Осыпались листья Любители поэзии.


stati333И осыпятся листья охапками.

и намочит их осень дождем-

стал давно на веселье не падкий

и не знаю: что в сущности ждем.

День кончается новым закатом-

заморозилась прошлым душа-

только память тревожит накатом,

затухая в тебе не спеша.

Пыль дороги прибьется распутицей

и туман прилипает как ложь,

и идти не желаешь со спутницей,

приглашая в попутчики дрожь.

И за час до лихой бесконечности

скорпионом ужалю себя,

потому что был чужд человечности,

потому что любил не любя.

Потомму что беспечность подругой

создавала одни миражи,

потому что все бегал по кругу,

разбивая надежд витражи.

Потому что уже не исправить

и ушедшего не вернуть-

можно грустью былое разбавить,

вспоминая весть пройденный путь.

И осыпятся листья охапками,

и намочит их осень дождем-

стал давно на веселье не падкий

и не знаю: что в сущности ждем.

Автор

Читайте еще в разделе «Лирика»:

Комментарии

Автор


Расскажите друзьям:

Цифры

Читайте новеньких:

    Сегодня мир станет другим, чужим и приторно сладким, Молиться мы станем другим, отдав себя недостаткам И будет сочиться из книг поток гротескных метафор, Зарываясь в недрах твоих, застыв в душе отпечатком. Уродливый, красочный мир кто-то собрал для соблазна, Создания чёрной души, творца ночного театра. Где зрители будут смотреть как льёт.

Огненный квадрат

Всего произведений: 79636.
Щелкните по нему, чтобы попасть на случайное:

Наверх Литературный журнал Авторнет работает с 2004 года ©

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил сервера и российского законодательства.
Со всеми вопросами обращайтесь в службу поддержки

Листья Фёдора Тютчева

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, —
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе —
Играли с лучами,
Купались в росе.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.

Ф.И.Тютчев написал это произведение в 1830 году, в 17 лет. В раннем периоде творчества Фёдор Иванович выступает как поэт философского плана.
С первых строк можно определить, что стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Это монолог, так как в стихотворении повествование ведётся от лица листьев. Многообразие глаголов (особенно глаголов движения) создаёт динамику.
Это произведение о жизни разных людей. Ветки сосен и елей – это один тип людей, которые живут скучно, тускло и бедно духовно. Листья – это люди, живущие ярко. Казалось бы, стихотворение о природе, листьях и деревьях, но на самом деле в нём заложено размышление о смысле и о подлинности настоящей жизни.
Стихотворение состоит из четырёх восьмистиший, каждое из которых – своеобразная глава. Произведение написано двустопным амфибрахием, трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Текст можно разбить на два смысловых отрезка. Первый – сравнение листьев и деревьев, второй – стремление листьев к свободе.
Стихотворение построено на олицетворении, так как листья выступают как живые существа. Они размышляют о своей жизни и о жалком существовании сосен и елей. В смысл помогает вдуматься аллегория и антитеза. Аллегория проявляется в том, что людские черты раскрываются с помощью природы – листьев, елей и сосен. Антитеза – противопоставление унылых тоскующих сосен молодым, ярким, устремлённым к путешествиям листьям. Также в стихотворении преобладает символический уровень. Листья – символ яркой, насыщенной, но короткой жизни. В литературе можно найти много таких примеров. Так, в произведении Е.И.Носова «Живое пламя» молодой человек по имени Алексей сравнивается с маками, тем самым «живым пламенем». И цветы, и молодой человек прожили яркую, «в полную силу», но короткую жизнь. Маки отцвели, а Алексей погиб.

Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

В этом четверостишии зелень сосен сравнивается с иглами ежа, твёрдыми, колючими. Яркий эпитет «тощая зелень», сравниваемый с иглами ежа, подчёркивает то, что они не двигаются. Зелень хвойных деревьев не меняет окраску осенью, не желтеет. Частицей «пусть» и словами сниженной лексики: «торчат», «тощая» усиливается тоскливое настроение. Сразу бросается в глаза то, что слово «ввек» повторено в последующих строках два раза:

Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Его можно ассоциировать с другими наречиями: вечно, никогда, всегда. У меня эти слова вызывают чувство обычности, повседневности. Вот и в жизни сосен и елей ничего не меняется. Это состояние усиливается благодаря аллитерации звука [с]. Глаголы состояния: торчат, спят – также подчёркивают неподвижность деревьев. К этому всему добавляется деепричастный оборот «в снега и метели закутавшись». Это значит, что деревьям нужен покой, их ничего не беспокоит, если они под снегом. Им совсем не нужны приключения, потому что любое приключение – движение, которое так не приветствуют деревья. К тому же этот деепричастный оборот дан в форме инверсии. Это сделано для того, чтобы дать читателю понять, что именно «одеяло» важно для сосен и елей.
Метафора «лёгкое племя», характеризующая листья, очень ярко вписывается в строфу, наряду с эпитетом «красное лето» и восклицательными предложениями. Во второй строфе проявляется одухотворённость, которая многократно подчёркивается сонорными звуками [м] и [л], [м’] и [л’].
В первом четверостишии второй строфы глаголы в настоящем времени, а во втором — в прошедшем. Этот переход показывает скоротечность времени и жизни. В этой строфе наблюдается и противопоставление первой, благодаря частице «ж».
В третьей строфе много нераспространённых предложений, которые одинаковы по построению. Это синтаксический параллелизм.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.

Возможно, этот приём тоже показывает быстротечность жизни. Листья гостили «краткое время» на сучьях, играли с лучами и купались в росе, а теперь пришло время осени. Листья скоро пожелтеют и осыплются. Глаголы, используемые в четверостишии, показывают угасание природы перед осенью.
Этими словами автор также намекает на мимолётность юности. По его мнению, зрелость приносит разочарования, а старость и вовсе заставляет человека задумываться о своей никчёмности. Он считает, что старость нельзя побороть, жизнь пожилых людей теряет всякий смысл и привлекательность.
Сразу же после этого четверостишия листья задают риторический вопрос, на который потом быстро даётся ответ.

Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Это вновь синтаксический параллелизм. Также в этом восьмистишии употребляется устаревшая лексика, слово «зефир» – архаизм, ныне обозначает ветер. Восклицательное предложение-ответ «Не лучше ль за ними/ И нам улететь!» показывает большое стремление листьев оторваться от веток и двигаться по направлению к далёким, неизведанным краям. Глаголы «висеть» и «желтеть» относятся к глаголам состояния. Листья не хотят просто так висеть в скуке, без солнечных лучей, без игр и, главным образом, без движения. И так же, как птицы, листья, отрываясь от деревьев, мечтают добраться до тёплых стран. Но долетят ли. Наречие «даром» подчёркивает эту мысль.
В последней строфе очень много восклицательных предложений, которые показывают страсть листьев к полёту, к свободе. Также повторяются слова «скорей» и «летим», архаизм «докучные» (надоедливые) — они подчёркивают нетерпение несчастных листьев, которые больше не могут ждать свободы. Ветки для них — тюрьма. И листья, словно заключённые, должны коротать отпущенный им природой срок в ожидании ветра-спасителя. То, что ветер – спаситель, показывает обращение, выраженное эпитетом — «о буйные ветры». Предложения побудительные, так как листья просят, повелевают.
Фёдор Тютчев, будучи молодым, не понимал, что с каждым годом человек мудреет, и поэтому в стихотворении листья призывают ветер скорее сорвать их с веток. Отношение автора к старости и взрослению очень печально, трагично. Он думает, что лучше умереть в молодости, чтобы не испытывать того состояния, которое испытывают пожилые люди на заходе своей жизни. Если же старость пришла, то лучше сразу отправиться в вечный мир, чем докучать окружающим своими нотациями.
Инверсия в предложении «Мы ждать не хотим…» употребляется для того, чтобы акцентировать внимание читателя на то, что листья не хотят именно ждать.

Мы с вами летим.

Мечта листьев сбывается. Ассонанс звуков [о], [э] и аллитерация [с] создают ощущение свиста ветра, ощущение полёта и шелеста листьев. А последняя строка – это победный сигнал.
Стихотворение «Листья» призывает людей двигаться, жить полной жизнью, распространять радость и счастье, не быть скучными, как ели и сосны.
С авторской позицией в отношении старости я не согласна. Каждый человек уникален. В любом возрасте можно найти множество плюсов. То, что старость неизбежна, это правда. Но она делает человека мудрее, опытнее. Люди, совершившие ошибки в молодости, не позволят себе или своим детям повторять их. Пожилые люди, конечно, нуждаются в заботе, но они и сами очень заботливы и внимательны к своим близким. Старость даёт человеку возможность увидеть, как растут дети, увидеть рождение новой жизни в семье, внуков, а может быть, и даже правнуков. Гавриил Романович Державин говорил: «Светлое быстрое течение реки представляет нам нашу юность…, а тихое спокойное озеро – старость».
В заключение хочу сказать, что главную роль в стихотворении «Листья» сыграли лексический и синтаксический уровни. А это значит, что именно благодаря им Фёдор Тютчев смог создать в произведении полноценную картину истинной жизни.
А чему же учит это стихотворение? Учит тому же, к чему и призывает: стремиться любить жизнь, наполнять её радостью, любовью, гармонией и добротой.

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Зарипова Фаимя
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Осень»

Образовательная область: «Познание»


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

1. Активизировать употребление глаголов;

2. Закрепить навык звукового, слогового анализа слов.

3. Активизировать и расширить словарь по темам «Осень»,

4. продолжать развивать поэтический слух детей: умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;

5. упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания осенних пейзажей;

6. продолжать развивать поэтический слух детей;

7. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение «Осень» — передавая интонационную спокойную, грусть, осенней природы.

1. Развивать тонкие движения пальцев рук и координацию движений.

2. Развивать внимание, память, логическое мышление и творческое воображение.

3. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового.

4. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

5. Развивать умение строить высказывания типа рассуждений.

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2. Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

3. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Оборудование: Детские рисунки на тему: «Березка в золотом осеннем убранстве», листья тополя, березы, липы, дуба, клена.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

1. Рассматривание на иллюстрациях деревьев, листьев;

2. Чтение «детской энциклопедии о животных»,

3. Прослушивание аудиозаписи «Шум леса»; фотовикторина «Узнай по листочку».

Форма проведения НОД: групповая.

Общая продолжительность образовательной деятельности: 30 минут

Ход непосредственно образовательной деятельности

Стихотворение Е. Трутневой «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучках,

Это платье золотое

У березы на плечах

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят


И летят…летят. летят

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель: Ребята, о каком периоде осени,это стихотворение? (Золотая осень)

Воспитатель: Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое? (Деревья стали золотыми.)

Воспитатель: Вспомните, как сказано об осеннем убранстве березки. («Это платье золотое у березки на плечах»).

Воспитатель: И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое. А может быть, лучше сказать «В золотой шубке»? Почему не лучше?

Воспитатель: Ветер обрывает листья, и они что делают? (Летят, сыплются, шелестят.)

Воспитатель: В стихотворении говорится: листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса? (Листопад).

Воспитатель повторно читает стихотворение.

Воспитатель: Как вы думаете, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, Должно быть это, улетает наше лето»? Почему немножко грустно?

Воспитатель: С конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении.

Физкультурная минутка с листьями.

Воспитатель: Я прочту стихотворение еще раз. Постарайтесь его запомнить. Заметьте, каким голосом я буду читать. А сейчас стихотворение будете читать вы сами.

Дети читают стихотворение по памяти, если,есть затруднение воспитатель помогает.

После чтение стихотворения воспитатель подходит к рисункам.

Воспитатель: Посмотрите свои рисунки. Найдите в них то, о чем говорится в стихотворении.

Воспитатель: в стихотворении говорится о золотом наряде, но ведь у осени есть и другие краски. Какие деревья осенью? Красочные, разноцветные. …

Воспитатель: На что похожи осенние листья? Подберите сравнения к слову листья. Листья летят, как… (птицы, парашютики, как будто танцуют). Лист клена похож на (звездочку, на лошадку, лист акации на (монетку, лист березки на (золотое сердечко). Что делают листья? Летают, облетают, срываются, шелестят, летят, уносятся.

Воспитатель: А если мы хотим сказать, что это уже с листьями случилось, то, как мы скажем?: (Пожелтели, облетели).

Воспитатель: Молодцы, все хорошо справились с заданием.

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Марина Цветаева — Осыпались листья над Вашей могилой

Осыпались листья над Вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, мертвый, послушайте, милый:
№ 4 Вы все-таки мой.

Смеетесь! — В блаженной крылатке дорожной!
Луна высока.
Мой — так несомненно и так непреложно,
№ 8 Как эта рука.

Опять с узелком подойду утром рано
К больничным дверям.
Вы просто уехали в жаркие страны,
№ 12 К великим морям.

Я Вас целовала! Я Вам колдовала!
Смеюсь над загробною тьмой!
Я смерти не верю! Я жду Вас с вокзала —
№ 16 Домой.

Пусть листья осыпались, смыты и стерты
На траурных лентах слова.
И, если для целого мира Вы мертвый,
№ 20 Я тоже мертва.


Я вижу, я чувствую, — чую Вас всюду!
— Что ленты от Ваших венков! —
Я Вас не забыла и Вас не забуду
№ 24 Во веки веков!

Таких обещаний я знаю бесцельность,
Я знаю тщету.
— Письмо в бесконечность. — Письмо
№ 28 в беспредельность —
Письмо в пустоту.

Osypalis listya nad Vashey mogiloy,
I pakhnet zimoy.
Poslushayte, mertvy, poslushayte, mily:
Vy vse-taki moy.

Smeyetes! — V blazhennoy krylatke dorozhnoy!
Luna vysoka.
Moy — tak nesomnenno i tak neprelozhno,
Kak eta ruka.

Opyat s uzelkom podoydu utrom rano
K bolnichnym dveryam.
Vy prosto uyekhali v zharkiye strany,
K velikim moryam.

Ya Vas tselovala! Ya Vam koldovala!
Smeyus nad zagrobnoyu tmoy!
Ya smerti ne veryu! Ya zhdu Vas s vokzala —
Domoy.

Pust listya osypalis, smyty i sterty
Na traurnykh lentakh slova.
I, yesli dlya tselogo mira Vy mertvy,
Ya tozhe mertva.

Ya vizhu, ya chuvstvuyu, — chuyu Vas vsyudu!
— Chto lenty ot Vashikh venkov! —
Ya Vas ne zabyla i Vas ne zabudu
Vo veki vekov!

Takikh obeshchany ya znayu bestselnost,
Ya znayu tshchetu.
— Pismo v beskonechnost. — Pismo
v bespredelnost —
Pismo v pustotu.

Jcsgfkbcm kbcnmz yfl Dfitq vjubkjq,
B gf[ytn pbvjq/
Gjckeifqnt, vthndsq, gjckeifqnt, vbksq:
Ds dct-nfrb vjq/

Cvttntcm! — D ,kf;tyyjq rhskfnrt ljhj;yjq!
Keyf dscjrf/
Vjq — nfr ytcjvytyyj b nfr ytghtkj;yj,
Rfr ‘nf herf/

Jgznm c eptkrjv gjljqle enhjv hfyj
R ,jkmybxysv ldthzv/
Ds ghjcnj et[fkb d ;fhrbt cnhfys,
R dtkbrbv vjhzv/

Z Dfc wtkjdfkf! Z Dfv rjkljdfkf!
Cvt/cm yfl pfuhj,yj/ nmvjq!
Z cvthnb yt dth/! Z ;le Dfc c djrpfkf —
Ljvjq/

Gecnm kbcnmz jcsgfkbcm, cvsns b cnthns
Yf nhfehys[ ktynf[ ckjdf/
B, tckb lkz wtkjuj vbhf Ds vthndsq,
Z nj;t vthndf/

Z db;e, z xedcnde/, — xe/ Dfc dc/le!
— Xnj ktyns jn Dfib[ dtyrjd! —
Z Dfc yt pf,skf b Dfc yt pf,ele
Dj dtrb dtrjd!

Nfrb[ j,tofybq z pyf/ ,tcwtkmyjcnm,
Z pyf/ notne/
— Gbcmvj d ,tcrjytxyjcnm/ — Gbcmvj
d ,tcghtltkmyjcnm —
Gbcmvj d gecnjne/

5 замечательных стихотворений про осень

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Русские классики о самом поэтичном времени года.

Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Александр Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Николай Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни.
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

Фёдор Тютчев

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт