Описание компетенций учителя начальных классов Marina Anegina


Описание компетенций учителя начальных классов: Marina Anegina

Учитель начальных классов работает в социальном и коммерческом секторе. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое он должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к специалисту по работе с детьми младшего школьного возраста. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Конкурсная документация по компетенции

Конкурсная документация по компетенции (Юниоры)

У учителя начальных классов должны быть сформированы компетенции принятия обоснованных и эффективных решений в профессиональной деятельности, осуществления осознанного выбора из вариантов решения с последующей ответственностью за сделанный выбор, предоставления образовательных и научных услуг высочайшего качества на основе быстрого освоения и применения научно-образовательных инноваций. Осуществляя профессиональную деятельность, специалист по работе с детьми младшего школьного возраста должен обладать комплексом универсальных знаний фундаментального характера; умениями, навыками и опытом самостоятельной деятельности; личной ответственностью, способностью к профессиональной саморефлексии и самоактуализации, постоянному обучению в течение всей жизни.

Ключевые профессиональные компетенции учителя-предметника

Вахрушева Галина Петровна,

заместитель директора по УВР,

учитель информатики высшей квалификационной категории

МКОУ Венгеровская СОШ № 2 с. Венгерово

Ключевые профессиональные компетенции учителя-предметника

Современное общество предъявляет новые требования к обучающимся. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам общества. На сегодняшний день спрос идет на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентиры. Решить эту проблему призван педагогический коллектив, который должен быть профессионалом своего дела. Но если уровень профессионализма учителей не соответствует современным требованиям, вряд ли можно рассчитывать на высокий образовательный результат, удовлетворяющий потребности общества и государства.

Педагог должен стремиться к новизне и нестандартности проведения занятий. Тем самым развивать у обучающихся навыки самостоятельно приобретать знания, формировать способность к самоорганизации, не навязывая тот или иной стереотип, позволить обучающимся самим выбирать степень освоения материала.

Педагог должен обладать профессиональными компетенциями. Рассмотрим понятие «компенсация», для этого обратимся к толковым словарям.

– Толковый словарь С. И. Ожегова: Круг полномочий, область подлежащих чьему-н. ведению вопросов, явлений (право).

– Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой: 1) Круг полномочий, область подлежащих чьему-н. ведению вопросов, явлений (право). 2) предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов.

Теперь рассмотрим понятие «ключевые компетенции». Можно предполагать, что ключевые компетенции необходимы в любой области деятельности человека и являются залогом жизненного успеха.

Профессиональная компетенция это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Существуют различные трактовки понятия профессиональной компетентности:

– «Сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф, доктор педагогических наук, профессор Красноярского государственного педагогического университета).

– «Владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» ( Г. М., профессор, доктор педагогических наук)

– «Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним» (А. В. , .

– Компетентность – это совокупность профессионально-педагогических компетенций (Соловова Е.Н., доктор педагогических наук).

Можно сделать вывод, что педагогическая компетентность – это:

– во-первых, знания, умения, навыки, необходимые педагогу для профессиональной деятельности;

– во-вторых, способность эффективно решать проблемы, используя высокий профессионализм;

– в-третьих, это необходимость использовать современные педагогические технологии, методы и приемы в учебно-воспитательном процессе своей профессиональной деятельности.

Исходя из того, что компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности, логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции.

Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.

Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Общепедагогическая компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.

Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.

Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

Креативная компетенция, т.е. умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Здесь приведены лишь некоторые компетенции, которые должен освоить педагог. Для того чтобы педагог владел этими компетенциями, требуется осознание им необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации научно-методического общения для дальнейшего развития и обучения.

Основные пути развития педагога

Рассмотрим основные направления повышения профессионального уровня педагога:

самостоятельное изучение методической литературы;

работа в методических объединениях, творческих группах, педсообществах;

2. Курсовая подготовка:

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, методов и приемов;

системная подготовка и/ или переподготовка;

посещение проблемных семинаров и вебинаров;

3. Обобщение и распространение опыта:

конкурсы/ проекты (очные, дистанционные)

обобщение собственного педагогического опыта, через активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах.

Рассмотрим первое направление. Посредством самообразования, используя Интернет-ресурсы, методические журналы, сборники, монографии – учитель имеет возможность повышать свой профессиональный уровень и общечеловеческую культуру.

Курсовая подготовка формирует второе направление, их можно представить как курсы повышения квалификации, стажировку и, при необходимости, переподготовку. И только при условии высокой компетентности педагогических работников самые замечательные идеи и начинания в образовании могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога. Профессиональный рост педагога осуществляется в различных формах обучения: очные, заочные, дистанционные курсы, вебинары, самообразование.

Не последнюю роль в повышении профессиональной компетенции играет стажировка. Она должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим педагогического работника на обучение или образовательной организацией, в которой проходит обучение педагог и исходя из её целей.

Особое место в системе совершенствования педагога занимает организация методической помощи начинающему педагогу, то есть наставничество. Начинающим педагогом считается специалист в какой-либо области знаний, но не имеющий практического педагогического опыта.

Алгоритмом наставничества можно считать пять этапов:


  • Я расскажу, ты послушай!
  • Я покажу, ты посмотри!
  • Давай сделаем вместе!
  • Сделай сам, я подскажу!
  • Делай сам, и объясни, что и почему ты делал!

Пятикратное повторение – это тот минимум, при котором информация и навыки закрепляются эффективнее. Поэтому начинающему педагогу следует организовывать особую систематическую и разностороннюю помощь по таким вопросам, как ведение школьной документации, методические требования к современному уроку, самоанализ занятия, постановка задач урока и др. С целью оказания помощи в освоении и внедрении современных образовательных технологий проводить консультации и беседы, взаимопосещать уроки. Все это способствует повышению профессионализма учителей, овладению методами развивающего, проблемного обучения и различными приемами работы по формированию учебных умений и навыков. В зависимости от профессионального уровня, наставничество может выступать в качестве этапа обобщение и распространение опыта, для высококвалифицированной категории педагогов или же выступать в роли курсовой подготовки для молодого специалиста.

К третьему направлению следует отнести участие в профессиональных конкурсах, что в свою очередь способствует повышению профессионального уровня педагогов. Чаще всего педагогу необходимо внедрить инновации в образовательный процесс и провести анализ своей педагогической деятельности. Можно рассматривать как распространение опыта.

Обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в методической работе школы, так как является комплексом мероприятий, объемным по содержанию, обеспечивающим преемственность инновационного педагогического опыта, его внедрение в массовую практику.

Виды обобщения и распространения опыта:

– самообразовательная деятельность учителя;

– участие в работе сетевых сообществ;

– единый Методический день;

Педагог может применять любой из путей развития или же их комбинирование, в зависимости от уровня своего профессионализма.

Мотивом самообразования может быть успешность, профессиональное признание, карьерный рост. Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.

Способы распространения опыта

На любом уровне профессиональной подготовки требуется не забывать о распространении своего педагогического опыта.

В методической работе эффективней использовать такие формы работы, как: семинар-практикум, организация единого методического дня, мастер-класс, круглый стол, творческие группы, методические консультации, наставничество, открытые мероприятия.

Считаю, что распространение опыта стоит реализовать по схеме, представленной на рисунке 1.

Рис. 1. Способы распространения опыта

Выводы. Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, требующий постоянного стремления к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, профессиональному развитию. Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Основным ее источником являются обучение и приобретенный опыт.

Список литературы:

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010.

3. Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. – М.: Советская энциклопедия, 1996. – 879 с.

4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.

5. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61.

6. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания. //Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 110-114.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы. //Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

Описание компетенций учителя начальных классов: Marina Anegina

БРЮХАНОВА ЮЛИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Квалификационная категория: высшая

Повышение квалификации:

— 2006г. «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника»

— 2007г. «Вариативные образовательные программы четырехлетней начальной школы (традиционная система)»

Общий стаж работы: 20 лет

Стаж работы по специальности: 20 лет

ВАСИЛЬЕВА МАРИЯ ГРИГОРЬЕВНА

Квалификационная категория: первая

Повышение квалификации:

— 2013г. «Информационные технологии»

— 2014г. «Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»

— 2014г. «Технология разработки и реализации программы деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС ОО»

— 2020г. «Изучение истории религий и воспитание духовно-нравственной культуры школьников»

Общий стаж работы: 6 лет

Стаж работы по специальности: 6 лет

ДЕРГУНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Квалификационная категория: высшая

Повышение квалификации:

— 2007г. «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника»

— 2011г. «Содержание, формы и методы воспитательной работы в современном образовательном учреждении»

— 2012г. «Актуальные проблемы начального образования и воспитательные технологии развития личности младших школьников» (в условиях введения ФГОС)

Общий стаж работы: 24 года

Стаж работы по специальности: 24 года

ЕВДОКИМОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА

Квалификационная категория: первая

Повышение квалификации:

— 2012г. «Информационно-коммуникационные технологии»

— 2013г. «Содержание и технология введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

— 2014г. «Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»


— 2020г. «Управление воспитательным процессом в образовательной организации в процессе разработки и реализации программ воспитания и социализации обучающихся»

— 2020г. «Изучение истории религий и воспитание духовно-нравственной культуры школьников»

Общий стаж работы: 24 года

Стаж работы по специальности: 22 года

КИСЛИЦЫНА ИРИНА МИХАЙЛОВНА

Квалификационная категория: первая

Повышение квалификации:

— 2007г. «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника»

— 2011г. «Актуальные проблемы начального образования и воспитательные технологии развития личности младших школьников» (в условиях введения ФГОС)

Общий стаж работы: 37 лет

Стаж работы по специальности: 37 лет

МАЛЬЦЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Квалификационная категория: первая

Повышение квалификации:

— 2014г. «Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»

Общий стаж работы: 9 лет

Стаж работы по специальности: 9 лет

МИРОШНИЧЕНКО ИЛЛА ГЕОРГИЕВНА

Квалификационная категория: высшая

Повышение квалификации:

— 2007г. «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника»

— 2011г. «Совершенствование профессиональной компетентности учителя в условиях введения федерального образовательного стандарта начального общего образования»

Общий стаж работы: 29 лет

Стаж работы по специальности: 29 лет

МОНАХОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Квалификационная категория: высшая

Повышение квалификации:

— 2006г. «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника»

Общий стаж работы: 30 лет

Стаж работы по специальности: 30 лет

РЫКОВА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА

Квалификационная категория: высшая

Имеет награды:

— Благодарность губернатора Челябинской области

— Благодарственное письмо Собрания депутатов МГО

Повышение квалификации:

— 2007г. «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника»

— 2013г. «Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»

Общий стаж работы: 36 лет

Стаж работы по специальности: 36 лет

СЕНОКОСОВА ВАЛЕНТИНА БОРИСОВНА

Квалификационная категория: первая

Повышение квалификации:

— 2008г. «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника»

— 2014г. «Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»

Общий стаж работы: 44 года

Стаж работы по специальности: 44 года

САХАРОВА ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Квалификационная категория: первая

Повышение квалификации:

— 2020г. «Управление воспитательным процессом в образовательной организации в процессе разработки и реализации программ воспитания и социализации обучающихся»

СТЫЧИНСКАЯ ЕЛЕНА БОРИСОВНА

Квалификационная категория: высшая

Имеет награды:

— Медаль «За заслуги в области обучения научному творчеству»


Повышение квалификации:

— 2011г. «Информационно-коммуникационные технологии»

— 2014г. «Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»

— 2020 г. «Организация внеурочной деятельности в начальной школе»

— 2020 г. «Методика использования электронного учебника в системе начального общего образования»

Общий стаж работы: 33 года

Стаж работы по специальности: 33 года

Портфолио учителя можно посмотреть здесь.

СУРОВНЕВА АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА

ЧУРБАКОВА РАИСА МИХАЙЛОВНА

Квалификационная категория: первая

Повышение квалификации:

— 2008г. «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника»

Общий стаж работы: 46 лет

Стаж работы по специальности: 46 лет

ШАРОВА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА

Квалификационная категория: первая

Повышение квалификации:

— 2012 г. «Курс подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС»

— 2013 г. «Реализация требований к планируемым результатам образования школьников в условиях введения ФГОС НОО»

— 2015 г. «Контрольно-оценочная деятельность в начальной школе как средство формирования и развития рефлексивных умений младших школьников»

— 2020 г. «Теория и методика преподавания учебных предметов в условиях введения ФГОС НОО»

— 2020 г. «Основы компьютерной грамотности педагога»

— 2020 г. «Изучение истории религий и воспитание духовно-нравственной культуры школьников»

— 2020 г. «Основные направления ФГОС и современный урок в начальной школе. Планируемые результаты обучения младших школьников. Новая система оценивания и диагностика учебной деятельности младших школьников. Рекомендации по подготовке выпускника начальной школы и проведения итоговой аттестации в соответствии с ФГОС»

Общий стаж работы: 8 лет

Стаж работы по специальности: 8 лет

ЩЕГЛОВА ЛЮДМИЛА ГЕННАДЬЕВНА

Квалификационная категория: высшая

Повышение квалификации:

— 2007г. «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника»

— 2011г. «Совершенствование профессиональной компетентности учителя в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

— 2014 г. «Технология разработки и реализации программы деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС общего образования»

Общий стаж работы: 33 года

Стаж работы по специальности: 33 года

Портфолио учителя можно посмотреть здесь.

ЭЛЬСЕССЕР ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Квалификационная категория: первая

Повышение квалификации:

— 2011г. «Содержание, формы и методы воспитательной работы в современном образовательном учреждении»

— 2012г. «Использование цифровых образовательных ресурсов»

— 2013г. «Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС ОО»

— 2014г. «Педагогические технологии реализации ФГОС нового поколения в образовательном процессе»

— 2020г. «Использование технологии мини-проектов в образовательном процессе»

— 2020г. «Технологии развития одаренности младших школьников»

— 2020г. «Современные педагогические технологии и специфические особенности преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации ФГОС»

Самоанализ педагогической деятельности «Ключевые компетенции учителя начальных классов»

Ключевые компетенции учителя начальных классов

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами и приемами, технологиями обучения. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому. Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Стандарты нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику. В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагога.

На протяжении всего периода моей педагогической деятельности я продолжаю совершенствование своего профессионального мастерства. Процесс непрерывного профессионального развития я осуществляю по следующим направлениям:

— краткосрочные курсы повышения квалификации позволяют мне с одной стороны, углубить знания в области педагогической теории, с другой — создать предпосылки для полноценного освоения современных педагогических технологий;

— активное использование современных информационно-коммуникационных технологий ( использую электронные образовательные ресурсы, участвую в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся и учителей начальных классов, создала мини-сайты на образовательных порталах);

— самообразование (планирую исходя из задач, над которыми работает школа и образовательных потребностей учащихся, регулярно знакомлюсь с новинками педагогической и методической литературы, изучаю и осмысливаю свой опыт, опыт коллег, а также описанный в литературе, обобщаю его, на данной основе готовлю доклады и выступаю на школьных объединениях и педагогических советах школы);


— участие в профессиональных конкурсах.

В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернете). Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием ответов (правил) оказывается высокопродуктивным. На уроках использую большое количество наглядного материала — обучение с опорой на зрительную память. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения.

В основе построения ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т. е. для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий должна быть адекватна ведущей деятельности и являться условием и движущей силой развития ребенка. Одних знаний недостаточно, необходим опыт применения их на практике. Только тогда появляются умения и навыки. Они и есть усвоенный опыт способов деятельности. В своей практике на уроках я применяю проектную и исследовательскую деятельность. Считаю, что проектная деятельность позволяет приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач.
Проектная деятельность основана прежде всего на развитии самостоятельности обучающихся, гибкой организации процесса обучения. Метод проектов применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Для использования данной технологии мне необходимо:

— владение исследовательскими и поисковыми методами, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

— умение организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

— умение устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

— умение интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Групповые формы работы также являются эффективными, акцент делается на взаимопомощь и взаимоконтроль.

Работа в классе, где обучаются младшие школьники, дает мне возможность, как педагогу:

— учиться вместе с учениками;

— планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

— мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие формировать ключевые компетенции;

— «инсценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом индивидуальных особенностей.

Таким образом, профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен — эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха. Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.

Век живи — век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и, таким образом, он становится на путь профессионального успеха.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением.

Презентация «Компетенции учителя начальных классов»

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Компетенции учителя начальных классов» »

Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС

Подготовила Бессонова Т.Д. – учитель начальных классов МБОУ ООШ № 134 г.Уссурийска УГО

«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога».

(Профессиональный стандарт педагога)

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.

Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.

Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция.

  • Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Критерии профессиональной компетентности

учителя начальных классов

  • Общекультурный критерий.
  • Общепрофессиональный критерий.
  • Коммуникативный критерий.
  • Личностный критерий.
  • Критерий саморазвития и самообразования.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

  • общая образованность и широта кругозора;
  • информированность в области культурных новинок;
  • культура речи.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:

  • потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;
  • эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
  • доброжелательный и конструктивный стиль общения.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:

  • профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
  • наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо — эмоциональным нагрузкам.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

  • самокритичность, требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.

  • Век живи — век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха.

Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт