у женщины уже появлялись на свет однояйцевые близнецы, то возможность еще раз произвести двойню или тройню совсем маленькая – такая же, как и у большинства людей.

Вероятность же того, что произойдет рождение близнецов разнояйцевых, «задана программой» в генах человека. Известным является тот факт, что если у кого-то из ближайших родичей уже появлялись двойни или тройни (имеется в виду разнояйцевые), то процент иметь многоплодную беременность в своей семье повышается в несколько раз (если сравнивать с остальными семьями).

Двойняшки: мы не такие, как все

Дети-двойняшки растут совершенно не такими, как все остальные, ведь постоянно они видят перед собой свое собственное отражение. Это навсегда наложит отпечаток на развитие каждого из них.

Вынужденное сосуществование является главной особенностью жизни этих деток. Еще находясь в маминой утробе, они могут слышать не только то, как бьется сердце мамы, но и сердечко сестрички или братика. С самого детства они очень остро чувствуют друг друга и сильно привязаны друг к другу. Иногда малыши разрабатывают свой собственный язык, который даже мама не может понять.

Но, несмотря на то что малыши очень похожи, родители должны помнить: это две разные личности.

Идентичные близнецы никогда не бывают одинокими, даже если мама и папа, а также остальные родственники не в состоянии уделять им требуемого внимания в достаточном количестве. Они легко могут компенсировать недостаток внимания собственным общением друг с другом.

Родители должны всячески подчеркивать индивидуальность каждого из пары близнецов или двойняшек, не забывая развивать у них самостоятельность. Это нужно для того, чтобы малыши понимали, что, становясь взрослыми, каждый из них будет жить отдельно, самостоятельно. Но сможет ли он совершить это безболезненно, если постоянно с ним рядом его близнец?

Одинаковы только с лица. Особенности воспитания близнецов

В наше время близнецов с каждым годом появляется все больше и больше. Причины понятны. С одной стороны, женщины стали чаще рожать после 40 лет, а это, как известно, располагает к появлению двойни. С другой – вот уже более трех десятков лет, как пары, чья вероятность оказаться родителями была равна нулю, с помощью ЭКО и других методик все же становятся мамами и папами. В качестве «побочного» эффекта современных технологий – многоплодная беременность. Но, так или иначе, когда семейная пара стала родителями близнецов, это двойная радость. Двойная радость, но и двойная ответственность. Отсюда – множество вопросов. Попробуем вместе ответить на самые типичные из них.

Твоя половина – моя половина

Особенность взаимоотношений близнецов привлекала людей с давних времен. Познакомившись еще в утробе матери, слыша сердцебиение брата или сестры, они хорошо знают и понимают друг друга. Уже в мамином животе они боролись за пространство, инстинктивно заботились друг о друге, привыкали к необходимости мирного сосуществования.

Только близнецы могут утверждать, что родились в одном месте, в одно время, у одних родителей. Только близнецы с самого рождения должны делить родительскую ласку, любовь, заботу и внимание. Только у близнецов совершенно одинаковая их собственная история семьи. Только близнецы всегда становятся участниками одних и тех же событий.

Неудивительно, что такие дети во многом походят друг на друга, копируют друг друга, учатся друг у друга. Родителям же при этом важно постоянно помнить, что каждый из близнецов – индивидуальность, с собственным набором физических, эмоциональных и нравственных характеристик, что в каждом из них нужно видеть самостоятельного человека, а не половинку целого. Когда родители и педагоги стараются постоянно подчеркивать одинаковость двух детей, они негативно влияют на их развитие.

Мифы о близнецах

Существует множество мифов о близнецах. Самый распространенный из них: близнецы способны читать мысли друг друга на расстоянии, понимать один другого без слов. Однако многочисленные научные исследования пока не подтверждают это мнение. Дети, оставаясь неразлучными на протяжении всего детства и отрочества, отлично знают привычки друг друга, страхи, мечты. Они изучили вкусы и реакции друг друга. Их взаимопонимание достигло такого уровня, что, безусловно, они часто могут безошибочно предполагать, что в данный момент испытывает или о чем думает их близнец.

Если обычный ребенок, развиваясь, должен научиться отделять себя от матери, то перед близнецами стоит еще более нелегкая задача – научиться отделять и себя друг от друга. Ведь детям, похожим друг на друга, как две капли воды, очень сложно находить в себе отличия. И тут очень многое зависит от воспитания в семье.

Если близнецы будут получать положительную реакцию близких и знакомых на их «одинаковость», то они с детства станут стремиться к тому, чтобы ее поддержать, при этом игнорируя свои различия. В результате у детей осложняется процесс формирования образа «Я». Происходит смешение своего образа с образом соблизнеца (типичный пример: вместо местоимения «Я» употребляется «МЫ»). В результате дети становятся чрезвычайно зависимыми друг от друга, что не самым лучшим образом будет сказываться по мере их взросления в будущем. Впереди – важные жизненные этапы (школа, выбор профессии, создание семьи), где каждый должен принимать решения самостоятельно и нести за них личную ответственность. Поэтому признание за близнецами уникальности личности каждого является обязательным условием их хорошего психического развития.

Мой лучший друг – близнец

С ранних лет близнецы с удовольствием играют друг с другом. Даже шестимесячные малыши, сидя на полу, передают игрушки друг другу, что-то лопоча на «своем» языке.

В детском саду близнецы удивляют своих товарищей и воспитателей: по умению играть вместе и действовать сообща они часто опережают сверстников.

Похожая ситуация складывается и в школе: дети всегда превосходят своих одноклассников в том, что требует сотрудничества и взаимодействия.

По мере взросления близнецы начинают осознавать преимущества своего положения. Они всегда вдвоем, им легче освоиться в новой ситуации – в первые дни в школе, в лагере или на экскурсии. В подростковом возрасте присутствие рядом близкого человека вселяет чувство надежности и безопасности.

Однако близнецам, как и обычным детям, нужно время от времени отдыхать друг от друга. Каждому ребенку нужно индивидуальное внимание родителей.

Кто лидер, а кто ведомый?

Нередко возникновение ситуации лидерства и подчинения в отношениях детей провоцируют родители или учителя в школе. Если взрослые считают одного ребенка сильней, умней (и т. д.), а другого слабей, глупей, то они неосознанно подталкивают второго малыша на подчинение первому, на копирование его качеств.

Однако отношения лидерства и подчинения могут играть как положительную роль, так и отрицательную. Лидер, к примеру, всегда защищает более слабого партнера. Однако подчиненный ребенок может навсегда остаться слабым и нуждающимся в защите.

Доминирующее положение может переходить от одного близнеца к другому или проявляться в различных областях: один – хороший ученик в начальной школе, другой – в институте, один силен в математике, другой – в языках и т. д.


Близнец, который доминирует в паре, ведет себя более самостоятельно, беря инициативу в свои руки. Но наблюдения показывают: часто первым из семьи, став взрослым, ухо-дит близнец, который чувствовал себя подавленным. Возможно, таким образом, он «уходит» от первенства брата или сестры.

Различай и воспитывай!

В семьях, где есть обычные братья и сестры, родители стараются эмоционально сблизить детей, помочь им добиться взаимопонимания. С близнецами все наоборот: психическое равновесие и благополучие требуют разделения этой пары. Основная трудность для близнецов – развиваться и жить, как две отдельные личности.

Каждый из детей видит перед собой двойника, которого волнуют те же проблемы. Он постоянно рядом, это друг, товарищ по играм, вместе с ним переживаются важные моменты жизни. Вот и выходит, что основная сложность для близнецов – это не научиться жить вместе, как учатся братья и сестры, а, наоборот, уметь отличать себя от другого.

Близнецы могут обрести стабильность только через утверждение своего отличия друг от друга. Отличия непременно должны подчеркиваться. Родителям важно следить, чтобы у близнецов было много своих личных воспоминаний, чтобы каждый из них имел свои представления, свое мнение, свои планы и мечты. Даже дедушек и бабушек дети могут навещать не вместе, а по очереди.

Ранняя социализация близнецов (посещение детских центров, кружков, секций, детского сада) позволяет ослабить их слияние: у каждого появляются собственные друзья, расширяется круг общения.

Родители должны находить возможность уделять время каждому ребенку в отдельности. Целесообразно предлагать малышам индивидуальные задания, чтобы каждый нес персональную ответственность за его выполнение: «Я сделал!»

Чтобы воспитать каждого ребенка в близнецовой паре самостоятельной личностью стоит прислушаться к следующим рекомендациям психологов:

  • Основной принцип воспитания – поощрение самостоятельности и индивидуальности каждого ребенка.
  • Каждому близнецу необходимо собственное время для общения с родителями и друзьями. Это поможет ребенку ощутить свою индивидуальность.
  • Покупайте детям разную одежду, игрушки, личные вещи. Не одевайте их в вещи друг друга, несмотря на одинаковый размер.
  • Постарайтесь хранить их одежду на разных полках или в разных шкафах, чтобы каждый знал, где находится его одежда.
  • Учитывайте вкус каждого малыша. Водите детей в разные секции и кружки. Покупайте разные подарки, а не один подарок на двоих. Каждому из них приятно получить свою долю родительского внимания.
  • Во время походов по магазинам позволяйте малышам самостоятельно выбирать себе вещь или игрушку. Если они выберут одинаковые игрушки, то позвольте им их приобрести и не комментируйте выбор. Если они выбрали разные игрушки – похвалите их выбор.
  • Называйте каждого ребенка по имени, а не просто «дети» или «близнецы».
  • Дома позвольте каждому ребенку выбрать любимое место за столом, любимую тарелку и чашку.
  • Наряду с семейными фотографиями делайте снимки каждого малыша в отдельности. Пусть у каждого из детей будет свой фотоальбом со снимками.
  • Постарайтесь, чтобы и у того, и у другого ребенка был свой уголок, где он мог бы побыть один.
  • Устраивайте детям раздельные прогулки и занятия. Привлекайте родственников к раздельному общению с близнецами.
  • На день рождения покупайте два маленьких торта со свечками, а не один большой на двоих. Пусть у каждого будут свои личные воспоминания.

Друг без друга никуда?

Чтобы процесс воспитания близнецов был эффективен, родителям необходимо действовать сообща. Важно поддерживать друг друга, не критиковать, не выяснять отношения при детях и не отменять распоряжений друг друга. Мама и папа в глазах детей должны составлять единую и сплоченную команду. Разработайте систему ограничений и запретов, которую должны будут соблюдать малыши, чтобы у родителей была возможность заниматься своими делами. В этом случае детско-родительские отношения уравновешиваются и становятся более гармоничными.

Старайтесь не делить детей по принципу «плохой – хороший», «капризный – послушный» и т. д. Вы можете отметить эти различия для себя, но не стоит говорить о них в присутствии малышей. Навешивание ярлыков может привести к формированию комплексов у ребенка. Отмечайте положительные особенности каждого чада и не сравнивайте его с близнецом. Пусть один из детей будет «спокойным и внимательным», а другой – «веселым и общительным».

Нередко близнецы начинают соперничать между собой за родительское внимание. Задача взрослых – сократить все ссоры на почве ревности. Запретите детям ябедничать друг на друга, оценивая конфликтную ситуацию, будьте объективны и не отстаивайте сторону одного из близнецов открыто. Учите детей самостоятельно выяснять отношения, выражая свои чувства и эмоции в форме «Я-сооб-щений»: «Мне не нравится, что ты испортил мой рисунок, мне очень обидно».

Учите детей с детства обходиться друг без друга, ведь они не смогут всегда быть вместе во взрослой жизни. Проводя время с каждым ребенком в отдельности, говорите о его личных проблемах, расспрашивайте о друзьях. Поддерживайте детей, если они хотят заняться разными делами: один – рисовать, другой – смотреть телевизор… Чем раньше вы подметите разные интересы и способности близнецов, тем лучше.

Для многих родителей воспитывать детей «одинаковыми» намного проще и удобнее. Однако это тупиковый путь, и мы пойдем по другому: поможем каждому ребенку почувствовать свою уникальность, развить свои способности и стремления, создать семью и найти собственную дорогу в жизни.

Знаменитые близнецы встречаются в искусстве, литературе, медицине, науке, бизнесе, спорте и политике. Больше всего прославившихся близнецов – в спорте. Близнецы-спортсмены всегда привлекали к себе внимание исследователей. Их изучают для того, чтобы выяснить, зависят ли победы в спорте в большей степени от генетических задатков или определяются условиями обучения и воспитания.

СПОРТСМЕНЫ

В отечественном спорте в прошлом были известны борцы Анатолий и Сергей Белоглазовы, мастера академической гребли Николай и Юрий Пименовы, хоккеисты Александр, Анатолий и Михаил Рагулины, Евгений и Борис Майоров, чемпионы по бодибилдингу Дмитрий и Виктор Климановы. Сегодня все знают футболистов Алексея и Василия Березуцких, Дмитрия и Кирилла Комбаровых.

СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЫКАНТЫ

Среди зарубежных исполнителей можно вспомнить таких близнецов, как основатели группы «The Bee Gees» Морис и Робин Гибб, турецкие оперные певицы Дидем (меццо-сопрано) и Синем (сопрано), Фелиция и Фэллон Кинг из квартета из США «Cherish». Среди музыкантов-соотечественников – «Братья Грим», дуэт «Сестры Зайцевы», народные артисты России братья Радченко.

АКТЕРЫ

Кто не знает Владимира и Юрия Торсуевых, в детстве сыгравших главные роли в популярном фильме «Приключения Электроника»! Широкое признание – у актрис театра «Мастерская Фоменко» Ксении и Полины Кутеповых. Еще одна пара близнецов из артистического мира – Ольга и Татьяна Арнгольц. Игорь и Вадим Верники – тоже известные близнецы-актеры. Их рождение разделяют всего 15 минут, но они очень разные, хотя близки и дружны. В детстве у них были общие друзья, одна компания. Оба брата – гуманитарии, хотя в школе учились по-разному: Игорь окончил школу-студию МХАТ и получил профессию актера, а Вадим – ГИТИС по специальности «театроведение». Оба работают на телевидении, но в разных жанрах.

ХУДОЖНИКИ

Есть близнецы и среди художников – например, американцы Мозес и Рафаэль Сойер. Они родились в России, в Борисоглебске, а потом их семья эмигрировала в США. Близнецы учились в художественной школе, оба стали художниками (как и их младший брат Исаак), но особо прославился Рафаэль. Среди его работ – знаменитые картины «Урок танца» и «Мои друзья».В Японии есть известные художники-близнецы, рисующие комиксы (манги), – Масаси и Сеиши Кашимото.

ПИСАТЕЛИ

Это, например, английские драматурги Питер и Энтони Шеффер, американские сценаристы Джулиус и Филипп Эпштейн – авторы сценариев многих фильмов (широко известна «Касабланка»), молодые английские романисты Суреш и Джуоти Гуптара, пишущие в соавторстве.

БИЗНЕСМЕНЫ

Дэвид и Фредерик Барклей, роди-вшиеся в многодетной британской семье, всю жизнь шли рука об руку. В 16 лет оба бросили учебу и пошли работать в компанию «Дженерал Электрик», чтобы помочь своей семье. Потом, достигнув карьерного и материального успеха, занимались самыми разными вещами, но широко известны они прежде всего своей благотворительной деятельностью. С 1987-го по 2000 год братья пожертвовали сорок миллионов фунтов на поддержку медицины.

УЧЕНЫЕ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ

Швейцарские близнецы-изобретатели Огюст и Жан Феликс Пикары всегда были очень похожи друг на друга внешне, их путали даже родители. Оба окончили Высшую политехническую школу в Цюрихе. Огюст стал инженером-физиком, Жан – инженером-химиком, но их интересы были сходными. Оба хотели летать, учились в летной школе, строили стратостаты. Первым полетел Огюст, установив мировой рекорд, но вскоре Жан Феликс этот рекорд перекрыл. Другая область их общих интересов – погружение под воду. Огюст на батискафе собственной конструкции установил рекорд глубины погружения. Позже Жан (уже в возрасте 76 лет!) на батискафе, построенном Огюстом, достиг дна Марианской впадины. Оба близнеца преподавали в университете, отличались ясностью ума до глубокой старости. Они умерли с разницей в год.

ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ

В политике самые известные близнецы – братья Качиньские, президент Польши Лех Качиньский и бывший премьер-министр Ярослав. В детском возрасте они сыграли в популярном тогда в Польше фильме-сказке «Двое, укравшие Луну». Оба брата – юристы. Близнецы Шмеман – известные религиозные деятели русского зарубежья (эмигрировали во Францию в 1929 году). Александр Шмеман – один из крупнейших православных богословов XX века. Его брат-близнец Андрей – учредитель движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе.

Педагогика

Вы счастливые родители двойняшек? Тогда Вам повезло вдвойне. Дети будут расти в компании друг друга, одновременно развиваясь и помогая друг другу познавать мир. Родителям нужно знать, что воспитание двойняшек несколько отличается от воспитания одного ребёнка. Читайте о тонкостях воспитания двойняшек в нашей статье.

Двойняшки в семье: особенности жизни и воспитания

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения.

Нередки случаи, когда у мамы рождается сразу двое и более детей: или близнецов, или двойняшек. В чём отличие между ними? В медицинской терминологии нет такого понятия как двойняшки. Различают однояйцевых или разнояйцевых близнецов. К первым относятся два ребёнка или более, развивавшихся в одной матке и родившихся почти одновременно. Разнояйцевых близнецов мы привыкли называть двойняшками. Близнецы всегда относятся к одному полу, а двойняшки могут быть как одного, так и разных полов. Близнецы всегда сильно похожи друг на дружку: почти неразличимы. Разнояйцевые близнецы (двойняшки) имеют внешнее сходство, как обычные братья и сестры. И близнецы, и двойняшки — особенные дети: появляясь на свет одновременно, они всё же два различных индивида.

«Двойняшки приходят в мир не такими, как все остальные дети».


В чём основная особенность двойняшек? В том, что они изначально вынуждены находиться всё время вместе: сначала в утробе матери, а потом – на протяжении всего детства.

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения. Даже младенцы ощущают тревогу, когда сестрички или братика долго нет рядом с ними. В этом есть и значительный плюс: двойняшки никогда не бывают одинокими. Даже если у родителей не всегда находится достаточно времени, чтобы посвятить их детям, двойняшки всегда займут себя сами, общаясь друг с другом. Такое общение начинается с простых жестов и возгласов, а вскоре становится неким «тайным языком близнецов». Почему «тайным»? Потому что взрослые не всегда могут понять, о чём лопочут дети. Малыш, который растёт в семье один, учится говорить, копируя речь взрослых. А у двойняшек развитие речи происходит по-другому: находясь рядом большую часть времени, они копируют то, что говорит друг дружка. Не умея говорить правильно, они повторяют друг за другом, однако при этом отлично понимают друг друга. И здесь одной из главных задач родителей становится своевременное развитие правильной речи обоих детей.

Ещё одни плюс двойняшек выражается в том, что обычно они гораздо самостоятельнее, чем их сверстники-одиночки.

Смотрите видео о вопросах воспитания близнецов, двойняшек и погодок

Две разных личности

Один из важнейших моментов, на который родители должны обращать внимание при воспитании двойняшек – это то, что двойняшки – две разные личности. Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями. Если родители этого не понимают и не содействуют формированию правильной идентичности ребёнка, то это может привести к сложностям в социальной адаптации во взрослом возрасте. Например, нередки случаи, когда двойняшки не хотят раздельно учиться, работать, служить в армии в разных местах. Такие люди не готовы создать свою семью, а их контакты с окружающими весьма ограничены, так как окружающих они ждут такого же взаимопонимания, как и от брата или сестры.

Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями.

В психолого-педагогической практике неоднократно описано, как у двойняшек и близнецов возникают нарушения самоидентификации, что проявляется в том, что дети могут делить приобретаемые умения и навыки. Например, один может читать, а другой писать; один отлично собирает пазлы, а другой – общается с детьми. Они себя воспринимают так, будто бы только вместе они единое целое. Случается иногда так, что двойняшки могут «потеряться» в обществе, находясь в каких-то ситуациях поодиночке. Такая модель поведения может привести к общему торможению развития личностей двойняшек. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок в паре двойняшек чувствовал границы своего «Я».

Однополые двойняшки

Задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого

В парах двойняшек одного пола почти всегда встречается такая проблема, как подчинение одного ребёнка другому. Ребёнку, родившемуся на пару мгновений раньше, подчиняется младший, а сильному – подчиняется слабый. Такие отношения между детьми вырабатываются с раннего детства, и могут продолжаться почти всю жизнь. У двойняшек-мальчиков всегда доминирует тот, кто сильнее. А среди двойняшек-девочек доминирует та, которая более развита интеллектуально. Часто доминирующий ребёнок бывает более инициативным, считает себя лучше и умнее второго ребёнка, любит им командовать. Доминирующий ребёнок более независим и самостоятелен, чем второй. Здесь задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Специфика воспитания двойняшек разного пола

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то нужно развивать у него самостоятельность и независимость от сестры.

В парах разнополых двойняшек чаще всего доминирует девочка. Это связано с тем, что, благодаря своим психофизиологическим характеристикам девочки развиваются быстрее. В том случае, если рост, вес и темп развития мальчика-двойняшки опережают девочку, то она может утратить свою доминирующую позицию – и тогда мальчик становится лидером.

Если вы видите, что лидерство одного ребёнка значительно подавляет другого, то лучше разделить двойняшек: отправить в разные группы детского сада, в разные классы, кружки, спортивные секции.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то родителям следует специально развивать у него самостоятельность и независимость от сестры. Отведите его в спортивную секцию, предназначенную только для мальчиков. Посодействуйте тому, чтобы у мальчика были свои «отдельные» друзья. Отлично, если у него появится деятельность, в которой сестра бы не превосходила его. Пусть в этом деле поможет папа. Если в семье папы нет – то матери обязательно нужно подумать, кого из мужчин привлечь к воспитанию мальчика-двойняшки: дедушку, дядю, близкого родственника, который опекал бы его и участвовал бы в его воспитании.

Если девочке всегда не хватает брата – то в этом случае нужно тоже развивать её самодостаточность.

«Разнополые двойняшки переживают разлуку не так сильно, как однополые».

Взаимоотношения двойняшек

Несмотря на то, что двойняшки всё время рядом друг с другом и дружат, это не означает, что они не могут соперничать. Борьба чаще всего возникает из-за степени любви и ласки родителей.

Чтобы наладить правильные отношения между двойняшками, лишённые жёсткой конкуренции, лучше всего действовать таким образом:

  • обняв одного, не забывайте и про другого
  • приучать не жадничать, помогать друг другу
  • учить вдумчивости, рассудительности, терпению.

Вскоре дети поймут, что родительской любви хватит на всех.

Развитие индивидуальности детей

Специалисты рекомендуют развивать в двойняшках индивидуальность: их личные взгляды, предпочтения, увлечения, таланты и т. д.

Для того чтобы избежать всех возможных нежелательных последствий, связанных с самоидентификацией, рекомендуем родителям двойняшек:

  • воспринимать детей как двух отдельных индивидов, а не как «одно человеческое существо в двух экземплярах»
  • с самого раннего возраста детей поощрять в их независимость, восприятие и понимание собственного «Я»
  • придавать значение различиям двойняшек
  • называть каждого ребёнка своим именем
  • создать у каждого из двойняшек своего пространства, игрушек и т.п.

«Совет. Уделяя внимание различиям двойняшек и успехам каждого, необходимо быть осторожным и максимально корректным, чтобы не вызвать ревность и зависть у одного из детей».

Важно всячески содействовать тому, чтобы дети-двойняшки развивались в условиях, благоприятных для их психологического и эмоционального развития. Например, с помощью и игры и правильно подобранных игрушек:

  1. Устраивайте дома кукольный театр. Для двойняшек будет полезным принимать на себя разные роли. Это будет стимулировать развитие нужных навыков, развитие речи двойняшек, их логическое мышление, воображение и фантазию. А грамотные родители ещё и будут корректировать ход игры, в зависимости от того, себя будут проявлять в ней дети. Предлагайте детям меняться ролями: так они будут развивать разные качества, в том числе и лидерские.
  2. Запаситесь логическими играми. Лото, домино и другие разновидности игр, развивающих логику, обеспечат то, что в таких играх каждый из близнецов двойняшек будет играть сам за себя. Это научит самостоятельно принимать решения, высказывать и отстаивать собственное мнение.
  3. Предлагайте двойняшкам играть в игры на развитие мелкой моторики. А если приобретать их в двух экземплярах, то двойняшки смогут соревноваться друг с другом, развивая свои индивидуальные способности.
  4. Приглашайте играть в настольные игры. Каждый из детей не только будет играть сам за себя, но и развивать речь, внимание, память, мышление.
  5. Обеспечьте каждого из двойняшек своими игрушками. Покупая игрушки, позволяйте каждому из детей делать свой собственный выбор: они выберут те игрушки, которые будут отвечать их индивидуальным особенностям и предпочтениям.

Полезные советы родителям

Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи

Полезные советы помогут родителям двойняшек выработать правильный подход в воспитании:

  1. Выбирайте детям разные по звучанию имена.
  2. Не покупайте двойняшкам одинаковую одежду, игрушки: учитывайте вкусы каждого ребёнка.
  3. Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи.
  4. Уделяйте время каждому, в том числе и для общения наедине.
  5. Подчёркивайте индивидуальные различия между двойняшками.

Воспитывая двойняшек, помните, что у каждого из них – свои мысли и желания, особенности и таланты. Помогайте развиваться детям, будьте терпеливы – и вскоре они будут радовать двойными успехами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт