Скрипач и муза — скрипка, паганини, бьянки


Скрипач и муза — скрипка, паганини, бьянки

Самый легендарный скрипач в истории европейской музыки − Никколо Паганини. Музыкальных записей этого композитора и исполнителя не существует, но тем острее слушатель осознает, что второго такого Паганини не будет никогда. На протяжении всей недолгой жизни маэстро ему сопутствовали любовные скандалы. Была ли в жизни Паганини любовь к женщине, которая превосходила бы его любовь к музыке?

Никколо Паганини (Niccolò Paganini) родился 27 октября 1782 года в Генуе. Впрочем, сам Никколо предпочитал убавлять себе два года, утверждая, что он появился на свет в 1784 году. И подписывался он по-разному: Niccolò, или Nicolò, а иногда − Nicolа. Со своим первым концертом Паганини выступил тринадцатилетним подростком. Постепенно красивый мальчик, который покорил генуэзскую публику 31 июля 1795 года, превращался в нескладного юношу с нервными жестами. Получился «гадкий утенок» наоборот. С годами его лицо приобрело мертвенную бледность, ввалившиеся щеки пересекли преждевременные глубокие морщины. Лихорадочно блестевшие глаза глубоко запали, а тонкая кожа болезненно отзывалась на любое изменение погоды: летом Никколо обливался потом, а зимой покрывался испариной. Его костлявая фигура с длинными руками и ногами болталась в одежде, словно у деревянной марионетки.

«Постоянные упражнения на инструменте не могли не вызвать некоторых искривлений торса: грудь, довольно узкая и круглая, по свидетельству доктора Беннати, в верхней части впала, и левая сторона, оттого что музыкант все время держал здесь скрипку, стала шире правой; перкуссия прослушивалась лучше с правой стороны − результат перенесенного в Парме плеврального воспаления легких, − пишет биограф Паганини итальянка Мария Тибальди-Кьеза (Maria Tibaldi-Chiesa). − Левое плечо поднималось намного выше правого, и, когда скрипач опускал руки, одна оказывалась намного длиннее другой».

При такой внешности о пылком итальянце еще при его жизни ходили самые невероятные слухи. Выдумали историю, будто бы за убийство жены или любовницы музыканта заключили в тюрьму. Ходили слухи, что на его скрипке якобы оставалась только одна, четвертая, струна, и он научился играть на ней одной. А в качестве струны он использует жилы убитой женщины! Поскольку Паганини прихрамывал на левую ногу, судачили, будто бы он долго сидел на цепи. На самом деле еще не опытный юноша-музыкант был типичным генуэзцем, который азартно отдавался своей страсти: будь-то игра в карты или флирт с хорошенькими девушками. К счастью, от карточной игры он вовремя сумел излечиться. Чего не скажешь о любовных похождениях Паганини.

О первой пассии Паганини известно очень мало. Ее имя и место их встреч Никколо не назвал даже своему другу. В расцвете своей молодости Паганини уединился в тосканском имении некой знатной дамы, которая играла на гитаре и передала Никколо свою любовь к этому инструменту. За три года Паганини написал 12 сонат для гитары и скрипки, которые составляют второй и третий его опусы. Словно очнувшись от чар своей Цирцеи, Никколо в конце 1804 года бежит в Геную, чтобы снова взять в руки скрипку. Любовь к таинственной тосканской подруге, а через нее и к гитаре помогла музыканту. Иное расположение струн, чем на скрипке, сделало пальцы Паганини удивительно гибкими. Став виртуозом, музыкант перестал интересоваться гитарой и лишь изредка писал для нее музыку. А вот такой привязанности как к этой знатной даме, которая, вероятно, была старше него, Паганини никогда не испытывал ни к одной женщине. Впереди его ждала полная приключений жизнь бродячего музыканта и одиночество.

Женщины в ней тоже появлялись. Много лет спустя Паганини расскажет своему сыну Акилле, что у него был роман со старшей сестрой Наполеона, великой герцогиней Тосканской Элизой Бонапарт, которая была на тот момент государыней Лукки и Пьомбино. Элиза наградила скрипача титулом «придворного виртуоза» и назначила капитаном личной гвардии. Надев пышный мундир, Паганини получил, в соответствии с дворцовым этикетом, право появляться на торжественных приемах. Связь с некрасивой, но умной женщиной, к тому же сестрой самого французского императора, тешила тщеславие Никколы. Скрипач возбуждал ревность Элизы, которая на пять лет была старше Паганини, гоняясь за юбками.

Однажды Паганини заключил пари. Он взялся продирижировать целой оперой с помощью скрипки, на которой будут всего две струны − третья и четвертая. Он выиграл пари, публика неистовствовала, а Элиза предложила музыканту, «сделавшему невозможное на двух струнах», сыграть на одной струне. 15 августа, в день рождения императора Франции, он исполнил сонату для четвертой струны под названием Наполеон. И снова оглушительный успех. Но успех у «своих» дам уже прискучил Паганини.

Как-то проходя мимо одного дома, он приметил в окне смазливое личико. Некий цирюльник вызвался помочь маэстро устроить любовное свидание. После концерта нетерпеливый любовник на крыльях любви помчался в назначенное место. У распахнутого окна, глядя на луну, стояла девушка. Увидев Паганини, она принялась кричать. Тогда музыкант вскочил на низкий подоконник и спрыгнул вниз. Позднее Никколо разузнал, что та девушка потеряла рассудок из-за неразделенной любви, и по ночам все время смотрела на луну, надеясь, что оттуда прилетит ее неверный возлюбленный. Сводня рассчитывала обмануть душевнобольную, но она не приняла гения музыки за своего парня.

После трех лет пребывания при дворе Элизы, Паганини испросил у нее разрешение удалиться в отпуск. Начались его странствования по городам Италии.

В 1808 году в Турине Никколо познакомился с любимой сестрой императора, очаровательной 28-летней Полиной Бонапарт. Как и ее сестра, она тоже была старше него, но только на два года. От туринцев Полина получила ласковое прозвище Красная Роза, в отличие от Белой Розы − Элизы. В букете Паганини появился еще один роскошный цветок. С ранней юности красавица была довольно ветреной и Наполеон поспешил ее выдать замуж. После смерти супруга, генерала Леклерка, Полина вышла замуж за князя Камилло Боргезе − мужчину привлекательного, но не соответствовавшего требованиям темпераментной корсиканки и к тому же глупого. Муж настолько раздражал Полину, что вызвал приступы неврастении. Любители чувственных утех, Полина и Никколо, приятно проводили время в Турине и в замке Ступиниджи. Их страстные натуры быстро воспламенились и так же быстро охладели. Когда у музыканта случилось сильное расстройство желудка, Полина подыскала ему замену.

Слухи о «долгих годах тюрьмы», в которой якобы просидел Паганини — чистый вымысел, но основанный на реальных событиях. В сентябре 1814 года скрипач выступал с концертами в Генуе, где в его объятия бросилась 20-летняя Анджелина Каванна. Это была не любовь, а похотливая связь и о ней стоит в двух словах сказать, чтобы развенчать один из мифов, связанных с именем Никколо Паганини. Несмотря на имя Анджелина, что на итальянском означает «ангелочек», госпожа Каванна оказалась потаскухой, которую родной отец за разврат выгнал из дому. Сделавшись любовницей скрипача, Анджелина вскоре забеременела. Биограф маэстро Тибальди-Кьеза указывает, что это еще не доказывает отцовство Паганини, так как девушка «продолжала встречаться и с другими мужчинами». Никколо взял ее с собой в Парму, а весной отец Анджелины вернулся с ней в Геную, и 6 мая 1815 года по обвинению в похищении и насилии над его дочерью Паганини арестовали. В заключении музыкант пробыл до 15 мая. Спустя пять дней Паганини в свою очередь подал в суд на портного Каванна, чтобы заставить его выплатить компенсацию. Младенец умер в июне 1815 года. Процесс закончился 14 ноября 1816 года решением не в пользу скрипача, которого обязали уплатить три тысячи лир Анджелине Каванна. За несколько месяцев до судебного постановления Анджелина вышла замуж за человека по фамилии. Паганини. Вот правда, он не был музыкантом и родственником скрипача. Однофамильца звали Джованни Батиста.

«Свобода, − сказал Паганини, − наивысшее благо для мужчины». В Венеции он увидел необычайно красивую девушку. Скромную статистку из театра «Сан-Самюэль» звали Антония Бьянки (Antonia Bianchi). Никколо посоветовал ей научиться петь, чтобы она могла выступать на его концертах. И начал платить за ее обучение. В это время в Венеции у Паганини была любовная связь с синьорой Лауреттой, о которой биографам ничего не известно. В качестве любовницы скрипача Бьянки пробудет дольше чем кто-либо до или после нее. Связь Антонии Бьянки и Никколо Паганини, началась в 1816 году, но она не одна владела его сердцем. Общепризнанной любовницей Бьянка была с 1824 по 1828 год. С Антонией он не расстался раньше, потому что она вынашивала их ребенка. 23 июля 1825 года у Паганини родился сын, которого назвали в честь древнегреческого героя Ахилла, по-итальянски его имя звучит Акилле (Achille). Кроме этого, мальчику дали еще два других тоже звучных имени − Чиро и Алессандро.

На некоторое время отношения Паганини и Бьянки стали нежнее. В письмах скрипача сохранились упоминания о «неистовстве» Антонии, в которое она периодически впадала. Один раз она грохнула об землю футляр и только по счастливой случайности уцелела скрипка, которую спас, «а вернее − выхватил у нее из рук» слуга. В другой раз она прилюдно, будучи в гостях, дала Никколо сильнейшую пощечину и подняла дикий крик.

А Паганини до конца жизни оставался со своим мальчиком и музыкой. Музы − существа изменчивые и преходящие.

Встройте Наследие от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Правду.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

Рассказ о скрипачке Регине Картер, которая играла джаз на скрипке Паганини, застрахованной на 40 млн долларов

Джаз-Пик № 224 и Евгений Долгих представляют вам джазовую и классическую скрипачку, обладательницу многих званий и призов (в том числе и «премии гения»), бессменного лидера всех джазовых чартов последнего десятилетия в номинации «Cкрипка» — неподражаемую Регину Картер!

Так получается, что мы довольно редко слышим скрипку в джазе. Когда-то скрипка считалась просто не очень подходящим для джаза инструментом, потом с легкой руки двух великих скрипачей – Жана-Люка Понти и Стефана Грапелли – скрипка нашла свою нишу и в джазе, и в джаз-роке, и в world music… Она ведь может звучать и благородно, и игриво, и женственно, и мужественно – ей подвластен полный диапазон музыкальной выразительности. И хотя количество выдающихся джазовых скрипачей нельзя поставить рядом с количеством саксофонистов или пианистов, но уже настало самое время вспомнить и об этом инструменте — перебежчике из классической музыки в джаз.

Регину Картер с самого малолетства готовили к карьере профессионального музыканта, но только академического. Ее очень музыкальная семья открыла в дочери идеальный слух и талант к скрипке, когда ей исполнилось только 3 года. Да, Регина – типичный вундеркинд, уже с 4 лет она занималась музыкой буквально каждый день. Но не судьба ей была сидеть в симфоническом оркестре – когда девушка в возрасте 15 лет, попав на концерт Стефана Грапелли, открыла для себя скрипичный джаз, ее дальнейшая карьера оказалась предрешена.

Регина Картер достигла в джазе всех высот, какие только возможны для исполнителя на скрипке, и даже больше того – в 2001 году ее пригласили в итальянский город Генуя, где хранится скрипка великого Никколо Паганини, и вручили этот инструмент для исполнения на специальном ежегодном концерте. Регина до сих пор является единственной скрипачкой из джазовых музыкантов, которой позволили играть на этом легендарном инструменте, который никогда не покидает Геную. Мало того, на следующий год ей даже разрешили взять скрипку Паганини в руки во второй раз, для того чтобы записать альбом Paganini: After A Dream, посвященный непревзойденному маэстро.

Регина не почивает на лаврах, она очень много выступает и записывается все эти годы. Ее репертуар теперь включает в себя и просто джаз, и современный фьюжн, и обработки классики, и даже… африканскую музыку! Да-да, самый настоящий африканский этноджаз, который она исполняет вместе с африканскими музыкантами. Это чрезвычайно интересная и красивая музыка, и в нашей передаче наряду с самым разным джазом прозвучит и такая экзотика… Не упустите возможность увидеть и услышать!

Вопросы и предложения пишите автору передачи на адрес jazz-peak@tut.by.


Все прежние выпуски программы смотрите в рубрике «Наши проекты – Джаз-пик».

Скрипка Паганини — история единственной вдовы маэстро

Скрипач Никколо Паганини стал настоящей легендой еще при жизни. Он пользовался чрезвычайной популярностью, причем не только в музыкальных кругах — с ним стремились дружить влиятельные люди его времени, а поклонницы стремились занять эксклюзивное место в сердце музыканта. Несмотря на это, большую часть жизни Паганини оставался одиноким, а его единственной вдовой считается его любимая скрипка, которую он называл «il Cannone» («Пушка»). Эксперты интернет-магазина Музлайн продают скрипки и знают о ней всё, в нашей статье они расскажут об истории этого инструмента с момента его появления на свет до сегодняшнего дня.

Музыкант и коллекционер

На самом деле у Паганини была не одна скрипка — он был обладателем потрясающей коллекции выдающихся инструментов, изготовленных лучшими мастерами 18 века. Среди них конечно же были образцы работы Страдивари и Амати, но самой любимой скрипкой, едва ли не единственной, с которой маэстро не расставался ни на день, была скрипка, которую изготовил Джузеппе Гварнери в первой половине 18 века. Можно смело сказать, что Паганини прошёл весь свой творческий путь именно с ней — когда парижский поклонник, состоятельный человек, преподнес ему инструмент, легендарному скрипачу было всего 17 лет, его карьера была на взлете, им восхищались публика по всей Европе.

Почему же среди множества первоклассных инструментов он выбрал именно эту скрипку?

Существует версия, что она единственная соответствовала ему в силе — она одна выдерживала экспрессивную и весьма агрессивную манеру игры, неизменно великолепно звучала, не фальшивила и идеально слушалась музыканта. Стоит ли говорить, что между Паганини и его скрипкой как будто бы образовалась связь — он относился к ней так, будто бы она была живым существом. Однажды, когда скрипка перестала звучать должным образом, он разыскал лучшего в Европе скрипичного мастера, чтобы тот вернул его сокровище к жизни. Мастеру по имени Вильом понадобилась неделя чтобы привести скрипку в порядок и за эту бесценную услугу Паганини вознаградил его сверх оплаты великолепным драгоценным ларцом, украшенным дорогими камнями.

Скрипка дьявола

Конечно же всем известна легенда о том, что Паганини будто бы продал свою душу дьяволу, чтобы стать сильнейшим виртуозом своего времени. Те, кто искренне верил в неё, в качестве доказательства приводили тот факт, что на скрипке Паганини не мог играть никто, кроме него. В руках других скрипачей инструмент звучал весьма заурядно. На наш взгляд, это всего лишь говорит о том, что важнейшую роль в успехе Паганини сыграли всё же его мастерство и подлинный талант, а скрипка была лишь орудием.

Что же стало со скрипками Паганини после его смерти?

Замечательную коллекцию скрипок, которыми владел Никколо Паганини, и в том числе его “вдову” скрипку il Cannone, унаследовал не его сын и не другие люди из его круга, но его родной город Генуя. По завещанию маэстро инструменты должны оставаться в городе и никогда не покидать его пределов — так и есть с 1851 года до наших дней. Любимая скрипка музыканта хранится в палаццо Дориа Турси, в музее, вместе с другими вещами Паганини. Для того, чтобы инструмент, на котором большую часть времени практически никто не играет, оставался в хорошем состоянии, в помещении, где она хранится, создан специальный микроклимат с постоянной температурой воздуха около 20 градусов и влажностью не выше 50%.

Можно ли услышать скрипку Паганини сегодня?

Удивительно, но да. Но далеко не каждый музыкант удостаивается чести прикоснуться к легендарному инструменту, — играть на скрипке Паганини могут лишь победители музыкального конкурса его имени, проводящегося ежегодно в Италии.

Еще один любопытный факт — одна из скрипок Паганини всё же покинула Геную, она была продана на аукционе Сотбис в середине 2000-х. За неё заплатили огромную сумму — 1,1 млн долларов.

Эта дьявольски божественная скрипка Никколо Паганини — почему маэстро завещал ее Генуе

Одни видели в нем мошенника, другие – Гения. Вся жизнь музыканта была окутана тайнами и недомолвками, и лишь сейчас стали раскрываться некоторые подробности его биографии. Но все, кто говорил о скрипаче, сходились в едином мнении: этот человек был настоящим Мастером. Из нашей статьи вы узнаете, какой мастер сделал скрипку Паганини, которую он завещал Генуе, и почему великий скрипач подарил этот инструмент родному городу!

«Достойный сын славного города»

Имя Никколо Паганини очень тесно связано с Генуей. Во-первых, маэстро родился в Генуе. В октябре 1782 года, 27-го числа, в небогатом генуэзском квартале под названием «Черная кошка», в семье Антонио и Терезы родился третий ребенок. Мальчик, которому суждено было прославить Геную на века.

Несмотря на то, что отец Никколо был обычным торговым агентом, он увлекался музыкой. Разочарованный тем, что старший сын Карло не проявлял никаких музыкальных способностей, отец обратил внимание на младшего сына, и буквально заставлял мальчика целыми днями играть на скрипке. Он мечтал, что однажды сын станет прославленным музыкантом и станет зарабатывать много денег. А юный Никколо мечтал хоть один день отдохнуть от музыкальных пассажей…

Следующим учителем стал Гаспаро Гиретти, который привил композиторскую технику и научил мальчика сочинять, ориентируясь не на инструмент, а лишь на внутренний слух.

В 16 лет Никколо удается вырваться из-под опеки отца и уехать в Пизу, где о его выступлениях заговорили. Никто из музыкантов не мог повторить те пассажи, которыми виртуозно владел Никколо. Он умел извлекать из скрипки звуки, похожие на пение птиц, звуки ветра и даже человеческий голос. Концерты шли одни за другим, города сменялись чередой: Милан, Пиза, Ливорно…

Но настоящий успех также пришел к скрипачу опять же в Генуе. Это случилось в 1827 году, в театре Фальконе, где 9 ноября состоялся концерт музыканта. Слушатели были поражены тем волшебством, которое извлекал из скрипки великий маэстро.

В числе слушателей был и король Пьемонта и Сардинии – Карл Феликс. Августейший монарх не скупился на аплодисменты, а после концерта выказал музыканту свое особое расположение. Этот случай попал на страницы «Газетта-ди-Дженова», и вскоре имя Паганини знали по всей Италии.

Один из романов случился с Анжелиной Каванна, правда он был омрачен тем, что Анжелина написала властям, будто музыкант соблазнил ее и похитил.

Паганини пришлось даже провести несколько дней в тюрьме. После внесения залога и выплаты большой суммы Анжелине, дело было закрыто.


Второй роман связан с именем Антонии Бьянка, которая родила музыканту его единственного сына Ахилла.

Из-за многочисленных поездок, постоянного музицирования Паганини совершенно не занимался собственным здоровьем. Его стали беспокоить кашель и периодические боли. Ни мази, ни притирки, ни поездки на французские морские курорты не могли излечить мастера.

Свои последние полгода жизни музыкант провел в Ницце. Сняв домик на побережье, он доживал последние дни практически в одиночестве, не желая никого видеть и страдая от невозможности заниматься музыкой, как и раньше.

Интересные факты о Паганини:

    Многие современники называли Паганини «скрипачом дьявола». Многие отказывались верить, что музыкант способен извлекать из скрипки столь прекрасные звуки, и лишь прослушав его исполнение, признавались — этот человек на самом деле виртуоз своего дела.

Паганини был до невозможности рассеянным. Он даже дату своего рождения не помнил, и в документах везде указывал по недоразумению разные даты – то на два года позже, то на год раньше. И он был третьим ребенком в семье, а не вторым, как говорил сам.

Неизвестно, посещал ли Никколо школу. В его письмах, написанных им уже в зрелом возрасте, встречаются весьма частые и грубые орфографические ошибки.

Узнайте на страницах нашего сайта историю Колизея в Риме, а также о том, как посетить самую известную достопримечательность Италии!

Информацию о достопримечательностях Сиены с фото и описанием самых интересных мест города ищите в нашем следующем материале.

А вы бывали в солнечном городе Сан Марино? Занимательные факты о становлении республики и ее столицы расскажем вот здесь: https://expertitaly.ru/polezno/informatsiya/respublica.html.

История знаменитого инструмента

Кто сделал скрипку, которую Паганини завещал в подарок Генуе? У мастера Паганини была огромнейшая коллекция скрипок, которые были созданы настоящими мастерами своей эпохи – Гварнери, Страдивари, Амати. Но именно одна была самой любимой. Имя ей – «il Cannone» («Пушка»). Такое название инструменту Паганини дал из-за итальянских событий, происходящих в первой половине XIX века.

Тогда по стране развернулось национально-освободительное движение, и неистовая скрипка Паганини лишь воодушевляла борцов за свободу. Концерты Паганини не раз оказывались под запретом, но скрипка продолжала звучать…

Так кто же из всех мастеров сделал скрипку, которую Паганини подарил Генуе, чью работу маэстро завещал родному городу?

Мастер, сделавший скрипку, которую Паганини завещал Генуе — Бартоломео Джузеппе Гварнери, внук Андреа Гварнери. Изготовлена она была, по данным архивов, в 1743 году (по другим данным – в 1742 году) . Семнадцатилетнему Никколо она была преподнесена одним парижским купцом, имя которого в истории не сохранилось.

Он был поражен силой звучания инструмента: он выдерживал мощный напор смычка, при этом звук оставался ровным и не искажался. Именно поэтому скрипка стала любимым концертным инструментом Паганини.

Музыкант относился к ней как к живому существу. Однажды скрипка потеряла голос, и музыкант понес ее скрипичному мастеру Вильому. О мастере этом ходила слава, что он может вдохнуть в любой инструмент вторую жизнь.

Паганини с надеждой обратился к мастеру. Через неделю, прибыв в дом Вильома, Паганини с тревогом и болью коснулся смычком струн и выдохнул с облегчением – звук остался прежним, сильным и мощным. В награду за это Паганини подарил Вильому драгоценную шкатулку, инкрустированную камнями.

После смерти Маэстро скрипка получила еще одно имя – «Вдова Паганини». Ни один музыкант не смог извлечь из нее звучание, как удавалось Никколо.

В завещании Великого музыканта Паганини было указано, чтобы коллекция скрипок, и особенно «Cannone» была передана в подарок его родному городу – Генуе, и никогда не покидала его пределов.


В музее (Палаццо Дориа-Турси) скрипка хранится с 1851 года. Кстати, в том же зале выставлены некоторые вещи Маэстро, его личные письма, партитуры и аксессуары для занятий музыкой.

Знаменитая скрипка хранится в специальной витрине, в которой выдерживаются определенные условия – температура должна быть 20 градусов, а влажность не должна превышать 50%.

Скрипка хранится в зале музея, но и сегодня она продолжает звучать. Правда, это право даровано далеко не каждому – играть на скрипке Мастера может лишь тот музыкант, который будет объявлен победителем музыкального конкурса имени Паганини. И этот музыкант играет на знаменитой скрипке перед переполненным залом…

Викторов является учредителем и председателем попечительского совета Фонда скрипичного искусства. Фонд занимается поддержкой и развитием скрипичного искусства в России, а также поддержкой талантливых исполнителей скрипичной музыки.

На нашем сайте вы также узнаете все о популярном горнолыжном курорте Италии — Червинии! Расскажем, как провести незабываемые зимние каникулы всей семьей.

В нашем следующем обзоре читайте отзывы туристов об отдыхе на Сицилии. Мы подготовили список самых лучших пляжей и интересных достопримечательностей этого уголка Италии!

В этой статье ищите подробную карту Римини с достопримечательностями! Что можно посмотреть в этом итальянском городке?

Где находится, как добраться

Адрес Дориа-Турси: Via Garibaldi, 9, Genova

Телефон: +39 010 557 2193

Адрес музея Палаццо Бьянко: Via Garibaldi 11, 16124 Genova

Телефон: +39 010 557 2193

Стоимость билета в Палаццо Бьянко – 10 евро (для детей и льготных категорий граждан стоимость билета равна 8 евро).

Работает музей для посетителей ежедневно с 9 до 19 часов.

Выходной день – понедельник.

Добраться до Виа Гарибальди можно на метро, до станции «Сан Джорджио».

Из этого видео вы узнаете еще больше о музее Никколо Паганини в Генуе, какие инструменты там хранятся, а также почему великий маэстро завещал свои скрипки родному городу:

Никто из слушателей был не в силах выразить словами те чувства, которые возникали, когда Мастер Паганини брал в руки смычок и прикасался им к своей волшебной скрипке…

=История любви музыканта Николо Паганини=

История любви музыканта Николо Паганини=

Скрипка Паганини

Душа, что получается?

Он на простенок выбег,
Он почернел, кончается
Сгустился, целый цыбик
Был высыпан из чайницы.

Он на карнизе узком,
Он из агата выточен,
Он одуряет сгустком
Какой-то страсти плиточной.
Отчетлив, как майолика,
Из смол и молний набран,
Он дышит дрожью столика
И зноем канделябров.
Довольно. Мгла заплакала,
Углы стекла всплакнули.
Был карликом, кривлякою
Меssieurs, расставьте стулья. (*)

Борис Пастернак


Leonid Kogan, Niccolò Paganini, Violin Concerto №1

Об этой прекрасной истории любви
практически ничего не известно. Великий скрипач оставил её в своём сердце. И
лишь некоторые свидетельства очевидцев и близких друзей Паганини рассказали о
том, что значила Полина Боргезе в жизни известного музыканта.

Она была
сестрой Наполеона Бонапарта, женщиной яркой, ослепительной, пылкой, покорившей
сердца самых известных мужчин Европы, не оставившей равнодушным и сердце
великого итальянца Николо Паганини.

Полина действительно была красива. Многие отмечали, что у княгини был
слишком острый подбородок и очень прямой нос, однако это ничуть не портило её
прекрасного лица. Фигура её оставалась совершенной. Очень многие смогли оценить
прелести её тела, так как княгиня не отказывала ни в чём своим поклонникам. А их
у неё было слишком много. Так много, что окружающие по праву считали Полину
самой аморальной женщиной страны. Один её современник говорил: «Она являла собой
необыкновенное сочетание совершенной телесной красоты и невероятной моральной
распущенности».

Познав мужчин в самом юном возрасте, юная девушка не
пыталась вести себя благопристойно. Она заводила романы с мужчинами, любила
грубые развлечения, возводила в культ своё тело и плотские наслаждения. Её
совершенно не интересовали музыка, поэзия, история, живопись. Она не желала
слышать об образовании и запрещала своим любовникам заводить с ней умные
разговоры.

Niccolò Paganini Violin Concerto No 5 A minor Sergei Krylov, Yuri

Её брат, наблюдая за развратной жизнью шестнадцатилетней
сестрицы, решил выдать её замуж за одного из своих подчинённых, молодого и
статного генерала Виктора Эммануила Леклерка, который слыл воспитанным,
терпеливым и во всём прислушивался к Наполеону, к тому же обладал значительным
состоянием. Бонапарту этот брак показался весьма выгодным. Молодая пара
обвенчалась летом 1797 года, а спустя год юная жена родила супругу сына,
которому суждено было прожить всего четыре года.

Вскоре после рождения у
Полины ребёнка Наполеон отправил генерала Леклерка в Вест-Индию и настоял, чтобы
его жена поехала с ним. Та, узнав об отъезде из Парижа — центра развлечений и
роскоши, решительно отказалась сопровождать супруга. Разгневанный Бонапарт силой
посадил сестру на корабль, который с четой Леклерков отплыл в отдалённую
французскую колонию в Карибском море.

Прибыв туда, Полина нашла острова
весьма привлекательными и решила не отказываться от привычной жизни. Она
устраивала вечеринки, приёмы и, как истинная женщина, наряжалась в роскошные
платья, совершенно неуместные для тех мест. Однако пробыть в Вест-Индии супругам
пришлось недолго. Вскоре на островах началась сильнейшая лихорадка, от которой
за несколько дней скончался генерал Леклерк. Это было настолько неожиданно, что
молодая жена в знак скорби обрезала свои роскошные волосы и, накрыв ими тело
супруга, облачилась в чёрные одежды. Спустя несколько дней она возвращалась в
Париж.

Однако носить вдовий креп Полина долго не стала. Она опять
бросилась в объятия новых любовников, чем в который раз сильно разозлила брата.
Тот вновь подобрал ей жениха, 28-летнего князя Камилло Боргезе, которого его
пылкая сестрица и не подумала отвергать: князь обладал огромным состоянием,
лучшей коллекцией бриллиантов и роскошной виллой вблизи Рима. Так, в начале
ноября 1803 года Полина стала княгиней Боргезе. Поздравить молодожёнов прибыли
мать невесты, два брата и нелюбимая невестка Жозефина. Однако план Бонапарта не
дал результатов. Его сестра, став одной из самых богатых женщин Европы, больше
не желала знать какие-либо запреты. Спустя три года возмущённый и отчаявшийся
супруг предложил Полине жить отдельно. Та с удовольствием приняла столь
заманчивое предложение князя Боргезе, предварительно отвоевав для себя право
жить в туринском дворце, внушительное ежемесячное пособие и открыто стала
приводить в свой дом любовников.

Niccolò Paganini Violin Concerto No 4 D minor Uto Ughi

В тот период она встретила известного
музыканта Николо Паганини, фигуру магнетическую, странную и
таинственную.
Паганини был высоким, худым и нескладным. Бледное, жёлтое,
словно вылепленное из воска лицо казалось нездоровым. Вся его внешность внушала
страх, но особенно поражали тонкие, неестественные, паукообразные пальцы,
которые казались настолько длинными, что дали повод говорить о проведённой на
кистях скрипача сложнейшей операции, после которой он якобы мог так виртуозно
исполнять трудные музыкальные произведения. Находились и те, кто считал, что
феномен его неподражаемой игры на скрипке скрывался в редкой болезни, так
называемом синдроме Марфана. Больные этим недугом отличаются особой внешностью:
желтоватой кожей, глубоко посаженными глазами и очень длинными, худыми,
«паучьими» пальцами. Были и те, кто полагал, что он продал душу дьяволу за
поразительный музыкальный талант. Но, вероятнее всего, секрет великого музыканта
заключался в его феноменальном упорстве, трудолюбии и стремлении познать все
возможности любимого инструмента.

Вокруг его личности ходило множество
слухов. Одни пугались его вида и раздражительного, вспыльчивого характера,
стараясь близко не подходить к странному музыканту. Других облик скрипача
завораживал и заставлял молиться на него, словно на что-то божественное.

Элиза
Бачокки

Его любили женщины. Среди его любовниц были Элиза Бачокки, певица
Антония Бьянки, ставшая ему впоследствии женой, баронесса Елена Добенек,
англичанка Карлотта Уотсон. Но только Полина Боргезе, его любимая Паолетта,
стала для Паганини настоящей музой, которой великий музыкант посвятил несколько
лучших своих произведений.

Антония
Бьянки

Они встретились в Турине, и спустя несколько дней маэстро стал
любовником княгини. Влюблённая пара была неразлучна. Что привлекало тонкого и
осторожного скрипача в легкомысленной, распущенной, свободной от морали женщине?
Паганини никому не ответил на этот вопрос. Как не рассказал никаких подробностей
о встречах с Паолеттой.

Роман влюблённых был недолгим. Вскоре ветреная
княгиня променяла бледного и больного скрипача на его собственного друга —
придворного поэта и композитора Феличио Бланджини, которого княгиня пригласила
дирижёром в якобы личный оркестр. Всем было известно, что никакого оркестра у
мадам Боргезе не существовало. Бланджини, не сумев устоять перед чарами хитрой
обольстительницы, забыл про верного друга в объятиях пылкой
любовницы.
Обманутый Паганини вернулся в Тоскану. А бывшая любовница, бросив
дирижёра так же внезапно, как и известного скрипача, завела очередной роман с
молодым, любвеобильным художником. После многочисленных любовных интриг и
порочных связей княгиня заболела. Причину её болезни придворные доктора
объясняли «чрезмерными страстными идиллиями», советовали княгине прекратить
отношения с любовниками и прописывали ей полный покой и горячие ванны. Та,
усмехаясь предписаниям лекарей, не последовала их настоятельным советам и уехала
в Париж с очередным любовником. Ей было 40 лет.

баронесса
Елена Добенек

Спустя несколько месяцев она вернулась в Турин, туда, где
её так любили и боготворили местные жители. Свободная, независимая корсиканка
была всегда открыта, обольстительна и непредсказуема. Она продолжала устраивать
пышные празднества с балами и фейерверками. «Принцесса Туринская», «дамасская
роза» блистала в своих великолепных нарядах и драгоценностях, которые теперь
скрывали её когда-то такие роскошные прелести. Тело божественной Полины
утрачивало свою молодость. Она так страдала, что придумывала всевозможные
хитрости, чтобы скрыть морщины. Теперь она появлялась в шикарных закрытых
платьях, а её шею украшали сорок нитей белоснежного жемчуга. Но здоровье её всё
ухудшалось.

В последние дни своей жизни княгиня умоляла мужа приехать к
ней и остаться во дворце какое-то время. Тот согласился, простив неверную
супругу.

Она умерла от рака на руках у князя Боргезе 9 июня 1825 года.
Полине едва исполнилось 45 лет. Говорили, что она скончалась с зеркалом в руке.
Перед смертью она просила похоронить её в закрытом гробу, чтобы никто не увидел
её старого и бледного лица. Полина Боргезе мечтала запомниться миру молодой. Её
волю исполнили и рядом с гробом поставили великолепную статую работы
итальянского мастера Антонио Канова, для которой много лет назад позировала
ослепительная княгиня.

Niccolò Paganini Violin Concerto No 3 E major Henryk Szeryng Czech

О кончине любимой Паганини узнал через несколько
дней. Печальную новость ему сообщил бывший друг и соперник — Феличио Бланджини.
Описывая последние дни жизни Полины, Бланджини писал: «Вспоминала ли княгиня
тебя, Николо? Думаю, что нет… На бывших любовников она всегда смотрела
снисходительно, будто бы сквозь пальцы».

Для великого скрипача это были
мрачные, полные воспоминаний и слёз дни. И только родившийся спустя месяц сын
смог вернуть музыканта к жизни. Паганини продолжал ездить по странам, давать
концерты, запрашивая за них баснословные гонорары. Прославленный итальянец стал
бароном, обладателем огромного состояния, приобрёл графское поместье, собрал
коллекцию редчайших музыкальных инструментов. Паганини стал самым богатым
музыкантом того времени. Но начавшаяся болезнь и сильнейшие горловые спазмы
подрывали его силы.

К началу 1840 года он уже не мог разговаривать и
общался с родными лишь с помощью записок. 27 мая 1840 года великого скрипача
Николо Паганини не стало. Он умер в Ницце, но похоронить его, безбожника и
якобинца, как обычного смертного церковь запретила. На четыре долгих года тело
великого музыканта было помещено в морг госпиталя для прокажённых. И лишь спустя
годы, когда церковный запрет был снят, великого маэстро доставили на
родину.

О княгине Боргезе теперь вспоминают как о сестре великого Бонапарта,
единственной из родственников, кто отправился с ним в изгнание на Эльбу, кто
просил правительство позволить жить с бывшим императором на острове Святой Елены
и кто отдал большую часть своих сбережений для Наполеона. Самая аморальная
женщина Европы оказалась мужественной, смелой и жертвенной.

Николо
Паганини вошёл в историю как основатель романтизма в итальянской музыке, как
создатель великолепных произведений для скрипки и гитары, как неподражаемый,
гениальный скрипач, в игре с которым «мог сравниться разве что дьявол».

А
история любви музыканта и одной из обворожительных и красивых женщин своей эпохи
так и осталась неразгаданной тайной, о которой влюблённые предпочли
молчать.

Niccolò Paganini Violin Concerto No 2 B minor La campanella, Tedi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёздный стиль - женский сайт