Особенности поведения собаки — собака, питомец, воспитание, дрессировка


Различие дрессировки и воспитания собаки

Различие дрессировки и воспитания собаки

Различие дрессировки и воспитания собаки

В настоящее время в кинологии бытуют такие определения и понятия, как «воспитание щенка» или «воспитательная дрессировка», «общее послушание» или «общий курс дрессировки собак». Но не все догадываются, чем эти понятия различаются. Они незначительно, но отличаются друг от друга. Все эти определения одного поля ягоды. И они направлены, прежде всего, на то, чтобы научить наших питомцев «правильным манерам» поведения.

В чем разница между дрессировкой и воспитанием собаки

Итак, воспитание. Оно начинается с того момента, когда к Вам в дом попал щенок. Вам необходимо будет предложить ему определенные правила, по которым он будет с Вами жить под одной крышей. Любое животное, которое Вы приютили, должно жить по Вашим правилам. А Вам, в свою очередь, необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Только таким образом могут гармонично складываться ваши взаимоотношения. В противном случае ждите конфликтов. Воспитывают не только щенков — есть взрослые особи, которые по объективным причинам не проходили воспитания со стороны человека. К примеру, в Вашем доме может появиться взрослая особь ( потеряшка или животное с приюта), и она также должна принять Ваши правила и жить по ним.

Жизнь псовых — это борьба за выживание («место под солнцем» в стае). Они каждый раз будут проверять Вас: в состоянии ли Вы удержать лидерские позиции или где-нибудь дадите слабину. Если им что-то надо, то они добиваются этого по-своему, подключая всю свою хитрость. Но если Вы будете в своих требованиях настойчивыми и последовательными, то животное будет принимать эти правила поведения и следовать им. Но, в любом случае, где-то там далеко у Вашего питомца всегда будет таиться надежда, что Вы где-то дадите слабину. Вот тогда оно и воспользуется этим.

Воспитание собаки

Воспитание — это процесс постоянный, он не останавливается в какой-то определенный момент. Таким образом получается, что мы на протяжении всей жизни своих питомцев воспитываем.

В процесс воспитания входит:

  • физиологическое развитие;
  • психическое развитие;
  • физическое развитие;
  • закаливание;
  • развитие анализаторов;
  • знакомство с различными раздражителями;
  • ознакомление и привитие различных навыков общей дрессировки и др.

Под последним подразумевается приучение к кличке, запрещающей команде и другим основным навыкам, необходимым владельцу для комфортного сосуществования со своей собакой.

Как воспитывать щенка и взрослую собаку: особенности взаимоотношений с хозяином

Воспитывать щенка – сложная, но необходимая задача. Без этого питомец может стать неуправляемым или агрессивным. Гораздо сложнее воспитать взрослую собаку.

Особенность воспитания животного заключается в том, что питомец должен жить в условиях любви и не бояться своих хозяев. Агрессия со стороны владельцев вызовет только ответную реакцию. Важно научить пса уважать своих опекунов, не испытывая страха к ним. Только так удастся вырастить собаку, которая станет другом и компаньоном.

Не существует собак, не поддающихся дрессировке. Они все способные и усердные. Основная проблема заключается в лености и недостаточной внимательности владельцев.

Питомцу сложно сообщить человеку о своих потребностях. Поэтому требуется выработать четкий режим дня. В нем прописывается время прогулок (это важно при приучении к туалету), питания, игры, общения с другими собаками, сон и пробуждение, дрессировка. Последняя должна длиться не менее 20 минут в день.

Если владелец не готов соблюдать строгий распорядок дня и обеспечивать собаке комфортные условия – не нужно заводить собаку. Без должного ухода питомец будет страдать.

В семье должны быть распределены роли. Собаке, особенно мальчику, нельзя позволять занимать лидирующую позицию. Семья воспринимается псом как стая, которой нужен вожак. Остальных членов семьи он тоже должен слушаться. Иначе пес будет пытаться воспитывать домочадцев, особенно детей.

Независимо от породы, все собаки поддаются дрессировке. Если животное не слушается, значит, владелец был недостаточно усерден или, что недопустимо, агрессивен к нему. Если питомец боится своего хозяина – ситуация может закончиться трагически.

Взрослую собаку можно воспитать, но для этого потребуется гораздо больше времени и сил. У псов старше 2 лет уже сформирован характер и привычки, и чтобы их изменить, понадобится от полугода до года.

Длительные, изнуряющие тренировки запрещены. Излишнее усердие особенно опасно для малышей. Занятия нужно проводить регулярно, в комфортное для питомца время.

При воспитании животного дрессировка не заканчивается выполнением команд. Повседневная жизнь должна быть насыщена определенными правилами поведения, без которых пес не сможет воспринимать хозяина вожаком. Эти «мелочи» играют большую роль в формировании психики животного.

Правила поведения владельца:

  1. 1. Лидер всегда ест первым. Жалобные взгляды — не повод уступать эту позицию. Собаки – стайные животные, и по правилам стаи остальные ее члены едят только после вожака. Поэтому после приема пищи ни в коем случае нельзя забывать покормить питомца.
  2. 2. Лидер всегда и везде заходит первым. Это распространяется на лифт, дверь в квартиру, подъезд. Если пес продолжает протискиваться вперед – его нужно остановить одной из выученных команд.
  3. 3. В любой игре человек всегда должен побеждать своего питомца. Начинать и заканчивать все занятия должен хозяин.
  4. 4. Нужно стремиться к тому, чтобы команды выполнялись сразу, без повторения.
  5. 5. Важно регулярно напоминать собаке о том, что у нее есть свое место. Это вырабатывает дисциплину.
  6. 6. Наказывая животное, его ни в коем случае нельзя бить. Хозяйские руки – это добро, ласка, игры, еда. Рекомендуется вместо рукоприкладства слегка брать питомца «за шкирку», но не до боли, и строго с ним разговаривать. Допустимый максимум – легкий шлепок по ягодичной мышце. Но это также может спровоцировать агрессию у собаки.

Некоторые поступки абсолютно недопустимы для владельца при взаимодействии с собакой. Пренебрежение этими правилами травмирует психику животного и может быть опасным для хозяина.

Владельцу запрещено:

  1. 1. Бить собаку. Это издевательство над животным, которое карается по закону.
  2. 2. Кричать. Допустима властная интонация или строгий тон.
  3. 3. Устраивать животному голодовку. Нельзя наказывать питомца лишением еды или воды.
  4. 4. Оставлять питомца в одиночестве дольше 5 часов. В противном случае это пагубно сказывается на его психике, так как собаки – стайные животные.

Перед началом тренировок нужно сразу определиться, кто из членов семьи будет проводить занятия. Недопустимо, чтобы люди, обучающие собаку, менялись.

Для дрессировки подходит не каждый человек. Это должна быть личность с большой силой воли и безграничным запасом терпения.

Запрещено присутствие посторонних на тренировочной площадке. Даже если это одна из комнат дома, в ней не должны присутствовать остальные члены семьи во время занятий. Посторонние люди – это отвлекающий фактор, мешающий питомцу сосредоточиться на выполнении команд и запомнить их.

Если у семьи, приютившей питомца, не хватает времени или сил на полноценную дрессировку, стоит отправить собаку на занятия со специалистом-кинологом. Он поможет животному выучить необходимый набор команд и правила поведения. Необходимо следить за тем, чтобы питомец так же старательно, как и при занятиях с кинологом, выполнял команды членов семьи.

С первых месяцев жизни щенка нужно четко обозначить круг хозяев. Если питомец послушно выполняет команды посторонних людей – это тревожный сигнал. Такую собаку легко увести.

Первые занятия следует начинать в 1,5 месяца. Нужно стараться окружить его любовью и заботой.


Первые тренировки – это игра. С ее помощью щенок научится базовым командам и усвоит основы дисциплины. Постепенно программа усложняется.

Воспитывать щенка или взрослое животное нужно так, чтобы оно беспрекословно выполняло ряд базовых команд. Для этого требуется ежедневная практика и большой запас терпения. Важно помнить, что собаки изначально умеют сидеть, лежать, давать лапу, поэтому во время дрессировки владелец учится взаимодействовать с питомцем. Это взаимный труд, который требует полной самоотдачи.

Стандартный набор команд:

Команда Описание
«Сидеть» Разминочная команда развивает у питомца психологическую связь с владельцем. Собаке приятно угождать хозяину, и это нужно всячески поощрять
«Лежать» Это полезная и легкая разминочная команда
«Дай» Данная сложная команда получила распространение среди сторожевых собак
«Рядом» Без знания этой команды с животным будет практически невозможно гулять вне дома. Она необходима, чтобы поддерживать дисциплину
«Ко мне» Это одна из самых важных команд. С ее помощью можно отозвать питомца от кого-либо/чего-либо, загнать домой или отвлечь от опасных занятий
«Место» У животного должно быть свое место, где оно может спрятаться или просто отдохнуть. Это важно для его психологического комфорта. Важно, чтобы пес по команде «место» шел в определенную, обозначенную хозяином часть дома. Данный навык помогает поддерживать дисциплину. Особенно это важно, если питомец спит там, где хочет, в том числе на хозяйской кровати
«Фу» Команда знимает важное место в дрессировке. Она необходима всегда и везде. Без нее с животным будет трудно не только выйти на улицу, но и взаимодействовать дома
«Апорт» Тренировочная команда позволяет поддерживать животное в хорошей физической форме и развивать внимательность на местности
«Фас» Это сложная команда. Ей можно учить только тех собак, которые безоговорочно слушаются своего владельца. Рекомендуется пригласить кинолога для оценивания состояния и готовности собаки к этой команде

Дрессировка собаки – это необходимость. Питомец, не выполняющий команды, представляет угрозу для окружающих. Если с животным практикуются выгулы в людных местах, нельзя пренебрегать этим требованием.

На воспитание собаки влияет не только набор команд, но и их правильное использование. Животное с радостью выполняет приказы, если хозяин правильно выстроит тренировку.

При этом нельзя быть излишне строгим к питомцу, но необходимо проявлять настойчивость. Тогда после года регулярных тренировок выполнение команд не будет вызывать трудностей.

Правила проведения дрессировки:

  1. 1. Приказ надо отдавать один раз. Максимум – два. В противном случае питомец не будет считать нужным мгновенно следовать указу.
  2. 2. Давая команды, следует менять их последовательность. Если они подаются всегда в одном порядке, питомец просто выучит алгоритм действий. В итоге, животное так и не поймет, что от него требует хозяин.
  3. 3. Нельзя допускать переутомления питомца. Иначе он будет воспринимать тренировку как нечто неприятное и не усвоит команды.
  4. 4. Команды нельзя давать бесконечным потоком. После каждого действия нужно выждать небольшую паузу. В противном случае пес будет путаться.
  5. 5. Перед занятиями рекомендуется устроить прогулку и легкую физическую нагрузку. Немного устав, животное будет меньше отвлекаться и лучше понимать команды. Но нагрузки должны быть небольшими.
  6. 6. Животное не должно бояться дрессировок. Если наблюдается такая реакция – дрессировщик проявляет недопустимую степень строгости. Собака, воспитанная в любви, гораздо охотнее и старательнее выполняет команды.
  7. 7. Перед началом тренировки не стоит кормить собаку. Она должна быть немного голодна. В качестве поощрения необходимо использовать лакомство и похвалу. На сытый желудок пес склонен лениться и отказываться от лакомства, а это снижает мотивацию.

Необходимо, чтобы животное слушалось хозяина не только дома, но и на улице. Если тренировки проводятся исключительно дома, то вне его стен команды окажутся полностью бесполезными. Для первых занятий рекомендуется выбирать тихие места, где мало людей и машин, чтобы питомец не отвлекался.

Правильная тренировка вырабатывает у животного концентрацию, пес перестает отвлекаться на внешние раздражители, сосредоточив свое внимание на хозяине. После того как удастся достичь первых результатов в тихом месте вне дома, можно начинать выходить в многолюдные парки.

Средняя продолжительность занятий – 30–40 минут. Постепенно нагрузку можно увеличивать до 1,5 часа. Тренировки вне дома могут проводиться 3–4 раза в неделю. Домашние — проводятся ежедневно, рекомендуется устраивать несколько подходов по 5–10 минут.

Мнение о том, что взрослая собака не поддается дрессировке – миф. Любую собаку можно воспитать, нужно только запастись терпением и уделять процессу достаточно времени. Но занятия со взрослым животным потребуют от владельца гораздо больше усилий.

Чтобы получить положительный результат, нельзя излишне усердствовать и забывать поощрять питомца. Не нужно совмещать виды поощрений. Должно быть что-то одно – лакомство или похвала. После занятий животное следует похвалить за работу и уделить ему внимание: поиграть, поласкать. Это выработает у него положительные ассоциации.

Любую породу можно воспитать, даже дворняжку. Несмотря на то, что в последнем случае возможна смесь нескольких разных пород, это никак не мешает вырастить послушного компаньона.

При проведении статистических исследований специалисты использовали в качестве основного критерия способность к запоминанию команд. Среди плохо дрессируемых пород выделяют следующие:

Среди наиболее способных к запоминанию команд выделяют породы:

  • пудель;
  • немецкая овчарка;
  • ретривер;
  • доберман-пинчер;
  • лабрадор;
  • папильон;
  • шелти;
  • ротвейлер;
  • терьер;
  • хаски;
  • джек-рассел;
  • лайки;
  • чихуа-хуа.

Лидирующее место по способности к запоминанию команд занимает бордер-колли. Кроме высоко уровня интеллекта и способности к обучению, она обладает высокой работоспособностью и практически никогда не сидит без дела. Ее признали наилучшей породой для фермеров. Для них она станет верным и надежным компаньоном.

Исследователи выделили список пород, которые требуют обязательной дрессировки. Их воспитание должно быть в приоритете у владельцев. К ним относятся:

  • кавказская овчарка;
  • алабай;
  • бультерьер;
  • аргентинский дог;
  • кане-корсо;
  • пакистанский бульдог;
  • японский мастиф.

Особенности дрессировки собак

27.05.2012

Выдающийся дрессировщик и автор теории «мысленного внушения животным» В. Л. Дуров в своей книге «Дрессировка животных» писал: «Чем больше вы будете «разговаривать» с собакой, тем лучше для нее. То же самое и с ребенком. При рождении он маленькое животное, которое не умеет говорить и учится этому от нас. Незаметно, все больше и больше он развивается и приобретает все больше и больше слов и понятий».

Филологи подсчитали, что Пушкин использовал в своих произведениях около 10000 слов, среднестатистический гражданин употребляет в повседневном общении в среднем около 800 слов (кстати, это лексический минимум, дающий возможность понимать на 70 % речь на иностранном языке). Немецкая овчарка способна запомнить и выполнять до 500 различных команд. Вам это ни о чем не говорит?

Собака похожа на студента – все понимает, только сказать ничего не может. Если Вы дрессируете собаку и она занимается с интересом, попробуйте отдать команды очень тихо, а через некоторое время вообще без голоса, шевеля одними губами. Вы будете искренне удивлены, обнаружив, что она умеет читать по губам. Много ли людей умеют делать то же самое?

Головной мозг человеческого ребенка формируется в основном до 5 лет и в этом возрасте становится практически идентичным мозгу взрослого человека. Далее идет только возможное, но вовсе не обязательное, усложнение его структуры.

Педагоги прекрасно знают, но предпочитают не распространяться на тему о том, что умственное развитие большинства учащихся заканчивается обычно в 10-11 лет. На этом этапе завершается так называемое начальное образование и начинается длительный процесс очковтирательства, возвышенно называемый средним и высшим образованием.

Собачий интеллект

У собак развитие мозга заканчивается в 4-5 месяцев, а умственное развитие в 6-7 месяцев. Этот процесс зависит от того, насколько в процессе селекции порода генетически отошла от своих природных предков.

Например, интеллектуальные способности взрослой немецкой овчарки примерно равны способностям 3-4 месячного волчонка, поэтому, чем больше вы уделите внимания щенку в самом раннем возрасте, тем лучше. Ошибки, допущенные при воспитании щенка, будет очень тяжело или вообще невозможно исправить в будущем.

Основы дрессуры

Воспитание собак можно разделить на два этапа: подготовительный и основной курс дрессировки. Основной курс дрессировки предусматривает развитие специфических черт характера (контролируемой агрессии и т .д) и обучение выполнению определенных задач свойственных для той или иной породы.


Подготовительный этап предусматривает социализацию щенка и привитие ему общепринятых норм поведения. Очень важно в первую ночь его пребывания в вашем доме не реагировать слишком эмоционально на его пронзительные призывы. Подложите ему на ночлег грелки с теплой водой и, собрав волю в кулак, не подходите к нему до утра, иначе он сразу поймет, кто в доме хозяин, и отучить его скулить по ночам станет просто невозможно.

Вам сразу надо учить его тому, чему не учила его мама. Он должен спать и принимать пищу всегда в одном месте, не грызть обувь и другие предметы, не клянчить пищу со стола и не справлять нужду где попало.

Пока щенок маленький, то он будет оставлять лужи по всей квартире. Нельзя ни в коем случае в них тыкать его мордой. Это только его озлобит и заставит в дальнейшем вам не доверять. Используйте для туалета старые газеты, положив их в определенном доступном для щенка месте и постепенно отодвигайте их поближе к двери.

Вскоре газеты вместе с щенячьими проблемами окажутся, к вашему счастью, за дверьми. Собаки очень чистоплотные животные и быстро привыкают при необходимости проситься в туалет.

Щенка надо как можно раньше начать выгуливать желательно в самых разных местах, избегая слишком шумных мест, чтобы его не испугать, Щенячий испуг от фейерверков, падений или неожиданного обливания водой останется на всю жизнь.

Нельзя разрешать щенку подбирать какие-либо предметы на улице, а случайным прохожим гладить его или угощать. Важно в самом начале приучить малыша откликаться на свою кличку и к использованию ошейника с поводком.

Рывок поводком входит в обучение многим командам. К ошейнику приучают постепенно в форме игры, надевая его на самое короткое время перед прогулкой, обязательно давая лакомство. Обычно к шести месяцам собаки легко усваивают общие нормы поведения и становятся способны к специализированному обучению.

Воспитание и дрессировка собаки

Объем этого труда не допускает обсуждения всех подробностей дрессировки, например, натаски собаки, специально для охоты, для санитарной или полицейской службы и других целей. Здесь даны будут общие указания, как научить собаку выполнять элементарные требования, предъявляемые к ней как к ближайшему из всего животного царства другу человека, находящемуся с ним в постоянном общении.

За частыми, более подробными наставлениями придется обратиться к сочинениям, специально трактующим об этих вопросах.

Всегда следует помнить, что непослушная и невоспитанная собака никуда не годится; она только служит причиной целого ряда неприятностей как для хозяина ее, так и для всех окружающих. Такие дурно воспитанные собаки дают право их ненавистникам восставать против всего их рода и оправдывать проступками дурных экземпляров свое возмущение вообще всем классом им подобных. В виду того, прежде чем приобретать собаку, подумайте серьезно хватит ли у вас терпения и выдержки ее воспитать. 2 Воспитание и дрессировка стоят в тесной связи одно с другим и разделять эти два понятия было бы в корне неправильно. Под воспитанием собаки подразумевается вообще все то, что ей необходимо в общении с людьми: послушание, привязанность и т.п., тогда как дрессировкой называется заучивание известных действий и приемов, которые только увеличивают любовь человека к собаке и делают ее интеллигентною и полезною во всех отношениях. Основное воспитание собаки, какой бы породы она ни была, должно быть одно и то же. От охотничьей и комнатной собаки одинаково требуется послушание и чистоплотность в квартире. Способы и приемы, которыми пользуются для достижения этой цели, могут быть разнообразны, конечный же результат должен быть всегда один и тот же. Каждый может сам, даже не обладая особым познанием и уменьем, преподать своей основы воспитания, а потому общество вправе требовать от владельца собаки, чтобы она не надоедала всем и каждому своими дурными привычками.

Более специальная дрессировка дело очень трудное и не всякому дано умение внушить собаке понимание того, что от нее требуется, а потому и приступать к ней следует обдуманно и осторожно.

Основные правила воспитания можно резюмировать следующими тремя положениями:
1) Прежде всего надо выяснить характер своего воспитанника.
2) Воля воспитателя должна быть непоколебима, а проведение ее неотступно.
3) Нетерпение свое и злобу необходимо побороть и не давать им власти над собою.

Дополним эти тезисы так:

Первый пункт. Для каждой собаки во время дрессировки нужна своя система, обращаться же со всеми по одному шаблону было бы совершенно неправильно.

Одна собака очень тиха, послушна и ласкова, а потому для нее достаточно строгого слова, иная же очень упряма и требует более сурового обращения. Поэтому, прежде чем начать дрессировку или воспитание, все достоинства и недостатки характера собаки должны быть вами выяснены. Первыми будут: верность, самолюбие, привязанность, послушание и т.п., последними — зависть, жадность, сильно развитое половое влечение и т.д.

Главнейшей задачей учителя должно быть укрепление и развитие хороших качеств собаки вместе с искоренением по возможности всех недостатков.

Собака создана для того, чтобы служить человеку и беспрекословно ему повиноваться. При хорошем воспитании и обращении, привязанность ее, стремление угодить хозяину и оказать ему услугу необычайно велики.

Если воспитание собаки запущено, она чуждается людей, становится злою и недоверчивою, в ней пробуждаются животным инстинкты и из домашнего друга она превращается в отталкивающее существо.

В каждой породе попадаются совершенно различные экземпляры и от особенностей характера из них зависит большая или меньшая податливость его воспитанию и дрессировки. Эта степень восприимчивости к хорошим воздействиям человека составляет особенность данного индивидуума, а не бывает отличительной чертой той или иной породы. Нельзя, однако, не заметить, что некоторые породы все-таки имеют свои специальные способности и склонности как хорошего, так и другого свойства. На выработку и развитие этих особенностей имело огромное влияние специальное воспитание в одном и том же направлении целого ряда поколений; так например, таксы и фокстерьеры специализированны на подземную охоту; гончие, борзые, сеттера и пойнтера имеют свои специальности и т.д.

Второй пункт. Желание добиться чего-нибудь от своего ученика должно быть непоколебимо, и к достижению намеченной цели следует стремиться всеми способами; каждое послабление окажет свое влияние отнюдь не в пользу желаемого результата. Не следует однако требовать от собаки невозможного в смысле физическом, или же непонятного ей в виду недостаточной предварительной подготовки. При обучении собаки необходима строгая последовательность.

Не так давно еще существовала так называемая парфорсная дрессировка. По этой теории старались путем наказаний добиться от собаки исполнения раз ей показанной штуки. Этот способ, безусловно, устарел и отнюдь не должен применяться при разумном воспитании, т.к. влечет за собою много неприятностей, а результаты часто бывают обратные ожидаемым, собака же становится пугливой, забитой и тупой. Если собака не исполняет какого-нибудь упражнения, то это не значит еще, что поупрямиться; ведь ребенок тоже должен сперва понять, как держать грифель, чтобы выучиться писать.

Неловкость и неумение, — первые причины того, что собака не сразу может взяться за урок и не сейчас же исполняет требуемое. Побоями, наверное, ничего тут не добьешься; только упорным повторением и путем непоколебимого терпения можно достичь желаемой цели.

Если новое упражнение почему-либо собаке не удается, то настаивать на его исполнении было бы бесполезно, лучше всего повторить уже раньше пройденное и хорошо знакомое собаке, и тем поддержать ее уверенность в своих силах. Бывает, что новое упражнение не удавалось два, три раза, а на четвертый исполняется без затруднений, это значит, что собака поняла и сообразила, чего и в какой форме от нее требуют.

Третий пункт. Взявшись за дрессировку собаки, следует вооружиться бесконечным терпением и непоколебимым хладнокровием. Надо уметь вовремя быть строгим и вовремя добрым, иначе говоря, некоторый талант при этом необходим, а любовь к своей собаке неизбежна.

Только человек уверенный в своем умении и обладающий всеми перечисленными выше качествами может приступить к дрессировке.

Спокойствие, прежде всего не должно покидать обучающего ни в коем случае; оно должно выражаться в каждом движении, в каждом слове его. Как только хладнокровие вас покидает, в особенности при неизбежных иногда наказаниях, сейчас же прекратите начатый урок, чтобы не испортить все дело. Терпение необходимо еще и потому, что обучение требует постоянных и многочисленных повторений одного и того де урока. Желаемые результаты достигаются только после неоднократных указаний и пояснений, когда и сам обучающий, путем опыта, научится избирать наиболее понятный для его собаки способ обучения.

Доброта и строгость должны разумно сочетаться. Путем первой всегда скорее можно достичь желаемого; чем жестокостью или постоянными наказаниями. Похвала, лакомство и всякого рода поощрения за хорошо исполненную задачу — весьма действительны.

Собака не должна бояться своего учителя, а наоборот относится к нему с преданностью, идти навстречу его требованиям и радоваться, если он с нею занимается. Наказывать, если уже это необходимо, следует только на месте преступления, иначе наказание не достигает своей цели, а только испортит собаку, т.к. она не понимает, за что ее бьют. Если этому совету почему-либо нельзя последовать, то лучше оставить поступок без наказания; исключение составляют только те случаи, когда собака может понять, за что ее наказывают, так например — если она разгрызла или испортила что-нибудь, и ей можно указать самый corpus delicti.

Трудно определить с какого возраста следует начинать дрессировку. Начинать с молодыми щенятами, пожалуй, правильнее всего. В возрасте от 3 до 9 месяцев они могут научиться многому, играя, тогда как впоследствии игра их уже не занимает и ко всему придется приступать серьезно. Давая, например, корм своим щенятам, очень быстро можно выучить их отзываться и узнавать свое имя, подзывая каждого поодиночке. Аппортированию также гораздо легче научить щенка, чем взрослую собаку.

Вступление это закончим советом — держать собаку всегда возле себя. Она скорее к вам и привыкнет и привяжется, что же касается ее умственных способностей, то от постоянного общения с человеком они, безусловно, станут выше, чем у собаки дворовой или удаленной от хозяина.

Особенности поведения собаки с человеком

Собака и человек – их тандем сложился еще многие столетия назад, в доисторические времена, когда последний в союзе наделен доминирующей ролью, а животное всегда идет с установкой на подчинение.

Характер собаки – доминирующий или же доминантный

Если говорить о таком моменте как коррекция поведения собаки, прежде всего, стоит разобраться, какой тип характера у собаки.

  1. Доминантный характер. Так доминантное поведение собаки присуще исключительно лидерам – животное признает только вожака стаи, главного члена в семье и будет подчинено его командам, относясь лояльно или же игнорируя команды всех остальных членов семьи. Такое животное будет стремиться доминировать в своей стае, но при грамотной дрессуре и воспитании – корректировать собаку с такой установкой возможно.
  2. Рецессивный – в этом случае поведение собак с человеком идет не с позиции завоевания лидирующих позиций в стае, но с условием подчинения и равенства между всеми членами семьи.


Учимся понимать своего питомца

Прежде чем ставить вопрос о необходимости скорректировать поведение собаки в том или ином направлении – каждому хозяину стоит понимать своего питомца, чем спровоцировано его поведение и уже после принимать решение о том, как исправить его, корректируя в ту или иную сторону.

  1. Радость – проявление как для взрослой собаки и щенка будет одинаково. Собака будет прыгать на человека, облизывать лицо и руки, весело бегать и лаять вокруг хозяина. Ее поведение может проявлять себя и приглашением поиграть, животное будет приносить игрушки.
  2. Доброжелательность. Физиологические основы поведения животного в этом случае заложены в ее характере изначально – доброжелательность собаки обусловлено не только условиями содержания, питанием или иными внешними факторами, но и породой, характером. Проявляет свое расположение, доброжелательность собака помахиванием хвоста, тело животного расслаблено, уши – несколько приподняты, но выражают скорее любопытство.
  3. Доминирование. Свои доминирующие задатки собака проявляет явно и четко – понять их несложно. Прежде всего, это выражается в повышенной сексуальной активности, запрыгивание на хозяина и членов семьи как в период течки или же гона. Если животное забирает игрушки, еду у других собак – это явный лидер и исправить такое поведение поможет дрессура, установка на подчинение хозяину, правильное понимание самим человеком физиологии питомца.
  4. Агрессия. В этом случае собака как прирожденный агрессор в силу своего характера, породы или условий содержания проявлять будет агрессивное поведение громким лаем и бросками в сторону хозяина или иных животных, попытками укусить. В этом случае обязателен курс дрессуры – он может отличаться от стандартной программы, если же есть необходимость, то применение и иных методов влияния на животного, например, прием успокоительных.
  5. Готовность к нападению – в этом случае поведение животного может напоминать поведение дружелюбной собаки, но … В ее поведении есть свои отличия – собака будет вилять хвостом с меньшей амплитудой, держа его поднятым вверх, корпус будет наклонен вперед, передние лапы расставлены широко.
  6. Проявление подчинения. Особенности поведения собак в этом случае предусматривает демонстрацию своего живота. Поведение собаки на улице или же дома при встрече со взрослой, более крупной особью будет однозначным – животное дает себя обнюхать, ложиться на живот и показывать свой живот, как самое незащищенное место. Такое поведение присуще молодым собакам, щенкам, которые не способны или не могут в силу тех или иных причин занять доминирующее положение в стае.
  7. Усталость. Каждому хозяину чтобы понять своего питомца просто наблюдайте за его поведением – физиология поведения уставшего животного аналогична поведению человека. Их поведение проявит себя замедленных и тяжелых движениях, постоянным желанием сесть или же лечь.
  8. Страх и стрессовые ситуации. Так поведение животного в состоянии стресса может разниться – дрожь в теле, попытки сбежать или спрятаться за ногами хозяина, проявление агрессии, вплоть до непроизвольного мочеиспускания. Просто уведите животное домой, успокойте. Главное помните – не стоит сюсюкать и ласкать животное в состоянии страха, поскольку в будущем это может сформировать неадекватное отношение к источнику страха и стресса.

Реакции поведения собак и их значение в воспитании

Практикующие кинологи и опытные собаководы выделяют конкретные реакции поведения собак – некоторые поможет контролировать и корректировать дрессировка, правильно подобранный метод корректировки поведения в виде поощрения, ограничения или же применения медикаментозных, успокоительных препаратов.

  • Пищевая реакция. Преобладающие реакции поведения у собак на первое место ставят именно пищевую – пища для каждого животного это основа жизни, принимающая участие в формировании многих поведенческих моделей животного как один из внешних факторов влияния.

Голод будет провоцировать животное на поиск и добычу пищи – именно пищевая реакция есть самой древней, инстинктивной формой поведения. Если сформировать у животного определенные формы поведения при помощи пищи, как раздражителя – такие условные рефлексы будут долговечны и прочны. Дрессировка собак с использованием пищевой реакции – эффективна и практична.

  • Основы поведения собак предусматривают в ее физиологии и оборонительную реакцию – это могут быть как врожденные, так и приобретенные рефлексы, направленные на избавление животного от опасности, угрозы, боли. Каждая собака проявляет ее по своему – понять их будет хозяину несложно, но проявляться она будет в 3 вариациях. Прежде всего, это активная оборонительная позиция, далее злобно-трусливая реакция или же, как ее называют кинологи, смешанная форма, а также пассивное ее проявление.
  • Ориентировочная реакция. Для собак подобная реакция может и будет проявлять себя при попадании в незнакомую среду обитания, непривычную обстановку, новое место. это есть нормальной реакцией и просто дайте питомцу привыкнуть к новым реалиям, не предпринимая со своей стороны никаких мер.
  • Поисковая реакция. Именно она напрямую обусловлена физиологией и врожденными рефлексами животного – искать и находить, выступая важным условием выживания в природе собаки. При всем том, что современные питомцы живут в квартирах и комфортабельных домах – необходимость искать пищу или же преследовать дичь отпала, но инстинкт на уровне подсознания все же сохранился. В частности, дрессировка служебных пород собак напрямую связана с ее врожденным инстинктом искать и находить, используя чутье.
  • Поведенческая реакция привязанности. С людьми собака издавна сформировала многовековые отношения привязанности и как следствие – понимает своего хозяина, сформировав сегодня сложную систему рефлексов, врожденных и приобретенных, проявляющие себя в виде радостного лая и ласки в отношении конкретного человека, желании быть с ним постоянно рядом и защищать от любого проявления внешней угрозы. Странное поведение собаки, неадекватное и агрессивное, постоянное проявление страха – это те последствия, когда привязанность как таковая не сформировалась и закономерно встает вопрос о корректировке ее поведения.

В чем причина плохого поведения собаки

Решая вопрос о том, какой метод дрессировки поможет исправить неадекватное, негативное поведение собаки, стоит учитывать и первопричину, которая его спровоцировала.

Поведение, характеры у собак всегда разные, но сформировать определенные ее лучшие или же худшие рефлексы и проявления в ежедневном обиходе, способны определенные причины. Опытные кинологи говорят, что причина того, что собака ведет себя плохо, есть всегда – животное не будет беспричинно портить мебель или же лаять. И часто таких причин бывает несколько – прежде чем проходить курс дрессуры с собакой, корректируя ее поведение, стоит устранить таковые первопричины.

  • Неправильный выбор породы. Каждому хозяину, выбирая того или иного щенка, стоит принимать во внимание характеристики породы. Если вы спокойный человек, не приемлющий драк – бойцовская порода собак вам однозначно не подойдет, если постоянно заняты на работе – уделять внимание активному питомцу, тренировать его у вас просто не получиться.
  • Отсутствие подкрепления команд в процессе дрессуры. Дрессировка собаки в своих основах прописывает правило – каждая команда, правильное поведение питомца, должна быть подкреплена, будь то лакомство или же похвала, ласка хозяина. Если же животное выполнило нечто недозволенное – такое ее поведение не должно оставаться без внимания хозяина. Именно так и формируется оптимальное поведение животного, ее сосуществование в семье – стае, подчинение хозяину.
  • Собственная неаккуратность хозяина. В этом случае просто поставьте перед собой вопрос – а всегда ли вы сами аккуратны, не играете ли со своим питомцем своим носком или же перчаткой? Если дома вы всегда оставляете в распоряжении собаки на полу разбросанные личные вещи, то не стоит удивляться, почему собака постоянно грызет ваши тапки или же затаскивает до дыр носки. Наведите порядок в своем доме и так вы наведете порядок в поведении своего питомца.
  • Неправильное в доме содержание питомца. Как отмечают опытные кинологи – потребности животного могут не только формировать его характер, поведении, но и мешать этому процессу. На практике их можно условно поделить на такие группы:
  1. потребности в жизнеобеспечении. В этом случае речь идет о самых простых вещах и понять их несложно – это желание пить и есть, оборонять свою территорию и спать, двигаться и испытывать положительные эмоции. Если животное в достаточной мере не удовлетворяет такие свои потребности – в лучшем случае ее поведение будет иметь отклонение от общепринятых норм, в худшем повлечет гибель животного;
  2. социальные потребности. Собака это живое существо, испытывающее необходимость в размножении и родительской опеке, своей территории и личном пространстве, формировании стаи согласно всех положений иерархии;
  3. потребность в своем развитии – это свобода передвижения и подражание, игра и получение новой информации.

Корректор поведения собаки в азах дрессировки предусматривает – чтоб избавиться от плохого поведения, достаточно выявить и устранить первопричину его возникновения. Именно неудовлетворение той или иной потребности и ведет к плохому поведению – предложите животному правильный путь для ее удовлетворения, тем самым, сформировав у животного азы правильного поведения. Устранить у собаки нежелательное ее поведение, спровоцированное неудовлетворенной потребностью, например в пище или же общении с сородичами, проще и легче, нежели контролировать ее немотивированное в будущем поведение.

  • Неправильно составленный рацион питания. Еще одна из причин, почему собака в доме может шкодить. Часто несбалансированный рацион и нехватка тех или иных компонентов приводит к тому, что собака начинает обгрызать штукатурку, слизывать мел, обгрызать листья комнатных цветов или же при извращенном аппетите есть все подряд, не перебирая, ее поведение неадекватно. В этом случае стоит пересмотреть рацион питания – если он полноценный, то показать животное врачу, поскольку многие заболевания, такие как язва желудка или же гастрит, желудочные колиты или глисты могут спровоцировать неадекватное поведение животного.
  • Особое у собаки физиологическое состояние. Физиология самым прямым образом определяет поведение собак. Так беременная сука или же с ложной беременностью может часто рыть нору для будущего помета, создавать гнездо, стягивая в угол все тряпочки и мягкие вещи. Если у собаки – сильный голод или же ранее животное хронически недоедало, то она будет постоянно таскать втихаря или открытую с вашего стола пищу, клянчить ее даже если до этого хорошо поела. А при смене молочных зубов на постоянные щенок может грызть вашу обувь или же мебель – эти моменты стоит учитывать, как и то, что исправить их вы не в состоянии, а вот скорректировать вполне возможно, предложив например щенку косточку для игр, а щенной суке – уютную лежанку.
  • Возраст собаки. Реакции поведения собак меняются с возрастом. Так щенок по-своему смотрит на мир, воспринимая окружение по-новому – он играет и учится, формирует свой характер, положение в стае. Если же это уже взрослое животное в годах – поведение его будет более спокойным, сориентированным на отдых, нежели подвижные игры и познание мира.

Когда необходимо корректировать поведение собак?

Если скорректировать поведение своего агрессивного питомца хозяин не способен и первый представляет серьезную угрозу для человека – возникшие проблемы поможет решить обращение к специалистам и пройти курс дрессировки, коррекции поведения. Прежде всего, стоит показать своего питомца ветеринару и кинологу, зоологу – они помогут определить первопричину отклонений в поведении животного, его агрессию, составив программу корректировки.

Так специалисты – зоологи отмечают, что исправление поведения собаки может проводиться при помощи курса дрессуры, программы устранения первопричин и коррекции поведения животного, медикаментозного ее лечения и даже кастрации.

На практике кинологи выделяют такие этапы коррекции поведения животного.

  1. Прежде всего, стоит выстроить отношения с собакой в тандеме Человек – Собака, сменив ранее существующую, Собака – Человек, когда ваш питомец в доме отстаивал свою доминирующую роль вожака стаи.
  2. Далее при помощи любого звукового сигнала, именно звукового, но никак не силы, удара, пресекать каждое, неподобающе поведение животного. Это может быть свист или же громкий хлопок в ладоши – главное без применения физической силы, что может усугубить ситуацию и агрессию домашнего питомца.
  3. Далее каждый правильный поступок, поведение животного стоит поощрять – это может быть и лакомство, а также поглаживание и похвала питомца.
  4. Для полного закрепления полученных результатов – пройдите курс дрессуры у опытного кинолога. Корректируем поведение животного в этом случае путем не просто передачи собаки на попечение кинолога, а работая с ней в паре, посещая каждый урок дрессировки, выполняя каждое задание курса коррекции и обучения питомца. Это позволит не только закрепить полученные результаты, но и построит доверительные, крепкие отношения между собакой и хозяином.

Корректируем поведение собаки самостоятельно

Каждый владелец собаки, независимо от породы должен понимать – агрессию животного формирует, прежде всего, неправильное воспитание питомца с первых дней ее пребывания в вашем доме. Прежде всего, собака не понимает своего места в иерархии стаи – только лидер должен контролировать что, где и когда происходит, поведение всех подопечных и чужаков.

Когда лидирующее положение в доме занимает собака – вполне возможно в будущем она будет в будущем проявлять свою агрессию. Но такое поведение стоит корректировать при первых проявлениях агрессии со стороны вашего питомца.

Прежде всего, лишите своего питомца всех атрибутов, которые принадлежат лидеру стаи:

  • лидер ведет стаю – на прогулке собака тянет за поводок хозяина. Дрессировка в этом случае прописывает приучать животное идти рядом с хозяином, в ногу с ним или же немного, на половину головы, сзади. Поведение собаки на улице должно управляться хозяином;
  • лидер всегда ест первым. В этом случае стоит формировать диспозицию, при которой сначала едят члены семьи и только потом – миску с едой дают собаке;
  • лидер занимает любимое, самое комфортное место – кресло, постель. В этом случае стоит выделить собаке исключительно одно место для сна и отдыха, свою подстилку – если питомец упорно занимает место хозяина, брать за ошейник, снимать с места лидера и отводить на ее подстилку;
  • лидер остерегает свое имущество – миску с едой или же игрушки, при этом отбирает игрушки у других. В этом случае стоит приучать собаку к тому, что ее предметы обихода, игрушки может брать любой член семьи – просто возьмите их на пару минут в руки и отдайте назад собаке. Если животное берет ваши вещи и игрушки – пресекайте такое ее поведение.

Помимо этого, хозяева должны понимать и приучать своего питомца к тому, что любая ласка, лакомство или же увлекательная игра должна быть заслуженной. Ее невозможно получить просто так – она должна быть заслуженной послушанием животного, подчинением члену стаи или же выполнением той или иной команды. Помимо всего прочего, убирая агрессию собаки и корректируя ее поведения, стоит помнить одно непреложное правило – играя с питомцем, давая ему еду или же лакомство, любимую игрушку всегда лидер, хозяин и вожак стаи должен быть выше хоть на несколько сантиметров от животного. Это сформирует у собаки понимание и осознание того, что именно вы лидер и вожак стаи, ведь даже в природе более крупные и сильные особи всегда занимали высшее положение в иерархии.

Формируя правильное поведение у питомца, помните – прекращать любую игру и ласку стоит до того, как она надоест собаке, а начинать только тогда, когда захотите это вы сами, но никак не животное.

По мере возможности забирайте любимую игрушку собаки и, подержав ее в руках, отдавайте сразу собаке – так вы показываете положение лидера. Если собака рычит – просто встряхните ее за загривок или же легонько прижмите к земле, тем самым, подавляя волю животного. Главное никогда не применять силу и не бить животное – так вы только озлобите его и сформирует агрессивное его поведение.

Игрушки собака должна получать только из ваших рук и только в тот момент, когда дать их посчитает сам хозяин. Спать же собака должна исключительно на своей подстилке – это важно в целях ее социализации, понимания того, кто в доме вожак и хозяин, да и в целях гигиены это также имеет немаловажное значение. Спровоцировать агрессию у животного может любой фактор, причина – важно показать питомца специалистам, а если есть необходимость пройти не только курс дрессуры, но и медикаментозный курс приема успокоительных препаратов, а в некоторых случаях и стерилизацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт